ПРОГРАММА ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ
В соответствии с введенными выше понятиями и описанием жизненного цикла рассмотрим подробнее структуру задач управления эксплуатацией ЛК-
Всю совокупность задач управления можно условно разделить на две группы: 1) разработку планов или программ создания и эксплуатации отдельного комплекса и системы ЛК; 2) оперативное управление выполнением этих планов или программ. Конкретизируем задачи управления, входящие в эти группы. К первой группе относят задачи разработки: эксплуатационной части ТТ и ЛК; программы поддержания ЛК в готовности к применению; плана ввода в эксплуатацию системы ЛК; плана снятия с готовности комплексов и замены их новыми или модернизируемыми.
Ко второй группе относят задачи оперативного управления вводом ЛК в эксплуатацию; поддержанием ЛК в готовности к применению;
применением ЛК по назначению; снятием ЛК с готовности или заменой
их новыми (модернизируемыми) комплексами.
Среди задач планирования центральной задачей можно считать разработку программы поддержания комплекса в готовности к применению. Эта программа в основном определяет объем и периодичность контроля — заг состоянием комплекса, содержание и периодичность различных видов технического обслуживания, способы восстановления готовности ЛК при возникновении различных неисправностей. В ней наиболее полно увязаны свойства комплекса, технология эксплуатационных процессов, степень готовности техники и персонала, организационная структура эксплуатационных органов и их задачи.
Программа поддержания в готовности системы ЛК основывается на программах поддержания готовности отдельных ЛК — Она регламентирует состав, последовательность и способы использования сил и средств в системе, обеспечивающие все предусмотренные виды технического обслуживания и восстановления готовности неисправных ЛК для поддержания заданного уровня или улучшения функционирования системы в целом.
Планы ввода в эксплуатацию и снятия с готовности или замены системы ЛК определяют состав сил и средств, а также последовательность и сроки строительных, монтажных и пусконаладочных работ, автономных и комплексных испытаний отдельных комплексов, при которых обеспечивается приведение в готовность к применению требуемого количества новых ЛК в установленные сроки.
Описанные выше задачи планирования, как правило, частично решаются аналитически и, несмотря на их разнородность, можно указать определенную последовательность их решения.
Исходя из целей планирования, определяют те параметры и характеристики, которые составляют существо плана (программы). Так, н программе поддержания ЛК в готовности к применению необходимо, в частности, установить: виды контроля за состоянием ЛК (например, постоянный, ведущийся непрерывно; периодический— один раз в несколько суток; периодические проверки через несколько месяцев); перечень контролируемых параметров, которые определяют глубину контроля за состоянием комплекса; периодичность различных видов контроля (постоянную для всего срока поддержания ЛК л готовности к применению или изменяющуюся в зависимости от его состояния, срока эксплуатации и других факторов); виды технического обслуживания ЛК (например, ежедневное, недельное, месячное, сезонное, полугодовое, годовое и т. д.); технологию видов технического обслуживания и периодичность для различного оборудования; виды и технологию устранения неисправностей; состав необходимых для этого сил и средств; допустимые или средние сроки устранения неисправностей; виды, периодичность и технологию ремонтов элементов (оборудования, агрегатов, машин и т. п.), входящих в комплекс; организацию и периодичность проведения доработок комплекса; состав, эшелонирование, порядок поставки и использование запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП); допустимые (средние) трудозатраты или стоимости проведения различных видов
контроля, технического обслуживания, . ремонтов и доработок ЛК.
Приведенное в качестве примера содержание программы поддержания ЛК в готовности, естественно, может меняться в зависимости от состава комплекса, его задач и сложившейся практики эксплуатации.
Программа поддержания ЛК в готовности к применению закрепляется в комплекте эксплуатационной документации на комплекс, обычно в виде инструкций, норм, технологических графиков и других форм документов.
( |
Разработка эксплуатационной документации основывается на качественном анализе и количественных результатах решения ряда задач, позволяющих найти наилучшие по какому-либо критерию или приемлемые сочетания параметров, определяющих программу поддержания ЛК в готовности к применению.
Перечень контролируемых параметров, технология технического обслуживания, ремонтов и устранения неисправностей, как правило, находятся в результате качественного анализа различных режимов функционирования комплекса, его составных частей и элементов с учетом накопленного опыта эксплуатации подобной техники и ряда других факторов, которые плохо формализуются. Такие параметры программы, как периодичность видов технического обслуживания и ремонтов, состав сил и средств для выполнения различных видов работ, последовательность их использования и некоторые другие, можно определить аналитически. Для получения перечисленных количественных характеристик необходимы формализация соответствующих процессов, разработка моделей, их анализ и синтез. При этом можно учесть ряд ограничений (на возможности ведения работ, ресурсы и т. п.), которые всегда имеют существенное значение в таких задачах, а также выбрать критерии, по которым отбираются наилучшие (оптимальные) решения.
Найденные таким путем оптимальные характеристики программы обычно рассматривают как ориентировочные значения, к которым нужно стремиться. Однако дополнительный учет ряда плохо формализуемых ограничений заставляет отступать от этих оптимальных значений, поэтому при решении задач оптимизации важно получить не только наилучшие значения искомых параметров, но и интервалы, в которых отклонения от оптимальных значений не дают заметного проигрыша в эффективности, затратах времени и других характеристиках, принятых за критерии оптимизации.
Несмотря на невозможность только количественного анализа и синтеза такой сложной организационной системы, как эксплуатация ЛК, значение аналитических решений трудно переоценить. Именно они и составляют основу соответствующих планов и программ, дают научную основу планированию эксплуатации ЛК, существенно сокращают затраты сил, средств и времени, повышают эффективность применения ЛК — Заметим еще раз, что и получение качественных результатов должно основываться на использовании системного анализа, являющегося составной частью методов теории систем.
Рассмотрим задачу об оперативном управлении поддержанием системы ЛК в готовности к применению. Оперативное управление строят на основе соответствующего плана или программы, в данном случае—на основе программы поддержания системы ЛК в готовности к применению. Такая программа может содержать сроки проведения различных видов технического обслуживания отдельных комплексов, входящих в систему; сроки, номенклатуру и количество агрегатов и машин, подвергающихся среднему и капитальному ремонту; предполагаемые сроки и трудозатраты на доработки ЕЛК; сроки и объем поставок необходимых материалов для обеспечения всех работ.
Программа поддержания системы ЛК в готовности может быть оформлена в виде совокупности указанных между собой пятилетних и годовых планов (например, планов проведения проверок технического состояния комплексов, ежегодных технических обслуживании, средних и капитальных ремонтов отдельных агрегатов и машин, поставок ЗИП, снабжения материальными средствами, обучения персонала, ведущего эксплуатацию ЛК, и т. п.).
Задача оперативного управления заключается в разработке системы управления, обеспечивающей выполнение совокупности планов, определяющих программу, а также в непосредственном осуществлении циклов управления, составляющих процесс управления (см. § 1-2).
К разработке системы управления обычно относят определение функциональной, организационной и информационной структур системы. Это позволяет установить органы управления, их подчиненность, структуру, решаемые задачи и состав; способы и алгоритмы управления; информационные потоки в системе управления; способы п средства обработки и анализа информации и многое другое. Желательно добиваться, чтобы принятые организационные принципы и способы управления, а также существующие или вводимые средства информационно-вычислительной техники и связи позволяли создать АСУ. Главное в разработке АСУ — создание комплекса программ, составляющих ее функциональную часть и позволяющих использовать вычислительную технику для расчета и анализа (выбора) вариантов решений. Если это сделать не удается, то можно ограничиться созданием и рамках неавтоматизированной системы управления автоматизированной информационной системы, позволяющей автоматизировать передачу, обработку, анализ и отображение информационных потоков в системе.