ТИПОВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА АТБ И ЗАДАЧИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
Авиационно-техническая база является составной частью эксплуатационного предприятия. Ее производственная деятельность организуется в соответствии с планами этого предприятия на основе внутреннего хозяйственного расчета. Здесь в связи с однотипностью баз рассматривается организационная структура и назначения отдельных подразделений иа примере АТБ первой группы.
Авиационно-техническая база возглавляется начальником, который осуществляет руководство всей производственной деятель костью базы. Он непосредственно подчинен командиру объединенного авиационного отряда н является его заместителем по инженерно-авиационной службе. Начальнику АТБ непосредственно подчинены главный инженер, являющийся его заместителем, заместитель но авиации МВЛ и ПАНХ и начальник отдела технического контроля (ОТК). Ему также подчинены бухгалтерия, планово-экономический отдел (старший инженер-экономист), отдел (группа) кадров, старший инженер (инженер) по охране труда и технике безопасности и начальник административно-хозяйственного отдела (комендант).
Основными производственными структурными подразделениями АТБ являются, цех (цехи) периодического технического обслуживания, цех (цехи) оперативного технического обслуживания; цех (участок) текущего ремонта; цех (участок) лабораторных проверок и ремонта спецоборудоваиии; цех (участок) обслуживания бытового оборудования; цех (участок) подготовки производства. Кроче того, в состав АТБ входят: отдел технического контроля, технологе-конструкторское бюро (технический отдел), производственно-диспетчерский отдел, отдел главного механика, нормативно исследовательская группа, группа обслуживания тормозных парашютов, группа расшифровки записи режимов полета.
Цех (цехи) периодического технического обслуживания летательных аппаратов производит техническое обслуживание по периодическим (трудоемким) формам регламентных работ, замену М
Рис 5 І Организационная структура цеха периодического технического обслуживания летательных аппаратов |
двигателей и доработки по бюллетеням. В крупных АТБ {с большим объемом работы) при наличии нескольких Типов летательных аппаратов может создаваться не один, а два-три цеха При малом объеме работ вместо цеха создается участок, что может иметь место в АТБ второй н третьей групп и, как правило, имеет место в АТБ четвертой группы.
Цех возглавляет начальник, который непосредственно подчинен главному инженеру АТБ (рис. 5.1). В целях улучшения качества подготовки авиационной техники к полету и повышения производительности труда цех может подразделяться на участки с более узкой специализацией, например, по типам летательных аппаратов. Участки возглавляют начальники, подчиненные непосредственно начальнику цеха. Каждый цех (участок) работает посменно Количество смен определяется объемом и условиями работы. Смена состоят из нескольких специализированных бригад, выполняющих работы по техническому обслуживанию лишь вполне определенных систем н агрегатов. Такие бригады могут создаваться по техническому обслуживанию планера, силовых установок, органов управления, шасси, высотного и бытового оборудования, гидравлических систем, электрооборудования, приборов, радиооборудования. Работой личного состава смены руководит начальник (инженер) смены.
Специализация бригад способствует повышению производительности труда, улучшению качества выполняемых работ и более рациональному использованию применяемого оборудования. Бригады возглавляются опытными техниками-брнгадирами.
Цех (цехи) оперативного технического обслуживания производит обслуживание летательных аппаратов по формам Л, Б и в, связанное с непосредственной подготовкой их к полету. Эти формы обслуживания сравнительно нетрудоемки, и их принято называть оперативньшн. В аэропортах с большим объемом работ н наличи ем нескольких типов летательных аппаратов может — создаваться два-три веха оперативного обслуживания, а в аэропортах с малым объемом работ вместо цеха создается участок оперативного обслуживания.
Цех оперативного обслуживания возглавляет начальник, который непосредственно подчинен главному инженеру АТБ. Этот цех, как и цех периодического обслуживания, подразделяется на участки, смены и бригады, количество которых в каждом эксплуатационном предприятии определяется производственной необходимостью и местными условиями. Но так как объем работ по оперативным формам технического обслуживания невелик, то на каждый летательный аппарат назначается одна комплексная бригада технического состава, включающая различных специалистов.
Руководство работой личного состава смены осуществляют начальник смены, сменные инженеры, техники-бригадиры. Эти же должностные лица и инженер ОТК контролируют качество подготовки летательных аппаратов к полету.
Цех (участок) лабораторных проверок и ремонта специального оборудования. В эксплуатационных предприятиях первого и второго классов значительная часть инженерно-технического состава, обслуживающего специальное оборудование, входит непосредственно в состав цехов периодического и оперативного технического обслуживания. В каждом из них работу указанных специалистов возглавляют старшие инженеры по специальному оборудованию. Остальная часть инженерно-технического состава этих специальностей работает в цехе (участке) лабораторных проверок и ремонта специального оборудования. Работа этого состава возглавляется начальником цеха (участка). Руководство всей службой специального оборудования осуществляет заместитель главного инженера по специальному оборудованию.
Цех (участок) включает: участки (группы) радно-, радиолокационного и электрооборудования, а также приборного оборудования и аккумуляторно-зарядную станцию.
Работы выполняются под руководством старших инженеров (инженеров) соответствующих специальностей.
В эксплуатационных предприятиях 3-го и 4-го классов с меньшим объемом работа весь инженерно-технический состав службы специального оборудования находится в одном цехе (участке) специального оборудования.
Этот цех (участок) обеспечивает своими специалистами работу цехов (участков) технического обслуживания летательных аппаратов, а также лабораторные проверки и ремонт специального оборудования.
Цех (участок) текущею ремонта летательных аппаратов выполняет слесарно-механические, жестяно-медницкие, сварочные, клепальные, столярные, малярные и другие ремонтные работы. Кроме того, он производит ремонт оборотного фонда агрегатов и запасных частей Все работы цех выполняет но заказам начальников цехов, участков, смен и производственно-технического отдела
Цех состоит из производственных групп (бригад), которые подразделяются на смены. Количество их определяет начальник АТБ в зависимости от объема н условий работы Цех возглавляет начальник, подчиненный непосредственно главному инженеру базы. Контроль качества выполняемых работ осуществляют заказчики и мастера ОТК.
Цех (участок) обслуживания бытового оборудования выполняет весь комплекс работ по внутренней уборке пассажирских и служебных кабин, туалетных комнат, по уходу за всем бытовым оборудованием. Он также обеспечивает хранение, стирку, чистку и ремонт снятого с летательных аппаратов бытового оборудования и инвентаря.
Цех (участок) возглавляет начальник (мастер), подчиненный непосредственно главному инженеру базы. Работой руководят мастера (бригадиры), которые в оперативном отношении подчинены начальникам смен, осуществляющим руководство всем составом смены по подготовке летательных аппаратов к полету.
Цех (участок) подготовки производства призван обеспечить бесперебойную работу производственных подразделений АТБ В расходной кладовой этого цеха поддерживается неснижаемый за пас материалов и инструментов. Личный состав цеха оформляет и передает в ремонт снятые с летательных аппаратов двигатели, агрегаты н оборудование, а также принимает отремонтированную авиационную технику, ведет учет расходуемого авиационного имущества, комплектовку агрегатов, обеспечивает доставку к рабочим местам цеха периодического технического обслуживания агрегатов, оборудования, запасных частей и расходных материалов.
Цех (участок) подготовки производства возглавляет начальник (старшин инженер), подчиняющийся непосредственно главно му инженеру базы, а в оперативном отношении — начальнику производственно-диспетчерского отдела.
Отдел технического контроля осуществляет контроль качества технического обслуживания и текущего ремонта летательных аппаратов и их специального оборудования В функции ОТК также входят: анализ причин и предупреждение отказов и неисправностей авиационной техники; контроль выполнения требований наставлений, инструкций, приказов, указаний и других официальных документов; разработка мероприятий но предупреждению брака, проверка состояния и хранения контрольно-измерительной аппаратуры, приспособлений и средств механизации; ведение учета и отчетности по отказам и неисправностям авиационной техпнки, а также контроль и учет выполнения разовых осмотров и конструктивных доработок. ОТК определяет соответствие материалов, по-
луфабрикатов и готовых изделий, применяемых при техническом обслуживании, техническим ісловиям; разрабатывает и внедряет новые методы контроля состояния авиационной техники.
В целях повышения качества работ по техническому обслуживанию ОТК ежемесячно издает бюллетень качества, в котором освещаются недостатки, выявленные при техническом обслуживании. Этому же посвящаются и периодически проводимые конференции по качеству технического обслуживания летательных аппаратов.
В состав отдела входят инженеры и техники по разным специальностям, которые закрепляются за цехами и сменами и работают по их графикам. В оперативном отношении инженеры ОТК подчинены начальникам смен. Однако действия сотрудников ОТК не зависят от администрации цехов и участков; их распоряжения по вопросам технического контроля могут быть отменены лишь начальником ОТК или начальником АТБ.
Производственно-диспетчерский отдел осуществляет перспективное и оперативное планирование использования летательных аппаратов; планирование отхода авиационной техники на техническое обслуживание и в ремонт; планирует и организует разовые осмотры, доработки и переоборудование летательных аппаратов, разрабатывает диспетчерские графики и сменно-суточные задания цехам (участкам, сменам, бригадам) и централизованно управляет процессами выполнения работ по техническому обслуживанию летательных аппаратов и подготовке производства; ведет учет летательных аппаратов и двигателей, эксплуатационную техническую документацию, отчетность и техническую статистику.
Для решения указанных задач в ПДО имеются три группы; оперативно-календарного планирования, учета работы авиационной техники и диспетчерская. Отдел возглавляет начальник, подчиненный непосредственно главному инженеру АТБ.
Группа оперативно-календарного планирования разрабатывает все перечисленные выше сменно-суточные задания цехам (участкам, сменам) и диспетчерские почасовые гра — — фикн периодического технического обслуживания.
Группа учета авиационной техники ведет учет налета и работы летательных аппаратов и двигателей, оформляет техническую документацию, заполняет формуляры и паспорта. Она ведет дела на летательные аппараты, базирующиеся в данном аэропорту, составляет по данным учета и наработки авиационной техники месячные и квартальные отчеты.
Диспетчерская группа контролирует и учитывает поступление летательных аппаратов на техническое обслуживание, ведет учет выполнения работ по техническому обслуживанию путем отметки на диспетчерском графике. Она подготавливает сведения для диспетчерской сводки о состоянии летательных аппаратов, проходящих техническое обслуживание, а также сведения о недостающих деталях, агрегатах и Материалах, принимает поступающие нх цехов (участков, смен) требования об оказании
помощи, сигналы о неполадках и перебоях в работе для принятия необходимых мер — Она принимает оформленные карты наряды на техническое обслуживание, после чего сообщает в центральную диспетчерскую аэропорта о готовности летательного аппарата к полету.
Технолого-конструкторское бюро (технический отдел) призва но изучать и обобщать опыт работы АТБ по техническому обслуживанию, разрабатывать рекомендации по изменению регламентов и технологических указаний Кроме того, на технолого конструкторское бюро (ТКБ) возлагается контроль за общим техническим состоянием летательных аппаратов, организация передачи летательных аппаратов в ремонт и приемки их из ремонта; учет Отка зов и неисправностей и разработка мероприятий по их предупреждению; ведение рекламационной работы, технической информации, а также альбомов (карт прочности) силовых элементов летательных аппаратов; внедрение инструментальных методов контроля технического состояния авиационной техники; организация рацио нализаторской и изобретательской работы и технического учета
Технолого-конструкторские бюро создаются приказами МГА Бюро (технический отдел) возглавляет начальник, который подчинен непосредственно главному инженеру. ТКБ выполняет работу, связанную с переработкой регламентов и технологических указа ний лишь по определенным типам летательных аппаратов, используя при этом опыт работы и материалы других предприятий, эксплуатирующих аналогичную авиационную технику. В связи с этим АТБ, в составе которых имеются ТКБ, называются ведущими по соответствующим типам летательных аппаратов.
Во всех других эксплуатационных предприятиях, где ТКБ ие предусмотрены, создаются технические отделы, которые выполняют те же функции, что и ТКБ, но в более ограниченных пределах и только для своего предприятия.
Для выполнения указанного объема работы ТКБ (технический отдел) имеет в своем составе; группу ведущих инженеров по определенным типам летательных аппаратов; технологическую и кон структорскую группы; техническую лабораторию, оснащенную современной контрольно-измерительной аппаратурой, группы надежности и технической информации, а также лабораторию светокопии и фотографии, инженеров по технической учебе, рационализации н изобретательству, технический архив н библиотеку.
Отдел главного механика обеспечивает; механизацию трудоемких процессов технического обслуживания и подготовки авиационной техники к полету, техническую и энергетическую оснастку производственных помещений и участков, производство сжатых газов, ремонт и профилактику наземного оборудования, изготовление нестандартного оборудования и средств малой механизации.
Для выполнения этих задач отдел главного механика в своем составе имеет: группу ремонта и изготовления оборудования, электрогруппу, группы сантехники и теплотехники, подъемно — транспортного оборудования и станцию сжатых газов.
Отдел возглавляет главный механик, который подчинен глав — нону инженеру АТБ.
Нормативно-исследовательская группа создается для проведения хронометражних и других исследований рабочих процессов в цехах (зчастках) АТБ с целью разработки технически обоснован пых норм времени и материальных затрат на выполнение работ по различным видам технического обслуживания н текущего ремонта. Эта группа осуществляет свою деятельность на основании тематического плана, утвержденного Министерством гражданской авиации, а также заданий начальника илн главного инженера АТБ. Группу возглавляет начальник, подчиненный главному инженеру.
Группа обслуживания тормозных парашютов организуется в тех АТБ, где эксплуатируют летательные аппараты, торможение которых предусмотрено тормозными парашютами. Личный состав группы производит уборку использованных парашютов, обслуживание, сушку и укладку их в контейнерах летательных аппаратов. Группа отвечает также за состояние н готовность к использованию плавучих средств
Группа расшифровки записей режимов полета. В связи с установкой на летательные аппараты аппаратуры для записи параметров режимов полета в крупных аэропортах в составе АТБ созданы группы инженерно-технического состава для расшифровки записей контролируемых параметров и ухода за этой аппаратурой