ТУ-300 «КОРШУН»
Россия
Успешное применение Израилем разведывательных БПЛА в Ливане в 1982 г. побудило военное руководство Советской Армии к разработке БПЛА нового поколения по программе «Строй».
Для оперативно-тактического комплекса разведки фронтового звена «Строй-Ф» (экспортное наименование — «Малахит-Ф») в ОКБ им. А. Н. Туполева был создан БПЛА Ту-.ЯОО «Коршун» (экспортное название — «Филин»).
Информация о комплексе «Малахит-Ф» впервые была представлена на международной выставке «Мос- аэрошоу-93».
Аппарат выполнен по схеме «утка» с треугольным складным крылом. Б носовой части размещена специальная радио — и оптико-электронная аппаратура. Дополнительно для размещения целевой нагрузки могут быть использованы фюзеляжный грузовой отсек и узел внешней подвески. Судя по тому, что на выставке МАКС-95 модель «оснащалась» подвесным контейнером типа КМГУ, для аппарата Ту-300 предусмотрена и роль ударного средства для поражения наземных целей.
Один из аппаратов комплекса «Филин-1» с аппаратурой радиотехнической разведки и РЛС (в зависимости от поставленной задачи могут быть установлены фотоаппараты, ИК-аппаратура, РЛС бокового обзора) имеет стартовую массу около 3000 кг, скорость полета — до 950 км/ч, дальность действия — до 200-300 км. В комплексе используется БПЛА-ретрансля гор «Фи-
М———
лин-2», обеспечивающий прием и передачу информации в течение 2 часов при полете со скоростью 500-600 км/ч на высоте 500-6000 м. БПЛА оснащены маршевым ТРД и стартовыми твердотопливными ускорителями. Для посадки аппаратов используется парашютная система. Все машины комплекса — транспортно-пусковая установка, пункт дистанционного управления и пункт дешифровки разведданных — смонтированы на автомобилях ЗиЛ-131. Аппаратурой комплекса обеспечивается одновременное управление двумя БПЛА «Филин-1» и двумя «Фи — лин-2».
Масса, кг………………………………………………………….. 3000
Скорость крейсерская, км/ч……………………………….. 950
Практическая дальность действия, км……….. 200-300
Практический потолок, м…………………………………… 6000
Минимальная высота полета, м……………………………… 50
БПЛА малой дальности «Шмель-1» предназначен для ведения разведки в тактической глубине, а также для использования в народном хозяйстве.
Работы по созданию мини-БІ 1ЛА начаты в ОКБ им. А. С. Яковлева в 1982 г. на основе опыта изучения боевого применения израильских БПЛА в войне 1982 г. Первый полет опытный аппарат совершил в 1983 г. Он был оснащен поршневым двигателем мощностью 20 л. с. Было построено 50 предсерийных БПЛА «Шмель», предназначенных для опытной эксплуатации с целью разведки, РЭБ и ретрансляции, снабженных пневматическим посадочным амортизирующим устройством.
В 1985 г. началась разработка БПЛА «Шмель-1» несколько больших размеров с четырехопорным шасси. Летные испытания БПЛА «Шмель-1» в варианте, оснащенном телевизионным и ИК-оборудованием,
начались в 1989 г. В 1992 г. начались испытания БПЛА в варианте воздушной мишени.
«Шмель-1» — аппарат многоразового применения, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с толкающим винтом в кольцевой насадке. Он рассчитан на 10 применений. Старт — при помощи двух твердотопливных ускорителей с короткой направляющей, размещенной на шасси БМД-1, посадка — парашютно-амортизационная. Шасси четырехопорное, неубирающееся, способно выдержать вертикальную перегрузку до 10 раз.
Аппарат хранится и транспортируется в сложенном виде в стеклопластиковом контейнере.
БПЛА совместно с наземным оборудованием образует комплекс воздушного наблюдения «Стерх», в состав которого входят интегрированная станция пуска и управления, размещенная на гусеничном шасси боевой машины десанта БМД-1, БПЛА и передвижная станция технического обслуживания.
Аппарат оснащен сменными комплектами разведывательной аппаратуры, в состав которой входят телевизионная и тепловизионная камеры, установленные на гиростабилизированной подфюзеляжной платформе.
Устойчивость полета БПЛА обеспечивает автопилот, в состав которого входят вычислитель, компас, гировертикаль, датчики угловых скоростей и электроприводы управления элеронами, рулями высоты и направления, а также дроссельной заслонкой маршевого двигателя.
Станция пуска и управления осуществляет автоматический предстартовый контроль, пуск (на каж-
— jkL
дой машине может перевозиться один контейнер с БПЛА), управление БПЛА, прием и отображение изображения местности на телевизионном экране в реальном масштабе времени. На видеоконтроль — ном устройстве, установленном на станции пуска и управления, отображается картина местности, наблюдаемая с борта БПЛА, а также наложенные на нее маршрут аппарата и его текущие координаты.
Управление и прием информации обеспечиваются на удалении 60 км от станции пуска и управления. Возможно одновременное управление двумя БПЛА.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Размах крыла, м…………………………………………………. 3,25
Длина, м…………………………………………………………….. 2,78
Высота, м…………………………………………………………… 1,10
Масса, кг……………………………………………………………. 130
Скорость крейсерская, км/ч……………………………….. 140
Продолжительность полета, ч…………………………………… 2
Практический потолок, м…………………………………… 3000
Минимальная высота полета, м……………………………. 100