Стабилизатор

На вертолете установлен управляемый в полете стабилизатор.

Стабилизатор улучшает продольную устойчивость вертолета, облег­чает его перевод на планирование в режиме самовращения несущего — винта и парирует действие пикирующего момента во время планирова­ния. При переходе на планирование необходимо быстро изменить угол атаки несущего винта.

Изменение угла стабилизатора происходит одновременно с изменени­ем угла установки общего шага несущего винта, так как стабилизатор системой управления соединен с ползуном автомата перекоса. Управле­ние осуществляется ручкой «шаг-газ».

Подпись: ненных между собой тру-бой, проходящей поперек хвостовой балки. Каждая половина имеет трапецие-видную форму в плане. Профиль стабилизатора — симметричный.Стабилизатор (рис. 26) состоит из левой и правой половин, соеди-

Каркас каждой поло­вины стабилизатора пред­ставляет собой клепаную конструкцию, состоящую из лонжерона, нервюр й хвостового стрингера. Лонжерон имеет стенку из дюралюминия Д16А, к которой приклепаны уголковые профили ив Д16Т-Пр101-31, образую­щие верхнюю и нижнюю

полки лонжерона. Нер­вюры и хвостовой стрин­гер штампованы из дюра­люминиевых листов. Хвое-‘ товые части нервюр име­ют на полках зиги с от­верстиями для пришивки полотна. Стык обеих по­ловин стабилизатора с трубой осуществляется болтами через проушины.

Подпись:Обшивка носовой час­ти стабилизатора до лон­жерона (рис. 27) выпол­нена из листового дюра­люминия Д16А толщиной 0,8 мм, а от лонжерона до хвостового стрингера — из авиационного полотна AM-100, пришитого к полкам нервюр через перкалевые ленты. Полотно после пришивки на­тягивается путем нанесения на него нескольких слоев аэролака первого покрытия (эмалит), а затем красится аэролаком второго покрытия.

Стабилизатор установлен на двух шариковых подшипниках, запрес­сованных в наконечники труб (рис. 28). Подшипники имеют оси, которые входят в гнезда опор, привернутых болтами к кронштейну хвостовой балки.

Отклонение стабилизатора осуществляется посредством рычага, при­крепленного к трубе болтом через накладки. Присоединением тросов уп­равления к различным отверстиям рычага добиваются пяти различных установочных углов и различных углов отклонения стабилизатора (табл. 7).

Таблица 7

Угол отклонения стабилизатора

Угол отклонения стабилизатора

Номер отвер­стия на рыча­ге (деление)

при нижнем положении ручки „шаг-газ“

при верхнем положении ручки „шаг-газ“

Номер отвер­стия на рыча­ге (деление)

при нижнем положении ручки „шаг-газ“

при верхнем положении ручки „шаг-газ*

і

—13°±30′

+3°±30′ -1°±30′ -5° ±30′

4

-9° ±30′

+7° ±30′

2

3

-17° ±30′ —21°±30′

5

-5° ±30′

+ 11°±30′

Примечание. Завод устанавливает стабилизатор на деление 4. Знак (—) озна­чает отклонение стабилизатора вниз, знак ( + )—отклонение вверх от плоскости, пер­пендикулярной оси несущего винта и проходящей через ось вращения стабилизатора.