Разгон и торможение
Условиями выполнения разгона и торможения являются постоянство высоты, курса и отсутствие ■боковых смещений. Увеличение и уменьшение скорости при маневре должны быть равномерными. Взаимодействие сил на разгоне показано на рис. 4.1. Основные управления движения при разгоне:
Ty — G (условие II = const);
Тх= — І + QrP (условие разгона);
А4рв = Мр„ (условие путевой балансировки).
Из уравнений видно, что интенсивность разгона и торможения в основном зависит от тяги несущих винтов.
При разгоне вертолета с режима висении необходимо одновременно с отклонением ручки ППУ вперед увеличивать шаг несущих винтов для сохранения равенства Ty=G. Увеличение скорости до 1/эк сопровождается тенденцией к набору высоты, так как Л N увеличивается, поэтому для сохранения высоты требуется увеличивать отклонение ручки ППУ вперед или несколько уменьшать шаг несущих винтов. Дальнейший разгон вертолета от Уэк до VWc требует увеличения тяги и доведения се до максимального значения. Необходимо учитывать, что при разгоне на малой высоте при имеющейся тяговооруженности можно превысить ограничение максимальной скорости по флаттеру, а на, высоте — скорость по указателю предельных скоростей.
Вираж (рис. 4.2)
Правильным виражом называется полет вертолета по окружности в горизонтальной плоскости с постоянной скоростью без скольжения. При наличии скольжения н при изменениях скорости полета получается неправильный
6 Зак. 3154дсп gj
вираж. Условиями выполнении правильного виража будУт следующие уравнения движений:
Г, = G(условие Н= const); (О
Tx — QKp (условие V — const); (2)
где Ті — вертикальная составляющая суммарной тяги несущих винтов в связанной системе координат;
Т2— горизонтальная составляющая суммарной боко-
вой силы Тг в связанной системе координат.
Из уравнения (3) видно, что при выполнении виража на вертолет и экипаж действует центростремительная сила, которая является причиной соответствующего ускорения, а следовательно, и перегрузки. Учитывая условие (I), можно определить перегрузку:
Следовательно, перегрузка на вираже зависит только от угла крена.
Из уравнения (3) находим радиус виража и время его выполнения:
С У% S т* |
V2
T., = G tg7, поэтому Rn = —1-.
Д tgK
Радиус виража зависит от скорости на вираже и угла крена. Так как вираж есть полет по замкнутой окружности, то
2^ = =0,64 — g tgT tg
При выполнении виража без скольжения необходимо давать ногу для создания угловой скорости сог/, равной угловой скорости движения по окружности. На вертолете с несущими винтами соосной схемы потребная угловая скорость создается вследствие дифференциального изменения шага и отклонения рулей, причем доля изменения дифференциального шага тем больше, чем меньше скорость полета. Известно (гл. 1, § 7), что на малых скоростях полета (У=50—60 км/ч) несущие винты имеют слева по полету максимальное сближение. При выполнении маневров на малых скоростях, когда мал запас по сближению лопастей, при изменении дифференциального шага (особенно при даче правой педали) происходит еще болі, шее сближение. Выполнение правого разворота или резкое устранение правого скольжения (дача правой ноги) увеличивает шаг НЫВ, следовательно, увеличивается угол взмаха Рннв и уменьшается шаг ВНВ, т. е. уменьшается Рвнв. что приводит к увеличению сближения лопастей
АР = Рвнв —Рннв*
Следовательно, на малых скоростях полета маневры с большим и резким отклонением правой педали нежелательны, так как при этом уменьшается запас по сближению лопастей и увеличивается опасность их схлестывания.
При выполнении виражей и разворотов для сохранения высоты и создания перегрузки требуется значительное увеличение общего шага. Для обеспечения достаточного запаса по шагу и мощности, а следовательно, и повышения
безопасности полета виражи и развороты выполняются с кренами не более 35°, а ночью и в СМУ — не более 20°.