Элементы конструкции ЛА
§ 2.1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ РАСЧЕТА НАДЕЖНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ.
Элементами конструкции ЛА называют силовые элементы (например, обечайки и днища топливных баков, переходники, хвостовые и приборные отсеки ракеты, отсеки фюзеляжа и крылья самолета, рамы крепления двигателей и приборов, а также отдельные детали силового набора корпусов ЛА — шпангоуты, стрингеры, лонжероны и т. п.), воспринимающие те или иные механические нагрузки.
Отказами элементов конструкции ЛА являются их разрушения в широком понимании этого термина: нарушение целостности (потеря прочности); общая или местная потеря устойчивости; появление недопустимых деформаций; усталостное разрушение и т. п. Иными словами, отказ элемента конструкции — это достижение предельного состояния, т. е. исчерпание несущей способности соответственно по прочности, устойчивости и т. д.
Отказы различных элементов конструкции вызваны разнообразными причинами. В каждом конкретном случае расчета надежности, исходя из анализа условий нагружения, конструктивных особенностей и специфики работы рассматриваемого элемента, необходимо определить, какие предельные состояния возможны, и ввести по их числу параметры состояния, величина каждого из которых характеризует близость напряженно-деформированного состояния элемента к соответствующему предельному состоянию. В соответствии с общим принципом, изложенным в § 1.4, разделим все возможные состояния элемента на две области: область О работоспособных состояний (неразрушения) и область отказов (разрушения). Границей их являются предельные состояния. Разрушение — это необратимое явление, поэтому достижение предельного состояния означает переход состояния элемента в-область отказов.
В соответствии с данным определением отказов вероятность безотказной работы элемента конструкции — это вероятность неразрушения, т. е. вероятность того, что в течение заданного времени в определенных условиях эксплуатации не наступит ни одно из возможных предельных состояний.
При наличии п возможных предельных состояний, следуя определению параметрической надежности (см. § 1.4), можно рассмат-
—>
ривать параметры состояния как компоненты вектора Z состояния конструкции. Выберем систему координат в «-мерном фазовом пространстве состояний так, чтобы началу координат соответствовало полное отсутствие нагрузок и начальных повреждений. Тогда исчерпанию несущей способности отвечает поверхность предельных состояний, охватывающая область Q. Пересечение этой поверхности
вектором Z, проведенным из начала координат в точку, отвечающую состоянию элемента в данный момент времени в определенных условиях, означает отказ. В такой трактовке вероятность неразруше-
ния есть вероятность нахождения вектора Z в области Q.
Многообразие процессов приближения состояния конструкции к отказу можно свести к двум схемам: мгновенному разрушению, накоплению повреждений. По схеме мгновенного разрушения состояние конструкции изменяется немонотонно, то приближаясь к какому-либо из предельных состояний, то удаляясь от него, и так до тех пор, пока не достигнет одного из них. По схеме накопления повреждений состояние конструкции ‘монотонно, необратимо приближается к предельному в результате суммирования повреждений, каждое из которых в отдельности не опасно.
Из-за различия характера процессов приближения к отказам различны и параметры состояния. По схеме мгновенного разрушения под предельным состоянием понимают такое состояние, при котором действующая на элемент нагрузка S становится равной разрушающей нагрузке R, соответствующей исчерпанию несущей способности. Ниже для краткости изложения нагрузка R названа несущей способностью. Область безотказных состояний- определяется условием S<R, область отказов — условием S^R.
Характерная особенность конструкций с точки зрения надежности состоит в том, что вероятность неразрушения зависит одновременно от двух групп возмущающих параметров: одни обусловливают стохастическую природу действующих нагрузок, другие — несущей способности конструкции. Возмущающие параметры нагрузки— это давление газа или жидкости, ускорение и масса тех элементов, инерционными силами которых нагружается рассматриваемая конструкция, плотность атмосферы и скорость движения ЛА, тяга двигателя и т. п. Несущая способность имеет случайный характер вследствие разбросов физико-механических свойств конструкционных материалов и погрешностей производства (отклонений в предедах допуска толщин стенок панелей и профилей силового набора и т. п.). Тепловое воздействие (аэродинамический нагрев и нагрев продуктами сгорания топлива) является одновременно возмущающим параметром и нагрузки, и несущей способности, так как оно создает термические напряжения, т. е. дополнительно нагружает конструкцию и снижает прочностные характеристики материала.
Ие нарушая общности рассуждений, рассмотрим случай одного возможного предельного состояния. В качестве параметра состояния по схеме мгновенного разрушения можно принять разность несущей способности и нагрузки
|
В качестве нагрузки и несущей способности должны быть приняты одни и те же физические параметр», например, если S — рабочее давление, то Д —давление разрушения, если S — сжимающее усилие, то R — критическая сила потери устойчивости и т. п. Вместе с тем выбор той или иной пары параметров в качестве S и R в известной мере произволен. Так, для сферического баллона диаметром Dв и толщиной стенки 6, нагруженного внутренним давлением р, можно считать нагрузкой давление р, напряжение р-0/(46) или усилие ряО2/4, представляя соответ
ственно несущую способность как разрушающее давление, предел прочности или разрушающее усилие. Все три варианта правомерны, но в первом из них более четко разделены внешнее воздействие и параметры конструкции.
В строительной механике ЛА [5, 34, 35] широко используют сопоставление эквивалентногр напряжения Оэкв с допустимым [о], однако условие Оэкв<[о] нетрудно свести к условию, .указанному в выражении (2.3) или (2.4). При расчете надежности конструкций широко применяют как разностный параметр состояния Z, так и коэффициент запаса К. Преимущество К состоит в его безразмерное™ и независимости от конструктивных особенностей, видов нагружения и форм разрушения элемента, что удобно, в частности, для сравнения различных конструктивных решений. С точки зрения простоты расчета предпочтительнее разностный параметр состояния, поскольку закон его распределения находят как композицию законов распределения несущей способности и нагрузки. Применение же коэффициента запаса связано с необходимостью нахождения закона распределения отношения случайных величин или функций, т. е. нелинейным преобразованием распределений. Понятие коэффициента запаса заимствовано из строительной механики, но в отличие от детерминированных прочностных расчётов коэффициент запаса (2.2) случаен по своей природе.
По схеме накопления повреждений в качестве параметра состояния принимают суммарное относительное повреждение
£>=2(в//0|цр), (2.5)
где 0, — мера повреждений, накопленных конструкцией на /-м этапе эксплуатации; 0гПр— предельная мера повреждения в условиях г-го этапа.
За меру повреждений 0г можно принимать деформацию, полученную на г-м этапе, число циклов нагружения, если возможно усталостное разрушение, либо время действия нагрузки /-го типа. Предельным значением 0;Пр является соответственно допустимая деформация, число циклов t-го типа (с /-й амплитудой и частотой), доводящее конструкцию до разрушения, либо время, необходимое для разрушения конструкции под действием нагрузки /-го типа.
Для случая накопления повреждений допустимо и применение коэффициента запаса. Отношения 0г/ОіПр по смыслу — величины, обратные «частным» коэффициентам запаса по этапам эксплуатации, если трактовать величину 0* как нагрузку Si, а величину 0гир — как несущую способность Ri на рассматриваемом г-м этапе. Если же заметить, что условие неразрушения (2.4), переписанное в виде К—1 >0, эквивалентно условию Z>0, то становится очевидной равносильность параметров состояния.
Введенные выше параметры состояния конструкции универсальны, так как они не накладывают каких-либо ограничений на представление нагрузки и несущей способности в виде случайных величин или случайных функций.
Большинство случайных возмущающих факторов изменяется во времени. Поэтому и нагрузки и несущая способность конструкции в общем случае — случайные функции времени, а нередко и координат. В такой наиболее общей постановке вероятность неразрушения определяется как вероятность того, что за время функционирования Т не будет иметь место ни одно пересечение четырехмерных случайных полей нагрузки и несущей способности, введенных по числу возможных предельных состояний, т. е. при разностных параметрах состояния
Р=вер {Z б Q) = вер Ъ, &з, /)>0;…;
Zn(U, £2. 5з, Н>0//<Г}, (2.6)
где Zt=Ri{^, ?2, $3. о — S(Si $2. 5з. *); &1, ?2. 5з —пространственные
координаты; t — время; п — число возможных предельных состояний конструкции.
Каждая нагрузка и несущая способность являются функциями
S=S(Xl), / = 1,2,…,*;)
R=R{Yі), У= 1, 2………… / I 1 ‘/J
возмущающих параметров Хі и Yj соответственно, которые в общем случае коррелированы, имеют различные законы распределения и в свою очередь зависят от координат |2, £3 и времени
Поэтому можно записать, что вероятность неразрушения при п предельных состояниях
Р=вер [Z е 0} = J… j / [X, {r, t)Y) (£„ t)dxd4hdt, (2.8) sf"
/= 1, 2,…, kti j— 1, 2,…, hr, r= 1, 2, 3,
где fXi, Yj — плотность совместного распределения возмущений, переменная по координатам и во времени.
Аналогичное выражение представляет вероятность отказа (разрушения) с тем отличием, что интегрирование ведут по области отказовых состояний, т. е. по всему пространству, за исключением области £1 Если не принять упрощающих предположений, то сформулированная выше задача расчета надежности может быть решена только на основе статистического моделирования стохастического напряженно-деформированного состояния конструкции. При этом трудоемкость программирования и затраты машинного времени в силу громоздкости и сложности модели становятся совершенно неприемлемыми для инженерной практики. Рассмотрим два возможных пути упрощения задачи.
Первый путь состоит в том, что законы распределения возмущений, а следовательно, нагрузки, несущей способности и параметров состояния предполагаются известными. Обычно принимается допущение нормального распределения. Это позволяет оперировать в рамках теории выбросов случайных функций и рассчитать вероятность (2.6) по математическим ожиданиям и корреляционным функциям параметров состояния. Поскольку сохраняется зависимость параметров состояния от координат и времени, такую постановку задачи можно назвать пространственно-временной.
Сущность второго пути заключается в том, что рассматривается состояние конструкции лишь в наиболее «слабых» (опасных) точках и в расчетном случае, представляющем собой фиксированный момент времени, в который нагружение наиболее опасно. Возмущения, а следовательно, нагрузки, несущая способность и параметры состояния конструкции при таком подходе представляют собой случайные величины, в силу чего подобную постановку задачи можно назвать квазистатичсской или локальной.
Названные два подхода — предельные случаи; существуют несколько промежуточных формулировок задачи, получаемых дальнейшим упрощением пространственно-временной постановки. При их рассмотрении ограничимся для наглядности одним возможным предельным состоянием. Если напряженно-деформированное состояние во всех точках конструкции считать одинаковым, то координаты исключаются из рассмотрения и случайные функции S (gi, Ы Ез, t) и R (gi, g2, t) вырождаются в случайные процессы S(t) и R(t)- В общем случае нагрузка и несущая способность нестационарны. Если их математические ожидания постоянны во времени, а корреляционные функции зависят только от длины интервала времени между рассматриваемыми сечениями случайных процессов, но не зависят от положения этого интервала на оси времени, то случайные процессы S(t) и R(t) стационарны. Требование постоянства математических ожиданий нагрузки и несущей способности далеко не обязательно, существенное упрощение достигается уже при выполнении второго из указанных условий стационарности, т. е. в случае квазистационарных случайных процессов.
Важен для практики частный случай — стабильность вероятностных характеристик несущей способности во времени. Изменчивость несущей способности во времени обусловлена главным образом воздействием температуры как случайной функции на механические свойства конструкционных материалов. При постоянной температуре случайный характер возмущающих параметров несущей способности создается только технологическими факторами, а следовательно, они проявляются как случайные величины. В этом случае вероятность неразрушения находят как вероятность того, что за время Т не произойдет ни одного выброса реализаций случайного процесса нагрузки S(/) за случайный уровень R несущей способности, т. е.
Я=вер{/?-5(0>0/^<Г}. (2.9)
В пространственно-временной постановке и перечисленных ее частных случаях для решения задачи необходимо знать корреляционные функции параметров, по которым рассчитывают нагрузки, Несущую способность, параметры состояния конструкции. В период проектирования корреляционные функции нельзя найти статистической обработкой результатов испытаний, так как конструкция еще не существует в металле. Заимствование исходных данных по результатам испытаний ранее созданных конструкций требует доказательства правомерности их переноса, что до настоящего времени является нерешенной проблемой.
В этой связи очевидным является преимущество квазистатиче — ской постановки, в которой для решения задачи достаточно знать закон распределения, а при известном (в частности, нормальном) распределении — математические ожидания, дисперсии и корреляционные моменты параметров, используемых в расчете. Обычно при проектировании в качестве математических ожиданий принимают номинальные (расчетные) значения параметров. Дисперсии определяют, исходя из назначенных допусков (предельных отклонений) либо полагая, чтр коэффициенты вариации сохраняются неизменными при переходе от аналога к проектируемой конструкции. О корреляции между параметрами судят ориентировочно, на основании данных, имеющихся по аналогам, и физических соображений. При достаточно высокой надежности конструкции пренебрежение коррелированностью параметров не даст существенной погрешности. В этом можно убедиться на примере двух возможных предельных состояний с помощью зависимости (1.41).
Если дисперсии или коэффициенты вариации параметров состояния постоянны во времени, то для определения надежности в квазистатической постановке допустимо принять те же расчетные
случаи, которые использованы в детерминированных прочностных расчетах конструкции. В других ситуациях для выявления расчетных случаев необходимы предварительные исследования, тогда расчет надежности будет слагаться из двух этапов: установления расчетных случаев и определения вероятности неразрушения в этих случаях.
Когда изменчивость параметров во времени столь существенна, что квазистатическая постановка задачи становится некорректной и вместе с тем в среднем наблюдается определенная закономерность изменения параметров во времени, можно подойти к решению задачи с позиций «полуслучайных» функций. Напомним, что под «полуслучайной» или элементарной случайной понимают функцию, в которой четко разделены случайный характер и неслучайная зависимость от времени. Такой принцип использован в гл. I при построении канонического разложения (1.73)л где функции времени ф,(0 неслучайны, а коэффициенты А* при Hift— случайные величины, не зависящие от времени. Если задачу формулируют в рамках «полуслучайных» функций, то необходимы те же вероятностные исходные данные (математические ожидания, дисперсии), что и в квазистатической постановке. Дополнительно нужно знать неслучайные функции фг(0-
В общей постановке задачи (2.6) и (2.8) предполагают, что возможны п предельных состояний конструкции. На практике же, как правило, достаточно ограничиться рассмотрением двух-трех предельных состояний, а нередко — только одного. Например, при нагружении отсеков корпуса ракеты осевой сжимающей силой и изгибающим моментом возможна потеря прочности и устойчивости; для баллонов и трубопроводов, нагруженных внутренним избыточным давлением газа или жидкости — потеря прочности. К тому же при наличии нескольких предельных состояний крайне мала вероятность их одновременного наступления. Возможные предельные состояния в общем случае зависимы. Неучет корреляционных связей при достаточно высокой надежности конструкции вносит незначительную погрешность, вполне допустимую в расчетах первого приближения.
Напряженно-деформированное состояние отдельных элементов конструкции ЛА различно ввиду особенностей формы, силовой схемы и условий нагружения. Поэтому надежность их следует определять в отдельности, объединяя затем результаты по ССН с учетом того, что отказы элементов могут быть зависимыми в силу общих нагрузок и взаимосвязи элементов в общей силовой схеме ЛА. Элементы конструкции, за редким исключением, не резервируют, а следовательно, ССН конструкции ЛА имеет вид последовательного соединения.