Стабилизатор
На вертолете установлен управляемый в полете стабилизатор.
Стабилизатор улучшает продольную устойчивость вертолета, облегчает его перевод на планирование в режиме самовращения несущего — винта и парирует действие пикирующего момента во время планирования. При переходе на планирование необходимо быстро изменить угол атаки несущего винта.
Изменение угла стабилизатора происходит одновременно с изменением угла установки общего шага несущего винта, так как стабилизатор системой управления соединен с ползуном автомата перекоса. Управление осуществляется ручкой «шаг-газ».
Стабилизатор (рис. 26) состоит из левой и правой половин, соеди-
Каркас каждой половины стабилизатора представляет собой клепаную конструкцию, состоящую из лонжерона, нервюр й хвостового стрингера. Лонжерон имеет стенку из дюралюминия Д16А, к которой приклепаны уголковые профили ив Д16Т-Пр101-31, образующие верхнюю и нижнюю
полки лонжерона. Нервюры и хвостовой стрингер штампованы из дюралюминиевых листов. Хвое-‘ товые части нервюр имеют на полках зиги с отверстиями для пришивки полотна. Стык обеих половин стабилизатора с трубой осуществляется болтами через проушины.
Обшивка носовой части стабилизатора до лонжерона (рис. 27) выполнена из листового дюралюминия Д16А толщиной 0,8 мм, а от лонжерона до хвостового стрингера — из авиационного полотна AM-100, пришитого к полкам нервюр через перкалевые ленты. Полотно после пришивки натягивается путем нанесения на него нескольких слоев аэролака первого покрытия (эмалит), а затем красится аэролаком второго покрытия.
Стабилизатор установлен на двух шариковых подшипниках, запрессованных в наконечники труб (рис. 28). Подшипники имеют оси, которые входят в гнезда опор, привернутых болтами к кронштейну хвостовой балки.
Отклонение стабилизатора осуществляется посредством рычага, прикрепленного к трубе болтом через накладки. Присоединением тросов управления к различным отверстиям рычага добиваются пяти различных установочных углов и различных углов отклонения стабилизатора (табл. 7).
Таблица 7
Угол отклонения стабилизатора |
Угол отклонения стабилизатора |
||||
Номер отверстия на рычаге (деление) |
при нижнем положении ручки „шаг-газ“ |
при верхнем положении ручки „шаг-газ“ |
Номер отверстия на рычаге (деление) |
при нижнем положении ручки „шаг-газ“ |
при верхнем положении ручки „шаг-газ* |
і |
—13°±30′ |
+3°±30′ -1°±30′ -5° ±30′ |
4 |
-9° ±30′ |
+7° ±30′ |
2 3 |
-17° ±30′ —21°±30′ |
5 |
-5° ±30′ |
+ 11°±30′ |
Примечание. Завод устанавливает стабилизатор на деление 4. Знак (—) означает отклонение стабилизатора вниз, знак ( + )—отклонение вверх от плоскости, перпендикулярной оси несущего винта и проходящей через ось вращения стабилизатора. |