Загрузка и центровка ВС

Под центровкой ЛА понимается продольное положение его центра тяжести относительно крыла. Она определяется расстоянием от начала САХ до центра тяжести и выражается в % САХ (смотри пояснение) Отклонение центровки от допустимых пределов — прямая угроза безопасности полётов. Расчет загрузки и центровки ВС осуществляется диспетчером по центровке службы перевозок. Учитывая важность этих расчетов КВС лично осуществляет их контроль. Зная допустимую взлётную массу данного ВС определяют коммерческую загрузку (предельную).

m ком. = тмах. доп. — m экспл. — m т зем.

где m т. зем, — топливо, выработанное перед взлётом ( опробование и руление).

Т. к. коммерческая загрузка это пассажиры, багаж и груз m ком = m пас. + mбаг. + m гр.

В РФ принято: член экипажа 80 кг; пассажир взрослый 75 кг, дети от 5 до 12 лет — 30 кг; дети менее 5-и лет — 20 кг). Багаж и груз взвешиваются перед полётом.

Т. о, зная количество пассажиров, вес багажа и груза определяют допустимую загрузку.

Расчёт центровки выполняется на практике графическим способом по центровочным графикам для каждого типа и компоновки ВС. (Хотя можно и аналитически).

Центровочный график состоит из шкалы центровок пустого ВС (данные в формуляре ВС — перенесены в б/журнал), номограммы моментов влияния загрузки и номограммы центровок ( внизу).

Если полученные при расчете центровочные данные выходят за пределы допустимых, необходимо сделать перераспределение загрузки. В некоторых случаях (перегонка пустого ВС) используется балласт (мешки с песком 20 кг или 30 кг).

В центровочном графике не учитывается масса топлива. Это связано с тем, что заправленное в установленной последовательности по группам баков топливо и программа его выработки обеспечивают нахождение центровки в допустимом диапазоне, если по расчету перед полётом она такой была.

Указанные методы расчета не являются математически точными, т. к. мы пользуемся допущениями в отношении веса пассажиров.

Центровку и вес пустого ЛА заводских условиях определяют по нагрузке на опорные точки на специальных площадках. Имеются в формуляре ВС.

Длина дистанции разбега при взлете ВС и дистанции прерванного взлета ( при отказе двигателя) для конкретных условий (температуры воздуха и высота аэродрома, направление и скорость ветра и уклона ВПП) определяется графически (по номограммам из РЛЭ для каждого типа ВС).

Исходя из располагаемых величин дистанций взлета и посадки (длина ВПП и КПБ) и выбирается максимально допустимая взлётная и посадочная масса ВС.

(Объяснить принцип работы с номограммами).