Принцип действия курсовой системы
Все курсовые системы (КС), устанавливаемые на вертолетах, несмотря на их конструктивные различия, имеют одинаковые режимы, принцип действия которых рассмотрим на примере курсовой системы «Гребень-1».
Курсовая система, как было указано, работает в одном из следующих основных режимов: гирополукомпаса или магнитной
коррекции, а также вспомогательном режиме задатчика курса или начальной выставки курса.
Режим гирополукомпаса включается установкой переключателя режимов работы в положение ГПК. При этом автоматическая коррекция гироагрегата от магнитного датчика отключается. Курсовой гироскоп становится датчиком курса. В режиме ГПК курсовой системой определяется условный курс вертолета, измеренный относительно опорного меридиана, который стабилизируется курсовым гироскопом гироагрегата.
При полетах в районе аэродрома и по маршруту с посадкой на аэродром взлета за опорный меридиан чаще всего принимают магнитный меридиан аэродрома взлета.
Если за опорный меридиан принято положительное направление главной ортодромии или ортодромическая параллель, то курсовая система измеряет ортодромический курс.
Условный (ортодромический) курс, измеряемый КС, индицируется на шкале курсов РМИ-2.
При развороте вертолета следящая система ГА — РМИ отрабатывает электрический сигнал, равный углу взаимного рассогласования между сельсин-датчиком гироагрегата и сельсин-приемником РМИ-2. Следовательно, шкала курсов РМИ-2 постоянно отмечает новое значение курса.
Режим ГПК не обеспечивает непрерывного измерения ни условного, ни ортодромического курса, так как стабилизация условного направления с помощью курсового гироскопа не является идеальной. Следовательно, измерение условного курса в k режиме ГПК производится в течение ограниченного времени. Прйчиной являются накапливающиеся с течением времени ошибки, обусловленные тремя причинами:
— собственным уходом гироскопа;
— дискретным учетом широты;
— неполным учетом необходимых условий для измерение курса при перемещении вертолета.
В результате вертолет будет уклоняться от заданной ортодромии. Поэтому при полетах (перелетах) на большие расстояния — продолжительностью более 1 ч необходимо выполнять проверку показаний КС в режиме ГПК и их исправление (коррекцию). В этих целях на маршруте выбираются точки коррекции через 50— 60 мин полета.
Для коррекции на вертолете используется магнитный компас. За опорный меридиан в этом случае принимают магнитный меридиан точки проверки и коррекции.
Режим магнитной коррекции включается установкой переключателя режимов работы в положение МК. В этом режиме осуществляется непрерывная совместная работа индукционного датчика с гироагрегатом. Между ИД и ГА происходит согласование с нормальной скоростью. Быстрое согласование происходит при нажатии кнопки согласования.
В режиме МК курсовая система выдает магнитный курс относительно текущего магнитного меридиана при установленном на коррекционном механизме магнитном склонении, равном нулю. Для выдачи на указатель курса или другие потребители истинного или условного курса в этом режиме необходимо ввести в коррекционный механизм соответственно магнитное или условное магнитное склонение.
Режим задатчика курса включается установкой ПРР на пульте управления в положение ЗК. Режим ЗК применяется при установке заданного условного (ортодромического) курса. Последующая работа КС осуществляется в режиме ГПК.
Выставка условного курса производится на счетчике СКЛОНЕНИЕ коррекционного механизма. После выставки курса на
КМ-2 необходимо нажать кнопку согласования на пульте управления. Значение введенного на счетчике угла установится на указателях курса.