ТУ-300 «КОРШУН»

Россия

ТУ-300 «КОРШУН»

Успешное применение Израилем разведыватель­ных БПЛА в Ливане в 1982 г. побудило военное руко­водство Советской Армии к разработке БПЛА ново­го поколения по программе «Строй».

Для оперативно-тактического комплекса разведки фронтового звена «Строй-Ф» (экспортное наимено­вание — «Малахит-Ф») в ОКБ им. А. Н. Туполева был создан БПЛА Ту-.ЯОО «Коршун» (экспортное назва­ние — «Филин»).

ТУ-300 «КОРШУН»

Информация о комплексе «Малахит-Ф» впервые была представлена на международной выставке «Мос- аэрошоу-93».

Аппарат выполнен по схеме «утка» с треугольным складным крылом. Б носовой части размещена специ­альная радио — и оптико-электронная аппаратура. До­полнительно для размещения целевой нагрузки могут быть использованы фюзеляжный грузовой отсек и узел внешней подвески. Судя по тому, что на вы­ставке МАКС-95 модель «оснащалась» подвесным кон­тейнером типа КМГУ, для аппарата Ту-300 предусмо­трена и роль ударного средства для поражения наземных целей.

Один из аппаратов комплекса «Филин-1» с аппара­турой радиотехнической разведки и РЛС (в зависимо­сти от поставленной задачи могут быть установлены фотоаппараты, ИК-аппаратура, РЛС бокового обзора) имеет стартовую массу около 3000 кг, скорость поле­та — до 950 км/ч, дальность действия — до 200-300 км. В комплексе используется БПЛА-ретрансля гор «Фи-

М———

лин-2», обеспечивающий прием и передачу информа­ции в течение 2 часов при полете со скоростью 500-600 км/ч на высоте 500-6000 м. БПЛА оснащены маршевым ТРД и стартовыми твердотопливными ускорителями. Для посадки аппаратов используется парашютная система. Все машины комплекса — транс­портно-пусковая установка, пункт дистанционного управления и пункт дешифровки разведданных — смонтированы на автомобилях ЗиЛ-131. Аппарату­рой комплекса обеспечивается одновременное управление двумя БПЛА «Филин-1» и двумя «Фи — лин-2».

ТУ-300 «КОРШУН»

Масса, кг………………………………………………………….. 3000

Скорость крейсерская, км/ч……………………………….. 950

Практическая дальность действия, км……….. 200-300

Практический потолок, м…………………………………… 6000

Минимальная высота полета, м……………………………… 50

ТУ-300 «КОРШУН»

БПЛА малой дальности «Шмель-1» предназначен для ведения разведки в тактической глубине, а также для использования в народном хозяйстве.

Работы по созданию мини-БІ 1ЛА начаты в ОКБ им. А. С. Яковлева в 1982 г. на основе опыта изучения бо­евого применения израильских БПЛА в войне 1982 г. Первый полет опытный аппарат совершил в 1983 г. Он был оснащен поршневым двигателем мощностью 20 л. с. Было построено 50 предсерийных БПЛА «Шмель», предназначенных для опытной эксплуата­ции с целью разведки, РЭБ и ретрансляции, снаб­женных пневматическим посадочным амортизирую­щим устройством.

В 1985 г. началась разработка БПЛА «Шмель-1» несколько больших размеров с четырехопорным шас­си. Летные испытания БПЛА «Шмель-1» в варианте, оснащенном телевизионным и ИК-оборудованием,

начались в 1989 г. В 1992 г. начались испытания БПЛА в варианте воздушной мишени.

«Шмель-1» — аппарат многоразового применения, выполненный по нормальной аэродинамической схе­ме с толкающим винтом в кольцевой насадке. Он рас­считан на 10 применений. Старт — при помощи двух твердотопливных ускорителей с короткой направ­ляющей, размещенной на шасси БМД-1, посадка — парашютно-амортизационная. Шасси четырехопор­ное, неубирающееся, способно выдержать вертикаль­ную перегрузку до 10 раз.

Аппарат хранится и транспортируется в сложен­ном виде в стеклопластиковом контейнере.

БПЛА совместно с наземным оборудованием обра­зует комплекс воздушного наблюдения «Стерх», в со­став которого входят интегрированная станция пус­ка и управления, размещенная на гусеничном шасси боевой машины десанта БМД-1, БПЛА и передвижная станция технического обслуживания.

Аппарат оснащен сменными комплектами разведы­вательной аппаратуры, в состав которой входят теле­визионная и тепловизионная камеры, установлен­ные на гиростабилизированной подфюзеляжной платформе.

Устойчивость полета БПЛА обеспечивает авто­пилот, в состав которого входят вычислитель, компас, гировертикаль, датчики угловых скоростей и элек­троприводы управления элеронами, рулями высоты и направления, а также дроссельной заслонкой мар­шевого двигателя.

Станция пуска и управления осуществляет авто­матический предстартовый контроль, пуск (на каж-

— jkL

дой машине может перевозиться один контейнер с БПЛА), управление БПЛА, прием и отображение изображения местности на телевизионном экране в реальном масштабе времени. На видеоконтроль — ном устройстве, установленном на станции пуска и управления, отображается картина местности, наблюдаемая с борта БПЛА, а также наложенные на нее маршрут аппарата и его текущие координаты.

Управление и прием информации обеспечивают­ся на удалении 60 км от станции пуска и управления. Возможно одновременное управление двумя БПЛА.

ТУ-300 «КОРШУН»

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Размах крыла, м…………………………………………………. 3,25

Длина, м…………………………………………………………….. 2,78

Высота, м…………………………………………………………… 1,10

Масса, кг……………………………………………………………. 130

Скорость крейсерская, км/ч……………………………….. 140

Продолжительность полета, ч…………………………………… 2

Практический потолок, м…………………………………… 3000

Минимальная высота полета, м……………………………. 100