Сопротивление формы

Сопротивление формы, или, как иногда называют, водоворот­ное сопротивление, возникает вследствие срыва вихрей, обра­зующихся в пограничном слое в тех местах, где нарушена плав­ность обводов плавательных приспособлений гидросамолета,— непосредственно за реданом и за срезанной кормой поплавков.

Сопротивление формы

Это объясняется тем, что в этих местах происходит резкое падение давления в пограничном слое и разрыв струйного тече­ния воды. Область возмущенной воды отстает от гидросамолета и создает постепенно затухающий попутный след в виде отдель­ных вихрей, отделяющихся попеременно то с правой, то с левой стороны попутного следа. Они почти мгновенно достигают своего окончательного расположения, состоящего в том, что за кормой образуется двойной ряд попеременно расположенных воронок, правых с правым вращением и левых с левым, на одинаковых интервалах (рис. 39).

Водоворотное сопротивление для судов с плавными обводами корпуса по наблюдениям составляет в среднем около 10% от сопротивления трения. Для гидросамолетов водоворотное сопро­тивление может превышать указанную величину.