Определение направлений и расстояний. на карте. Точность измерений

При решении различных задач вертолетовождения карта ис­пользуется для определения координат точек, измерения направ­лений, углов и расстояний между заданными точками. Точность решения этих задач зависит от так называемой геометрической точности карты, ее проекции, содержания и оформления, а также от методики измерений.

Геометрической точностью карты называют точность опреде­ления взаимного расположения точек на ней. Наиболее точно на­носятся на карту координатная сетка и опорные геодезические пункты (0,2—0,3 мм). Средняя квадратическая ошибка нанесения всех остальных точек на карты, используемые в вертолетовожде — нии, равна 0,5—0,6 мм. Летчик, работая с картой, может допу­скать ошибку в нанесении точек на карту в полете в пределах 0,5 мм, а если учесть неточность исходных материалов и графи­ческого перенесения их на бумагу, то указанная ошибка летчика в снятии координат в пределах одного листа карты составит око­ло 0,8 мм.

На точность измерения расстояний на карте влияют геомет­рическая точность карты, ошибки графической работы и ошибки округления. Средняя квадратическая ошибка измерения расстоя­ний составляет 1,1 —1,2 мм.

Ошибки в измерении направлений на карте определяются гео­метрической точностью карты, ошибками нанесения точек на кар­ту, округления и определения положения меридиана в точке из­мерения направления. Средняя квадратическая ошибка в изме­рении направлений достигает 0,6°. Ошибки измерений на карте могут быть и больше, если не учитываются характер искажений и особенности измерения между точками, лежащими на разных листах склеенного блока карт.

Оценивая и выбирая проекцию карты и ее масштаб, необхо­димо учитывать вид сетки меридианов и параллелей, величину и характер искажений, характер изображения на ней линий пути и линий положения.

Направление линии пути вертолета определяется ее путевым углом (заданным или фактическим).

Заданное направление полета определяется заданным путевым углом (ЗПУ). Заданным путевым углом (рис. 1.1) называется угол, заключенный между северным направлением меридиана от­счета и направлением линии заданного пути. ЗПУ отсчитывается от северного направления меридиана отсчета до линии заданного пути по ходу часовой стрелки от 0 до 360°.

Кроме того, направление полета может определяться фактиче­ским путевым углом (ФПУ). Фактическим путевым углом (рис. 1.1) называется угол, заключенный между северным направлением ме­ридиана отсчета и направлением линии фактического пути. ФПУ отсчитывается, так же как и ЗПУ, от 0 до 360°.

Путевые углы могут отсчитываться и от направления главной ортодромии. В зависимости от выбранного направления отсчета различают истинные, магнитные, условные и ортодромические пу­тевые углы.

Определение направлений и расстояний. на карте. Точность измерений

Рис. 1.26. Измерение углов и расстоянии с помощью транспортира и линейки

Путевые углы на карте измеряются с помощью навигационно­го транспортира, входящего в комплект штурманского снаряжения летчика и представляющего собой треугольник из прозрачного цел­лулоида с двумя шкалами: внешней и внутренней. По внешней шкале отсчитываются путевые углы от 0 до 180°, а по внутрен­ней— от 180 до 360°. Шкалы на нем оцифрованы через 10° с це­ной деления 1°. При измерении путевых углов с помощью нави­гационного транспортира нужно помнить, что его линия 0—180° всегда должна быть совмещена с меридианом (линией выбранно­го направления отсчета), проходящим через точку измерения, а вершина транспортира направлена в сторону направления поле­та (рис. 1.26).

Для измерения путевого угла на карте необходимо:

— соединить прямой линией заданные точки (пункты), т. е. провести линию заданного или фактического пути;

— направить вершину транспортира в сторону полета;

— совместить центр транспортира с начальной точкой, а ли­нию 0—180° — с меридианом (линией выбранного направления отсчета), проходящим через данную точку, или установить парал­лельно ближайшему меридиану карты, если он не проходит через точку измерения;

— против пересечения линии пути со шкалой транспортира от­считать значение путевого угла.

Чтобы избежать грубой ошибки (особенно на 180°) при изме­рении путевых углов, следует твердо помнить основные направ­ления север — юг и восток — запад, которые легко определяются во всех точках карты (за исключением района полюсов).

Летчик должен уметь быстро и без больших погрешностей опре­делять направления на карте не только с помощью навигацион­ного транспортира, но и глазомерно. Для этого надо знать основ­ные направления, сравнительно легко определяемые с помощью меридианов и параллелей, а также уметь глазомерно откладывать углы величиной 5 и 10°. Кроме того, в процессе тренировки необ­ходимо запомнить величины углов в 30, 45 и 90°, с которыми за­тем сравнивать измеряемый угол при глазомерном определении направлений.

Точность измерения направлений глазомерным способом зави­сит от величины измеряемого угла. Если его величина не превы­шает 10°, то точность определения направления составляет 2—3°, если более 10°, то 3—5°.

В вертолетовождении основной единицей измерения расстоя­ний является километр. В практике при измерении расстояний на карте пользуются линейкой и главным масштабом. На полетных картах измерение расстояний может производиться с помощью на­вигационной линейки НЛ-10М или специальной масштабной ли­нейки.

На боковой стороне НЛ-10М нанесена шкала длиной 25 см, оцифрованная через 1 см, с ценой наименьшего деления 1 мм. Измеренное с помощью линейки расстояние между двумя точ­ками в сантиметрах и миллиметрах умножается на знаменатель численного масштаба карты.

Масштабная линейка длиной 28 см представляет многомасш­табную линейку для наиболее часто применяемых масштабов по­летных карт. Одна ее сторона размечена для карт масштабов 1:200 000, 1:500 000 и 1:1 000 000, а другая (обратная) сторо­на— для карт масштабов 1:25 000 000 и 1:420 000 (десятивер­стки). Расстояние между двумя точками на карте измеряется в километрах по шкале, соответствующей масштабу карты. Длина ломаной линии определяется суммированием длин прямолинейных участков.

Летчик должен уметь измерять расстояния не только с помо­щью инструментов, но с достаточной точностью глазомерно.

Глазомерное измерение необходимо для быстрого приближен* ного решения некоторых задач в полете, а также для исключения грубых ошибок в измерениях. Для глазомерного измерения рас­стояний в полете необходимо уметь сравнивать отрезки на карте с отрезком в 5, 10 или 20 см (в зависимости от масштаба). При этом расстояние удобнее отсчитывать не в сантиметрах, а сразу в километрах.

Расстояние между двумя точками на карте можно сравнивать также с отрезком меридиана между двумя соседними паралле­лями, помня, что 1° дуги меридиана равен примерно ПО км, 0,5° — 55 км, 20′ — 37 км и 10′ — 18 км. В процессе тренировки в гла­зомерном определении расстояний нужно добиться того, чтобы ошибки при расстояниях 25—30 км не превышали 2—3 км, а при больших расстояниях (до 60—80 км)—5—6 км.