Сопротивление формы
Сопротивление формы, или, как иногда называют, водоворотное сопротивление, возникает вследствие срыва вихрей, образующихся в пограничном слое в тех местах, где нарушена плавность обводов плавательных приспособлений гидросамолета,— непосредственно за реданом и за срезанной кормой поплавков.
Это объясняется тем, что в этих местах происходит резкое падение давления в пограничном слое и разрыв струйного течения воды. Область возмущенной воды отстает от гидросамолета и создает постепенно затухающий попутный след в виде отдельных вихрей, отделяющихся попеременно то с правой, то с левой стороны попутного следа. Они почти мгновенно достигают своего окончательного расположения, состоящего в том, что за кормой образуется двойной ряд попеременно расположенных воронок, правых с правым вращением и левых с левым, на одинаковых интервалах (рис. 39).
Водоворотное сопротивление для судов с плавными обводами корпуса по наблюдениям составляет в среднем около 10% от сопротивления трения. Для гидросамолетов водоворотное сопротивление может превышать указанную величину.