ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОТКАЗОВ

Отказ — это событие, связанное с потерей рабо­тоспособности объекта (системы).

Применительно к простым системам при отказе система прекращает свое функционирование или при — наличии резервирования выполняет свои функции с использованием резерва. В более общих случаях и при анализе сложных систем отказы могут быть клас­сифицированы на полные и частичные. По связи между отказами они подразделяются на зависимые и независимые. Зависимый отказ — отказ объекта пли элемента объекта, обусловленный повреждения — ‘ми или отказами других элементов (объектов). Неза­висимый отказ — отказ объекта, не обусловленный 2* 19 повреждениями или отказами других элементов, объекта.

По характеру проявления отказы могут быть вне­запные или постепенные (рис. 5). Внезапный отказ характеризуется резким (скачкообразным) уменьше­нием работоспособности ниже допустимого предела. Постепенный отказ характеризуется постепенным вы­ходом заданных параметров за допустимые пределы. При внезапном отказе Д£->0, при постепенном Дt^>&.

В системе «Э — ВС» могут происходить как вне­запные, так и постепенные отказы. В практике лет­ной работы отмечается, что для технического звена более характерны внезапные отказы, а для человека — оператора (членов экипажа) — постепенные отказы,, вызванные личностными факторами.

По характеру причин возникновения все виды отказов могут быть разделены на детерминированные (закономерные) и случайные.

Детерминированные отказы являются следствием^ дефектов объекта или системы, допущенных при проектировании или изготовлений техники, недоучен — ности или неподготовленности оператора. Детермини­рованные отказы характерны тем, что при установле­нии их истинной причины они устраняются с доста­точно высокой эффективностью. В практике летной эксплуатации к ним можно отнести: соответствующие доработки авиационной техники, совершенствование профессионального мастерства членов экипажа.

Случайные — это отказы в работе системы, вы­званные случайными факторами. Предотвращение случайных отказов затруднено. Это связано с необ­ходимостью проведения широкого комплекса меро­приятий по их прогнозированию и предупреждению^

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОТКАЗОВ

Рис. 5. Внезапный (а) и постепенный (б) отказы 20

Так, предупреждение случайных отказов, связан­ных столкновениями ВС с птицами, потребовало ши­рокого комплекса орнитологических исследований,, выработки и осуществления предупредительных меро­приятий с привлечением значительных средств и ре­сурсов.