ПОДГОТОВКА ДАННЫХ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ КУРСОВОЙ СИСТЕМЫ В ПОЛЕТЕ

Основным режимом работы курсовой системы в полете является режим гирополукомпаса. В этом режиме курсовой системой изме­ряется условный курс самолета.

Стабилизация условного направления с помощью курсового ги­роскопа не является идеальной, а следовательно, и измерение условного курса в режиме гирополукомпаса производится с ошиб­ками. Одной из причин этих ошибок является собственный уход гироскопа.

Особенностью применения курсовой системы в режиме гиро­полукомпаса является тот факт, что ошибки в измерении курса увеличиваются с течением времени. Поэтому в полете необходимо контролировать показания курсовой системы в режиме гирополу­компаса, а при необходимости и исправлять (корректировать) их.

Проверка курса производится с помощью магнитного или астро­номического датчиков курса сразу после прохода исходного пункта маршрута, а затем через каждый час полета. Для этого при подго-

товке к полету на маршруте намечаются точки проверки и коррек­ции курсовой системы. Для этих точек рассчитываются и записы­ваются на карте азимутальная поправка Да и условное магнитное склонение ДМу.

Рассмотрим порядок вычисления азимутальной поправки Ад и условного магнитного склонения ДМу в зависимости от принятого направления опорного меридиана.

1) Направление опорного меридиана совпадает с направлением географического меридиана аэродрома вылета (рис. 4.35).

Рис. 4.35. К расчету поправок Лл и 4Vy от опорного геогра­фического меридиана ЙПМ

В тех пределах, при которых ортодромию на полетной карте можно’ прокладывать в виде прямой линии, азимутальную поправ­ку Да можно вычислить по формуле

Дд = (хо — х) sin фСр, (4.17)

где Х0, X — долгота аэродрома вылета и места самолета соответ­ственно.

Величина фор определяется проекцией карты. Для карт видоиз­мененной поликонической проекции фср —средняя широта листа; для карт равноугольной конической проекции фСр—широта с наи­меньшим масштабом; для карт стереографической полярной проек­ции фср = 90°. Поправка будет положительной, если место самолета располагается западнее аэродрома, и отрицательной, если точка располагается восточнее.

Величина (Х0 —Х)зіпфср представляет собой угол схождения меридианов (8) с обратным знаком.

Таким образом, если в качестве опорного меридиана прини­мается истинный меридиан, то азимутальные поправки у опорного меридиана и для точки проверки курсовой системы будут равны: ДЛо = 0° (у опорного меридиана);

Дд = — S == (Х0 — X) sin фср (для точки проверки). (4.18)

І 20

Так как условное магнитное склонение Д„ определяется как сумма поправки Ад с магнитным склонением в данной точке,, то оно будет равно

ДМу =ДМо (у опорного меридиана), (4.19)

а в точке проверки курсовой системы (любой другой точке марш­рута)

ДМу = — 8 4- Дм = (Х0 —- X) sin tpcp + ДМо. (4.20)

Азимутальную поправку ДА можно определить и графически. Для этого необходимо соединить прямой линией исходную точку маршрута (аэродром вылета) с точкой коррекции и измерить истинные путевые углы в этих точках, то есть РИо и ри. Разность путевых углов будет азимутальной поправкой ДА:

ДА = РИо-Ри. (4.21)

2) Направление опорного меридиана совпадает с направлением магнитного меридиана аэродрома вылета (рис. 4.36).

Рис, 4.36. К расчету поправок Да и ДМу от опорного магнитного меридиана

ИПМ

Из рисунка видно, что азимутальная поправка Ад и условное магнитное склонение ДМу могут быть вычислены по формулам:

«— у опорного меридиана:

Д. = — Д ; Д =0°; (4.22)

— для любой другой точки маршрута:

4Д “ -8 — Л«.=Iх» -х) sin —І,.;

К, = — » — К. + К — С. — Ч sin Тср — (А„, — а,). (4.23)

Здесь ДМо и Дм — магнитное склонение у опорного меридиана и для точки проверки курсовой системы соответственно.

Если ро превышает 180°, то берется его дополнение до 360° и изменяется знак поправки на обратный.

Азимутальная поправка Да и условное магнитное склонение ДМу могут быть измерены непосредственно на карте, если через точку, для которой определяется поправка, провести меридиан, парал­лельный опорному.

При подготовке карты точки проверки режима гирополуком — паса обозначаются кружками на заданной линии пути, а необходи­мые цифровые данные помещаются около них (справа или слева, по направлению полета) в шаблоне, представляющем собой пере­вернутую букву «Т»:

Под основанием шаблона записывается значение угла карты или направление главной ортодромии, которые вводятся в автома­тизированные средства счисления пути.

Например, запись в шаблоне

-5 |+8

327

означает, что азимутальная поправка Да = —5°, условное магнит­ное склонение ДМу = +8°, направление главной ортодромии отно­сительно опорного меридиана 327°.