МАНЕВРЫ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ
В вертикальной плоскости выполняются такие фигуры, как спираль и горка.
Спираль
Спираль — это фигура, сочетающая вираж с подъемом или снижением (рис. 4.3).
Условия выполнения спирали можно выразить уравнениями:
Г, —GCOS0 (условие 0ПОД(0СН) = const); (1) Тх — G sin 0 — f — QBp (условие V = const); (2) г Е2
Т2 ——— — (условие /? = const). (3)
я Ясп
cos в COS 7 * |
Из приведенных уравнений можно определить:
радиус спирали #Cn=#nCos в;
время спирали = =0,64-^ .
Усп tg-r
Потребный шаг при выполнении восходящей спирали больше, чем на вираже, а при нисходящей — меньше.
Некоторыми особенностями отличается спираль на режиме самовращсния несущих винтов. При вводе в спираль подъемная сила несущих винтов Ту уменьшается за счет создания крена, а вертикальная скорость возрастает. Поэтому угол крена вертолета на спирали не должен быть более 15—20°. При вводе в спираль происходит увеличение угла атаки несущих винтов и, как следствие, увеличение запаса самовращения.
Горка
Горкой называется набор высоты с углом, превращающим угол установившегося набора высоты. При выполнении горки набор высоты осуществляется за счет использования избыточной мощности и уменьшения скорости полета, т. е. за счет преобразования кинетической энергии в потенциальную.
Горку можно выполнять увеличением угла атаки несущих винтов (взятием ручки ППУ на себя) как без увеличения общего шага несущих винтов, так и с одновременным увеличением общего шага. Наибольшая высота при выполнении горки достигается при одновременном увеличении общего шага и взятии ручки ППУ на себя. Перемещение органов управления должно быть плавным, с таким расчетом, чтобы изменение тангажа А# на 30° происходило за время не менее 5 с. Резкое увеличение угла тангажа, возникающее при резком взятии ручки ППУ, приводит к выводу несущих винтов на углы атаки, приводящие к значительному срыву потока с концов лопастей в азимутах 270° ВНВ и HIIB, что неизбежно вызывает уменьшение общей тяги несущих винтов и ухудшение управляемости. Резкое увеличение общего шага также сопровождается увеличением тангажа, при этом несущие винты стремятся увеличить обороты. Автоматика двигателей, стремясь сохранить обороты в рабочих пределах, уменьшает подачу топлива, снижая обороты турбокомпрессора. Все это резко ухудшает вывод вертолета из горки.
Ввод вертолета в горку пеобуу имо выполнять на скоростях, близких к максимальным^! вывод — на скоростях, близких к минимальным на данной высоте полета (рис. 4.4).
Вывод из горки также должен выполняться плавно, примерно с тем же темпом, что и ввод. При этом необходимо помнить, что при резком уменьшении угла тангажа из-за наличия определенной приемистости двигателей может образоваться дефицит мощности, что приведет к уменьшению оборотов несущих винтов. Это способствует расширению зон срыва потока и уменьшению тяги несущих винтов, следовательно, уменьшению скорости меньше минимальной и переходу вертолета на снижение.
На рис. 4.5 показаны изменения основных параметров при выполнении горки с увеличением угла тангажа и одновременным взятием общего шага.
Рис. 4.4. Схема сил и траектории при выполнении горки |