ХАРАКТЕРИСТИКИ УПРАВЛЯЕМОСТИ. САМОЛЕТА НА ЗЕМЛЕ И ВОДЕ

25.231. Продольная устойчивость и управляемость

(а) Сухопутные самолеты не должны иметь неконтролируемой тенденции к капотирова­нию во всех ожидаемых условиях эксплуата­ции, а также при «козлении» на посадке или взлете. Кроме того:

(1) Тормоза колес должны работать плавно и не вызывать тенденции к капотированию.

(2) При наличии хвостового колеса должна обеспечиваться возможность во время разбега по бетону выдерживания любого положения вплоть до горизонтального уровня линии тяги при скорости, равной 80% VS1.

(b) Для гидросамолетов и самолетов-амфи­бий должно быть установлено наиболее небла­гоприятное состояние водной поверхности, при котором обеспечивается безопасность во время взлета, руления и посадки.

25.233. Путевая устойчивость и управляемость

(a) Самолет не должен иметь тенденции к неуправляемому развороту на земле при боко­вом ветре под углом 90° со скоростью до боль­шей из двух величин: 37 км/ч или 0,2 VS0, одна­ко не требуется, чтобы скорость ветра превы­шала 46 км/ч при любой скорости движения са­молета по земле, возможной в эксплуатации. Это может быть продемонстрировано при уста­новлении боковой (под углом 90°) составляю­щей скорости ветра в соответствии с требова­ниями 25.237.

(b) Сухопутные самолеты должны удовле­творительно управляться без использования исключительного мастерства пилотирования и быстроты реакции пилота в процессе выпол­нения посадок с убранным газом при нор­мальной посадочной скорости, без примене­ния тормозов или изменения режима работы двигателей для поддержания прямолинейной траектории пробега. Это может быть проде­монстрировано при посадках с убранным га­зом, производимых одновременно с проведе­нием других видов испытаний.

(c) Самолет должен иметь соответствующую путевую управляемость при рулении. Это мо­жет быть продемонстрировано во время выру­ливания для взлета одновременно с выполне­нием других видов испытаний.

(а*) Требования пунктов (а), (b) и (с) данного параграфа должны обеспечиваться при всех состояниях поверхности ВПП, разрешенных для эксплуатации. При этом указанные в пункте (а) данного параграфа величины бокового ветра должны быть про­демонстрированы на сухой ВПП. Для дру­гих разрешенных для эксплуатации состоя­ниях поверхности ВПП демонстрируемые величины бокового ветра должны соответ­ствовать установленным Заявителем огра­ничениям.

25.235. Руление

Амортизирующий механизм не должен вы­зывать повреждения конструкции при рулении самолета по самой неровной поверхности, ко­торая может встретиться в условиях нормаль­ной эксплуатации.

25.237. Скорость ветра

(a) Для сухопутных самолетов и самолетов — амфибий боковая (под углом 90°) составляющая скорости ветра, продемонстрированная для бе­зопасного взлета и посадки, должна устанавли­ваться для сухих ВПП и быть не менее большей из двух величин: 37 км/ч или 0,2 VS0, однако не требуется, чтобы она превышала 46 км/ч.

(b) Для гидросамолетов и самолетов-амфи­бий применяются следующие положения:

(1) Боковая (под углом 90°) составляющая скорости ветра, до которой обеспечивается бе­зопасность взлета и посадки при всех состоя­ниях водной поверхности, которые возможны в нормальных условиях эксплуатации, должна быть установлена и быть не менее большей из двух величин: 37 км/ч или 0,2 VS0, однако не требуется, чтобы она превышала 46 км/ч.

(2) Скорость ветра, при которой обеспечива­ется безопасность руления в любом направлении при всех состояниях водной поверхности, кото­рые возможны в нормальных условиях эксплуа­тации, должна быть установлена и должна быть не менее большей из двух величин: 37 км/ч или 0,2 VS0, однако не требуется, чтобы она превыша­ла 46 км/ч.

25.239. Брызгообразование, управляемость и устойчивость самолета на воде

(a) Для гидросамолетов и самолетов-амфибий при взлете, рулении и посадке в условиях, ука­занных в пункте (b) данного параграфа, не дол­жно быть:

(1) Брызгообразования, которое могло бы ухудшить обзор пилоту, вызвать повреждение конструкции или попадание внутрь самолета чрезмерного количества воды.

(2) Опасной неуправляемой тенденции к под — ныриванию, «козлению» или раскачиванию; или

(3) Зарывания в воду опорных поплавков или жабер, концов крыла, лопастей воздушно­го винта или других частей, которые не рассчи­таны на выдерживание возникающих при этом гидравлических нагрузок.

(b) Соответствие требованиям пункта (а) данного параграфа должно быть доказано:

(1) При состояниях водной поверхности от спокойного до самого неблагоприятного, опре­деленных в соответствии с 25.231.

(2) При скоростях ветра и бокового ветра, течениях, волнах и качке, которые возможны при эксплуатации на воде.

(3) При скоростях, которые возможны при эксплуатации на воде.

(4) При внезапном отказе критического дви­гателя в любой момент при контакте с водной поверхностью.

(5) При всех весах и центровках, соответствую­щих предусмотренным условиям эксплуатации и загрузки, на которые запрашивается сертификат.

(с) При состояниях водной поверхности, ука­занных в пункте (b) данного параграфа, и при со­ответствующем ветре гидросамолет или самолет­амфибия должен быть в состоянии дрейфовать в течение 5 мин с неработающими двигателями и (если это необходимо) с использованием якоря.