ТИПОВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА АТБ И ЗАДАЧИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Авиационно-техническая база является составной частью эксплуатационного предприятия. Ее производственная деятель­ность организуется в соответствии с планами этого предприятия на основе внутреннего хозяйственного расчета. Здесь в связи с од­нотипностью баз рассматривается организационная структура и назначения отдельных подразделений иа примере АТБ первой группы.

Авиационно-техническая база возглавляется начальником, ко­торый осуществляет руководство всей производственной деятель костью базы. Он непосредственно подчинен командиру объединен­ного авиационного отряда н является его заместителем по инженерно-авиационной службе. Начальнику АТБ непосредствен­но подчинены главный инженер, являющийся его заместителем, заместитель но авиации МВЛ и ПАНХ и начальник отдела техни­ческого контроля (ОТК). Ему также подчинены бухгалтерия, планово-экономический отдел (старший инженер-экономист), от­дел (группа) кадров, старший инженер (инженер) по охране труда и технике безопасности и начальник административно-хозяй­ственного отдела (комендант).

Основными производственными структурными подразделения­ми АТБ являются, цех (цехи) периодического технического обслу­живания, цех (цехи) оперативного технического обслуживания; цех (участок) текущего ремонта; цех (участок) лабораторных проверок и ремонта спецоборудоваиии; цех (участок) обслужива­ния бытового оборудования; цех (участок) подготовки производ­ства. Кроче того, в состав АТБ входят: отдел технического конт­роля, технологе-конструкторское бюро (технический отдел), про­изводственно-диспетчерский отдел, отдел главного механика, нормативно исследовательская группа, группа обслуживания тор­мозных парашютов, группа расшифровки записи режимов полета.

Цех (цехи) периодического технического обслуживания лета­тельных аппаратов производит техническое обслуживание по пе­риодическим (трудоемким) формам регламентных работ, замену М

ТИПОВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА АТБ И ЗАДАЧИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Рис 5 І Организационная структура цеха периодического технического обслужи­вания летательных аппаратов

двигателей и доработки по бюллетеням. В крупных АТБ {с боль­шим объемом работы) при наличии нескольких Типов летательных аппаратов может создаваться не один, а два-три цеха При малом объеме работ вместо цеха создается участок, что может иметь место в АТБ второй н третьей групп и, как правило, имеет место в АТБ четвертой группы.

Цех возглавляет начальник, который непосредственно подчи­нен главному инженеру АТБ (рис. 5.1). В целях улучшения каче­ства подготовки авиационной техники к полету и повышения про­изводительности труда цех может подразделяться на участки с более узкой специализацией, например, по типам летательных аппаратов. Участки возглавляют начальники, подчиненные непо­средственно начальнику цеха. Каждый цех (участок) работает посменно Количество смен определяется объемом и условиями работы. Смена состоят из нескольких специализированных бригад, выполняющих работы по техническому обслуживанию лишь вполне определенных систем н агрегатов. Такие бригады могут создаваться по техническому обслуживанию планера, силовых установок, органов управления, шасси, высотного и бытового обо­рудования, гидравлических систем, электрооборудования, прибо­ров, радиооборудования. Работой личного состава смены руково­дит начальник (инженер) смены.

Специализация бригад способствует повышению производи­тельности труда, улучшению качества выполняемых работ и более рациональному использованию применяемого оборудования. Бри­гады возглавляются опытными техниками-брнгадирами.

Цех (цехи) оперативного технического обслуживания произво­дит обслуживание летательных аппаратов по формам Л, Б и в, связанное с непосредственной подготовкой их к полету. Эти формы обслуживания сравнительно нетрудоемки, и их принято называть оперативньшн. В аэропортах с большим объемом работ н наличи ем нескольких типов летательных аппаратов может — создаваться два-три веха оперативного обслуживания, а в аэропортах с малым объемом работ вместо цеха создается участок оперативного обслу­живания.

Цех оперативного обслуживания возглавляет начальник, кото­рый непосредственно подчинен главному инженеру АТБ. Этот цех, как и цех периодического обслуживания, подразделяется на участки, смены и бригады, количество которых в каждом эксплуа­тационном предприятии определяется производственной необходи­мостью и местными условиями. Но так как объем работ по опера­тивным формам технического обслуживания невелик, то на каждый летательный аппарат назначается одна комплексная бригада технического состава, включающая различных специа­листов.

Руководство работой личного состава смены осуществляют начальник смены, сменные инженеры, техники-бригадиры. Эти же должностные лица и инженер ОТК контролируют качество подго­товки летательных аппаратов к полету.

Цех (участок) лабораторных проверок и ремонта специально­го оборудования. В эксплуатационных предприятиях первого и второго классов значительная часть инженерно-технического со­става, обслуживающего специальное оборудование, входит непо­средственно в состав цехов периодического и оперативного техни­ческого обслуживания. В каждом из них работу указанных спе­циалистов возглавляют старшие инженеры по специальному оборудованию. Остальная часть инженерно-технического состава этих специальностей работает в цехе (участке) лабораторных проверок и ремонта специального оборудования. Работа этого состава возглавляется начальником цеха (участка). Руководство всей службой специального оборудования осуществляет замести­тель главного инженера по специальному оборудованию.

Цех (участок) включает: участки (группы) радно-, радиолока­ционного и электрооборудования, а также приборного оборудова­ния и аккумуляторно-зарядную станцию.

Работы выполняются под руководством старших инженеров (инженеров) соответствующих специальностей.

В эксплуатационных предприятиях 3-го и 4-го классов с мень­шим объемом работа весь инженерно-технический состав службы специального оборудования находится в одном цехе (участке) специального оборудования.

Этот цех (участок) обеспечивает своими специалистами работу цехов (участков) технического обслуживания летательных аппара­тов, а также лабораторные проверки и ремонт специального обо­рудования.

Цех (участок) текущею ремонта летательных аппаратов вы­полняет слесарно-механические, жестяно-медницкие, сварочные, клепальные, столярные, малярные и другие ремонтные работы. Кроме того, он производит ремонт оборотного фонда агрегатов и запасных частей Все работы цех выполняет но заказам начальни­ков цехов, участков, смен и производственно-технического отдела

Цех состоит из производственных групп (бригад), которые подразделяются на смены. Количество их определяет начальник АТБ в зависимости от объема н условий работы Цех возглавляет начальник, подчиненный непосредственно главному инженеру ба­зы. Контроль качества выполняемых работ осуществляют заказчи­ки и мастера ОТК.

Цех (участок) обслуживания бытового оборудования выпол­няет весь комплекс работ по внутренней уборке пассажирских и служебных кабин, туалетных комнат, по уходу за всем бытовым оборудованием. Он также обеспечивает хранение, стирку, чистку и ремонт снятого с летательных аппаратов бытового оборудования и инвентаря.

Цех (участок) возглавляет начальник (мастер), подчиненный непосредственно главному инженеру базы. Работой руководят ма­стера (бригадиры), которые в оперативном отношении подчинены начальникам смен, осуществляющим руководство всем составом смены по подготовке летательных аппаратов к полету.

Цех (участок) подготовки производства призван обеспечить бесперебойную работу производственных подразделений АТБ В расходной кладовой этого цеха поддерживается неснижаемый за пас материалов и инструментов. Личный состав цеха оформляет и передает в ремонт снятые с летательных аппаратов двигатели, агрегаты н оборудование, а также принимает отремонтированную авиационную технику, ведет учет расходуемого авиационного иму­щества, комплектовку агрегатов, обеспечивает доставку к рабочим местам цеха периодического технического обслуживания агрега­тов, оборудования, запасных частей и расходных материалов.

Цех (участок) подготовки производства возглавляет началь­ник (старшин инженер), подчиняющийся непосредственно главно му инженеру базы, а в оперативном отношении — начальнику производственно-диспетчерского отдела.

Отдел технического контроля осуществляет контроль качества технического обслуживания и текущего ремонта летательных ап­паратов и их специального оборудования В функции ОТК также входят: анализ причин и предупреждение отказов и неисправнос­тей авиационной техники; контроль выполнения требований на­ставлений, инструкций, приказов, указаний и других официальных документов; разработка мероприятий но предупреждению брака, проверка состояния и хранения контрольно-измерительной аппара­туры, приспособлений и средств механизации; ведение учета и отчетности по отказам и неисправностям авиационной техпнки, а также контроль и учет выполнения разовых осмотров и конструк­тивных доработок. ОТК определяет соответствие материалов, по-

луфабрикатов и готовых изделий, применяемых при техническом обслуживании, техническим ісловиям; разрабатывает и внедряет новые методы контроля состояния авиационной техники.

В целях повышения качества работ по техническому обслужи­ванию ОТК ежемесячно издает бюллетень качества, в котором ос­вещаются недостатки, выявленные при техническом обслужива­нии. Этому же посвящаются и периодически проводимые конфе­ренции по качеству технического обслуживания летательных аппаратов.

В состав отдела входят инженеры и техники по разным специ­альностям, которые закрепляются за цехами и сменами и работа­ют по их графикам. В оперативном отношении инженеры ОТК подчинены начальникам смен. Однако действия сотрудников ОТК не зависят от администрации цехов и участков; их распоряжения по вопросам технического контроля могут быть отменены лишь начальником ОТК или начальником АТБ.

Производственно-диспетчерский отдел осуществляет перспек­тивное и оперативное планирование использования летательных аппаратов; планирование отхода авиационной техники на техни­ческое обслуживание и в ремонт; планирует и организует разовые осмотры, доработки и переоборудование летательных аппаратов, разрабатывает диспетчерские графики и сменно-суточные задания цехам (участкам, сменам, бригадам) и централизованно управля­ет процессами выполнения работ по техническому обслуживанию летательных аппаратов и подготовке производства; ведет учет летательных аппаратов и двигателей, эксплуатационную техниче­скую документацию, отчетность и техническую статистику.

Для решения указанных задач в ПДО имеются три группы; оперативно-календарного планирования, учета работы авиацион­ной техники и диспетчерская. Отдел возглавляет начальник, под­чиненный непосредственно главному инженеру АТБ.

Группа оперативно-календарного планирова­ния разрабатывает все перечисленные выше сменно-суточные за­дания цехам (участкам, сменам) и диспетчерские почасовые гра — — фикн периодического технического обслуживания.

Группа учета авиационной техники ведет учет налета и работы летательных аппаратов и двигателей, оформляет техническую документацию, заполняет формуляры и паспорта. Она ведет дела на летательные аппараты, базирующиеся в данном аэропорту, составляет по данным учета и наработки авиационной техники месячные и квартальные отчеты.

Диспетчерская группа контролирует и учитывает по­ступление летательных аппаратов на техническое обслуживание, ведет учет выполнения работ по техническому обслуживанию путем отметки на диспетчерском графике. Она подготавливает све­дения для диспетчерской сводки о состоянии летательных аппара­тов, проходящих техническое обслуживание, а также сведения о недостающих деталях, агрегатах и Материалах, принимает посту­пающие нх цехов (участков, смен) требования об оказании

помощи, сигналы о неполадках и перебоях в работе для принятия необходимых мер — Она принимает оформленные карты наряды на техническое обслуживание, после чего сообщает в центральную диспетчерскую аэропорта о готовности летательного аппарата к полету.

Технолого-конструкторское бюро (технический отдел) призва но изучать и обобщать опыт работы АТБ по техническому обслу­живанию, разрабатывать рекомендации по изменению регламентов и технологических указаний Кроме того, на технолого конструк­торское бюро (ТКБ) возлагается контроль за общим техническим состоянием летательных аппаратов, организация передачи лета­тельных аппаратов в ремонт и приемки их из ремонта; учет Отка зов и неисправностей и разработка мероприятий по их предупреж­дению; ведение рекламационной работы, технической информации, а также альбомов (карт прочности) силовых элементов летатель­ных аппаратов; внедрение инструментальных методов контроля технического состояния авиационной техники; организация рацио нализаторской и изобретательской работы и технического учета

Технолого-конструкторские бюро создаются приказами МГА Бюро (технический отдел) возглавляет начальник, который подчи­нен непосредственно главному инженеру. ТКБ выполняет работу, связанную с переработкой регламентов и технологических указа ний лишь по определенным типам летательных аппаратов, исполь­зуя при этом опыт работы и материалы других предприятий, эксплуатирующих аналогичную авиационную технику. В связи с этим АТБ, в составе которых имеются ТКБ, называются ведущими по соответствующим типам летательных аппаратов.

Во всех других эксплуатационных предприятиях, где ТКБ ие предусмотрены, создаются технические отделы, которые выполня­ют те же функции, что и ТКБ, но в более ограниченных пределах и только для своего предприятия.

Для выполнения указанного объема работы ТКБ (технический отдел) имеет в своем составе; группу ведущих инженеров по опре­деленным типам летательных аппаратов; технологическую и кон структорскую группы; техническую лабораторию, оснащенную современной контрольно-измерительной аппаратурой, группы на­дежности и технической информации, а также лабораторию све­токопии и фотографии, инженеров по технической учебе, рацио­нализации н изобретательству, технический архив н библиотеку.

Отдел главного механика обеспечивает; механизацию трудоем­ких процессов технического обслуживания и подготовки авиацион­ной техники к полету, техническую и энергетическую оснастку про­изводственных помещений и участков, производство сжатых газов, ремонт и профилактику наземного оборудования, изготовление не­стандартного оборудования и средств малой механизации.

Для выполнения этих задач отдел главного механика в своем составе имеет: группу ремонта и изготовления оборудования, электрогруппу, группы сантехники и теплотехники, подъемно — транспортного оборудования и станцию сжатых газов.

Отдел возглавляет главный механик, который подчинен глав — нону инженеру АТБ.

Нормативно-исследовательская группа создается для проведе­ния хронометражних и других исследований рабочих процессов в цехах (зчастках) АТБ с целью разработки технически обоснован пых норм времени и материальных затрат на выполнение работ по различным видам технического обслуживания н текущего ре­монта. Эта группа осуществляет свою деятельность на основании тематического плана, утвержденного Министерством гражданской авиации, а также заданий начальника илн главного инженера АТБ. Группу возглавляет начальник, подчиненный главному ин­женеру.

Группа обслуживания тормозных парашютов организуется в тех АТБ, где эксплуатируют летательные аппараты, торможение которых предусмотрено тормозными парашютами. Личный состав группы производит уборку использованных парашютов, обслужи­вание, сушку и укладку их в контейнерах летательных аппаратов. Группа отвечает также за состояние н готовность к использова­нию плавучих средств

Группа расшифровки записей режимов полета. В связи с уста­новкой на летательные аппараты аппаратуры для записи парамет­ров режимов полета в крупных аэропортах в составе АТБ созда­ны группы инженерно-технического состава для расшифровки за­писей контролируемых параметров и ухода за этой аппаратурой