КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИВОДЯЩИХ К ОТКАЗАМ

По скорости протекания процессы, приводящие к отказам, мож­но разделить на три группы

Первая группа — быстро протекающие процессы К этой группе относят процессы, имеющие периодичность изменения, изме­ряемую обычно долями секунды Эти процессы заканчиваются в пределах цикла работы объекта эксплуатации и вновь возникают при следующем цикле. К ним относятся вибрации узлов, изменения сил трения в подвижных соединениях, колебания рабочих нагрузок и другие процессы, влияющие на взаимоположение узлов я деталей в каждый момент .времени и искажающие цикл работы машины. Возникновение быстро протекающих процессов обусловлено слож­ными физическими взаимодействиями, которые происходят при ра­боте механизмов, трении в подвижных элементах и т. п

Вторая группа — процессы средней скорости. К этой группе относят процессы, протекающие за время непрерывной работы объ­екта. Их длительность измеряется обычно в минутах или часах. Они приводят к монотонному изменению начальных параметров объекта. Это как обратимые процессы (например, изменения тем­пературы элементов конструкции), так и необратимые (например, износ элементов конструкции).

Третья группа — медленно протекающие процессы. Они протекают в течение всего периода эксплуатации летательного ап­парата.

К таких процессам относят: износ подвижных элементов, усталость, перераспределение внутренних напряжений в деталях конструкции, ползучесть металлов, загрязнение поверхностей тре-

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИВОДЯЩИХ К ОТКАЗАМ

Рие. 4 4 Пример распределения продолжительности простоев самолета яа ре­монте:

/ — экспериментальные данные: 2 — теоретическое значение

шил коррозия, сезонные изменения температуры, старение резино­вых изделий и др. Вместе с тем эти процессы сказываются также на выходных параметрах летательного аппарата, и о изменение ад происходит очень медленно. Указанные процессы являются стенай — яымн функциями, для которых характерно рассеивание значений параметров Они, безусловно, являются вредными и могут возни­кать в элементах конструкции летательных аппаратов иля являть ся следствием внешних нагрузок. При длительном действии таких процессов, а также в случае повышения уровня внешних нагрузок может произойти потеря работоспособности.