Принцип действия курсовой системы

Все курсовые системы (КС), устанавливаемые на вертолетах, несмотря на их конструктивные различия, имеют одинаковые ре­жимы, принцип действия которых рассмотрим на примере курсо­вой системы «Гребень-1».

Курсовая система, как было указано, работает в одном из сле­дующих основных режимов: гирополукомпаса или магнитной

коррекции, а также вспомогательном режиме задатчика курса или начальной выставки курса.

Режим гирополукомпаса включается установкой пе­реключателя режимов работы в положение ГПК. При этом авто­матическая коррекция гироагрегата от магнитного датчика от­ключается. Курсовой гироскоп становится датчиком курса. В ре­жиме ГПК курсовой системой определяется условный курс вер­толета, измеренный относительно опорного меридиана, который стабилизируется курсовым гироскопом гироагрегата.

При полетах в районе аэродрома и по маршруту с посадкой на аэродром взлета за опорный меридиан чаще всего принимают магнитный меридиан аэродрома взлета.

Если за опорный меридиан принято положительное направ­ление главной ортодромии или ортодромическая параллель, то курсовая система измеряет ортодромический курс.

Условный (ортодромический) курс, измеряемый КС, индици­руется на шкале курсов РМИ-2.

При развороте вертолета следящая система ГА — РМИ отра­батывает электрический сигнал, равный углу взаимного рассогла­сования между сельсин-датчиком гироагрегата и сельсин-прием­ником РМИ-2. Следовательно, шкала курсов РМИ-2 постоянно отмечает новое значение курса.

Режим ГПК не обеспечивает непрерывного измерения ни ус­ловного, ни ортодромического курса, так как стабилизация ус­ловного направления с помощью курсового гироскопа не являет­ся идеальной. Следовательно, измерение условного курса в k режи­ме ГПК производится в течение ограниченного времени. Прйчиной являются накапливающиеся с течением времени ошибки, обус­ловленные тремя причинами:

— собственным уходом гироскопа;

— дискретным учетом широты;

— неполным учетом необходимых условий для измерение курса при перемещении вертолета.

В результате вертолет будет уклоняться от заданной ортодро­мии. Поэтому при полетах (перелетах) на большие расстояния — продолжительностью более 1 ч необходимо выполнять проверку показаний КС в режиме ГПК и их исправление (коррекцию). В этих целях на маршруте выбираются точки коррекции через 50— 60 мин полета.

Для коррекции на вертолете используется магнитный компас. За опорный меридиан в этом случае принимают магнитный ме­ридиан точки проверки и коррекции.

Режим магнитной коррекции включается установ­кой переключателя режимов работы в положение МК. В этом режиме осуществляется непрерывная совместная работа индукци­онного датчика с гироагрегатом. Между ИД и ГА происходит со­гласование с нормальной скоростью. Быстрое согласование про­исходит при нажатии кнопки согласования.

В режиме МК курсовая система выдает магнитный курс отно­сительно текущего магнитного меридиана при установленном на коррекционном механизме магнитном склонении, равном нулю. Для выдачи на указатель курса или другие потребители истин­ного или условного курса в этом режиме необходимо ввести в коррекционный механизм соответственно магнитное или условное магнитное склонение.

Режим задатчика курса включается установкой ПРР на пульте управления в положение ЗК. Режим ЗК применяется при установке заданного условного (ортодромического) курса. Последующая работа КС осуществляется в режиме ГПК.

Выставка условного курса производится на счетчике СКЛО­НЕНИЕ коррекционного механизма. После выставки курса на

КМ-2 необходимо нажать кнопку согласования на пульте управ­ления. Значение введенного на счетчике угла установится на ука­зателях курса.