ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКИПАЖА
Совершенствование авиационной техники, повышение ее надежности и расширение диапазона использования в современных условиях научно-технического прогресса, значительно опережают рост возможностей человека-оператора и особенно летного ■состава.
Технические возможности ВС, а в отдельных случаях и условия полета, могут превысить возможности человека-оператора (психофизиологический барьер), .которые строго индивидуальны. Несоответствие между летно-техническими параметрами и возможностями человека создает серьезные препятствия для — обеспечения безопасности полетов на современных ВС. Причины снижения функциональной эффективности экипажа и пути ее повышения в настоящее время •определяют первостепенную по значимости, проблему личностного фактора.
К личностному фактору, связанному с психофизиологическим состоянием членов экипажа, относят все ■несоответствия их приспособительных механизмов, которые обусловливают возникновение ошибок и нарушений в операторской деятельности членов экипажа, приводящих к развитию аварийной и даже катастрофической ситуации.
К факторам, определяющим функциональную эф- -фективность экипажа, можно отнести: профессиональный уровень; уровень дисциплины; психофизиологическое состояние членов экипажа.
Профессиональный уровень формируется в тече-: ние всего периода летной деятельности. Опыт работы убедительно свидетельствует, что надежность профессиональной деятельности летного состава, а в конечном итоге, и профессиональный уровень во многом зависят от качества отбора кандидатов для летной работы. Задача профессионального отбора состоит в том, чтобы из общей массы желающих посвятить себя летной деятельности, необходимо отобрать тех кандидатов, в которых могут быть сформированы все качества полноценного летного специалиста. И здесь наравне с физическим здоровьем определяющими! являются факторы, характеризующие человека с точки зрения его профессиональных возможностей. В комплексе с качеством отбора кандидатов для летного обучения важную роль в формировании высокого профессионального уровня играют: качество первоначального обучения; эффективность наземной и летной подготовки в процессе профессиональной деятельности; качество отбора для переподготовки.
Исходя из этого можно определять профессиональный уровень как комплекс теоретических знаний и практических навыков, эффективность применения которых в процессе непосредственной летной деятельности определяет профессиональное мастерство- летных специалистов.
Уровень дисциплины — важный фактор надежного функционирования АТС. Данные анализа безопасности полетов свидетельствуют о взаимосвязи состояния дисциплины и безопасности полетов.
В постановлениях ЦК КПСС и решениях Коллегий МГА неоднократно подчеркивалось, что без строжайшей дисциплины и исполнительности невозможны ни успешная работа гражданской авиации по выполнению народнохозяйственных планов, ни высокий уровень безопасности полетов. Летная дисциплина1 предполагает глубокие знания и неукоснительное исполнение законов летной работы, которые выработаны многолетним опытом работы авиаторов. Любая неточность, пренебрежение требованиями руководящих документов, регламентирующих летную работу* в авиации обходятся очень дорого, а иногда ценой человеческих жизней.
50
Слова о том, что НПП ГА, ОПП и РЛЭ ВС являются законом жизни авиатора, актуальны для каждого члена экипажа в течение всего периода летной деятельности. Неукоснительное выполнение их требований позволяет экипажу выработать единственно правильное решение, в каждой конкретной ситуации. В формировании дисциплинированности у советских авиаспециалистов первостепенное значение имеет личный пример и требовательность командиров и начальников всех степеней. В экипажах и авиаподразделениях должна быть создана обстановка нетерпимости ко всякого рода нарушениям, нерадивости и халатного отношения к служебным обязанностям. Особое место в воспитании чувства исполнительности, укрепления производственной и гражданской дисциплины и предупреждения авиационных происшествий занимает систематическое изучение и неукоснительное выполнение приказов министра гражданской авиация и других руководящих документов.
Психофизиологическое состояние членов экицажа определяется большой группой факторов, которые можно условно разделить на физиологические и психологические. Они очень тесно взаимосвязаны и условное деление на две подгруппы предпринято для большей наглядности их рассмотрения.
Физиологические — группа факторов, связанных ■с состоянием здоровья и самочувствием, влияющих на работоспособность членов экипажа. К таким факторам можно отнести: острые заболевания или отравление; скрытое осложнение после перенесенных заболеваний; утомление и переутомление; последствия употребления алкоголя и курения; последствия неправильного или неразрешенного приема лекарств; нарушение годового цикла; нарушение суточного цикла; неблагоприятные сочетания биоритмов. Острые заболевания или отравление членов экипажа в полете резко снижают эффективность их деятельности, так как это связано с рядом нежелательных факторов: усложнением деятельности вследствие возможного падения потерявшего сознание члена экипажа на органы управления, что особенно опасно у земли; необходимостью внезапного перераспределения функциональных обязанностей между членами экипажа, порой совершенно неожиданного и плохо реализуемого из-за возможного ограничения во времени. В практике летной работы отмечены случаи: острых заболеваний пилотов, которые могут вызвать, предпосылки, приводящие к АП.
Для сохранения высокой работоспособности и летного долголетия в ГА СССР проводится строгий систематический медицинский контроль летного состава: и широкий комплекс профилактических оздоровительных мероприятий. Скрытые осложнения после перенесенных заболеваний или скрытые формы заболеваний, особенно сердечно-сосудистой системы и органов; дыхания, могут привести к значительной, а иногда и полной потере работоспособности пилота в полете.. Так, респираторные заболевания, трудно поддающиеся диагностике в обычных земных условиях (легкое недомогание, насморк и т. п.) и скрываемые пилотом в процессе медицинского контроля, по зарубежным’ источникам, являются причиной 3—4 катастроф, связанных с-личностным фактором. Пилоту необходимо— помнить, что сокрытие от медицинского персонала, осуществляющего медицинский контроль, даже слабых признаков заболевания или легкого недомогания — это предпосылка к авиационному происшествию, угроза десяткам человеческих жизней. И оно. не может быть оправдано ни стремлением выполнения полетного задания, ни выполнением плана работ и никакими другими мотивами.
Особую группу отрицательных физиологических факторов составляют последствия употребления алкоголя и курения. Установлено, что отрицательное — влияние алкоголя на функциональные характеристики оператора проявляется в нескольких направлениях (уменьшается вероятность полного использования всех возможностей ВС и его систем, увеличивается время запаздывания, т. е. время реакции на командный сигнал, ухудшается техника пилотирования ® показатели функциональной эффективности в целом).
Даже разовые употребления алкоголя в малых дозах значительно снижают внимание, усложняют прием решений, требующих логических рассуждений., затрудняют выполнение сложной деятельности, требующей быстрой реакции и ясного мышления. Уп — -52
равление полетом ВС в этих случаях особенно опасно. Остаточное влияние разового приема алкоголя? сохраняется не менее 12 ч с момента приема, а ш» прошествии этого времени остаточные явления составляют 80—90 %.
О вреде курения известно достаточно много. Одним из отрицательных факторов является содержание в дыме окиси углерода. Механизм его действия, заключается в появлении гипоксии в наземных условиях из-за связывания гемоглобина в крови. Степень — воздействия окиси углерода определяется индивидуальными особенностями человека и количеством выкуриваемого табака за определенное время. По экспериментальным данным число выкуриваемых в день, сигарет и суммарный эффект кислородного голодания, выраженный в виде эквивалентной высоты, свя.- заны следующим образом:
10—20 шт………………………………………… 1800—2400 м-
Более 20 шт……………………………………… более 4200 м
Проведенные исследования свидетельствуют, ЧТО; курение затрудняет умственную деятельность, снижает чувствительность слуха, ухудшает цветоощущение.
Утомление является особым фактором, определяющим функциональную эффективность экипажа. Ожб в особых ситуациях в полете снижает вероятность, предотвращения авиационного происшествия. Различают два вида утомления: острое и хроническое.
Острое утомление развивается под воздействием — кратковременных стрессовых ситуаций большой интенсивности. Примером острого утомления может служить случай вынужденной посадки пилота — из-за — отказа двигателя на взлете. Сам процесс посадки очень скоротечен и не требует значительных физических усилий, однако психологическая нагрузка столь, велика, что пилот после вынужденной посадки в отдельных случаях может испытывать даже болезненное состояние. При остром утомлении наблюдается. увеличение числа ошибок в расчетах, нарушается точность выполнения различных операций. Пилот легко отвлекается, забывает выполнять второстепенные операции в процессе непосредственной деятельности;.
Хроническое утомление развивается при длительном стрессе. Оно проявляется в замедленных реакциях, ухудшении мыслительной деятельности, раздражительности и общей депрессии. Основными причинами, вызывающими утомление, являются: энергетические затраты организма; монотонность деятельности; длительная активность; разочаровывающие ситуации; ограничивающие условия; повышение требовательности к результатам деятельности. Подверженность членов экипажа утомлению обусловлена специ- ■ фикой летной деятельности. Симптомами профессионального утомления пилота, указывающими на резкое •снижение качества пилотирования, являются: суже
ние внимания на отдельных приборах, вместо постоянного контроля за показаниями всех приборов; ухудшение координации при работе с органами управления ВС; общее снижение работоспособности.
Профессиональное утомление при ранней диагностике в значительной мере обратимо, однако хроническое переутомление, связанное с выполнением многих напряженных полетов без достаточного отдыха, шедет к прогрессирующему снижению профессионального мастерства. По данным ИКАО, частота АП, связанных с переутомлением линейных пилотов, составляет 15 %.
В ГА СССР установлены строго научно обосно — шанные санитарные нормы допустимого налета часов летным составом. В основе этих норм — охрана здоровья советского человека, обеспечение его профессионального долголетия и высокого уровня безопасности полетов. В табл. 3 приведены сравнительные нормы допустимого налета часов летным составом в различных странах.
Отдельные исследователи в капиталистических — странах допускают вероятность увеличения этих норм „до 1400 ч в год. Основа этих предположений — «коммерческий смысл» использования летного состава, т. е. работа «на износ» ради коммерческой прибыли.
Для предупреждения хронического переутомления решающее значение имеет соблюдение летным составом режима труда и отдыха, который определяет отдельные временные циклы. Нарушение годового цикла обусловлено проблемой длительных перелетов и
заключается в фазовых рассогласованиях между физиологическим циклом человека по месту его постоянного пребывания и места прилета. Нарушение годового биологического цикла может происходить при быстром перемещении человека из одного времени года в другое, связанного с длительными перелетами, из высоких в экваториальные широты и обратно. При этом резкое изменение климатических условий вызывает значительное снижение функциональной эффективности летного состава, восстановление которой в; новых условиях определяется периодом адаптации.. Он может продолжаться 2—3 недели.
Нарушение суточного цикла обусловливается: быстрым перемещением ВС в широтном направлении — с пересечением часовых поясов, что приводит к сдвигу между фазами географического и физиологического цикла. В результате этого у членов экипажа (у пассажиров) происходит нарушение привычного суточного ритма жизнедеятельности: сна, приема пищи: и т. д. Исследования географического цикла показали, что организм достаточно быстро адаптируется к новым условиям, но полное восстановление функциональной эффективности происходит за 2—3 сут.
Определенный интерес представляют проводимые в последние годы исследования влияния биоритмов: летного состава на безопасность полетов. Предполагается наличие у каждого человека трех биоритмов: физического с цикличностью 23 сут; эмоционального с цикличностью 28 сут; интеллектуального с цикличностью 33 сут. Предполагают, что взаимосочетания.
США |
8—10 |
30 |
100 |
1000 |
|
Канада |
— |
— |
120 |
300 |
1200 |
ФРГ |
10 |
— |
120 |
300 |
1100 |
СССР |
6—8 |
— |
■ 70—80 |
— |
700—800 |
Бразилия |
10—13 |
24 |
100 |
270 |
1000 |
Бельгия |
11 |
— |
120 |
300 |
1000 |
этих биоритмов — ВЛИЯЮТ таа ‘чувства и работоспособность человека (рис. 9).
Положительная фаза цикл а р а сом атриваетоя
■как период •ішвьшієніной р аботошееобности, отри — дательная — как период подавленности, слада активной деятельности. Точки пересечения циклов на — — зываются критическими периодами, которые длятся предположительно около суток и характеризуются как наиболее неблагоприятные. Однако проводимые в ва — . стоящее время последования с Обработкой достаточно большого объема данных, исключают пока биоритмы, как причинный фактор авиационных происшест — ший, однако не исключают его значения полностью.
Психологические факторы включают в себя: тин темперамента; волевые качества; скорость реакции на внешние раздражители; уровень внимания, восприятия, памяти, мышления; ощущение времени и "временных интервалов; способность ориентироваться «в пространстве; элементы групповой и социальной психологии.
Тип темперамента, волевые качества личности и свойства характера человека относятся к типологическим особенностям высшей нервной деятельности, каждая из которых оказывает свое специфическое — влияние на функциональную эффективность членов экипажа в отдельности и всего экипажа в целом. Так, ■•.ярко выраженный холерик нежелателен в качестве командира экипажа. В этой роли предпочтителен ■сангвиник или флегматик. Меланхолик — вообще ^нежелателен в качестве лица летного состава.
Волевые качества определяют человека как лич — ■ность. Роль и значение волевых качеств советского ‘человека очень велики и обширны. Волевое стремление к выполнению намеченной цели и в большом, и в пмалом помогает преодолевать многие трудности пов- -седневной летной жизни. Высокие волевые качества шомогают в преодолений различных барьеров на пути
ібб
совершенствования профессионального мастерства.. Курсант летного учебного заведения без высоких волевых качеств, без целеустремленности не станет хорошим пилотом.
Скорость реакции на внешние раздражители, уровень внимания, восприятие, память, мышление, ощущение времени и временных интервалов, способность — ориентироваться в пространстве — определяют функциональную эффективность пилота как оператора в — биотехнической системе «Э — ВС». Чем выше перечисленные качества, тем эффективней взаимодействие членов экипажа, тем больше перспектива совершенствования профессионального мастерства.
Элементы групповой и социальной психологии — важные факторы обеспечения функциональной надежности экипажа, а следовательно, и безопасности-, полетов. К элементам групповой психологии относятся: степень слаженности экипажа; коллективный летный навык; наличие лидера, объединяющего формальное и неформальное руководство экипажем; стиль — руководства (демократический или автократический); конфликты между членами экипажа из-за психологической несовместимости; уровень взаимоотношений., между членами экипажа и в коллективе авиаподразделения.
Элементы социальной психологии включают в себя: психологическую настроенность и сознание своего, положения в обществе и в коллективе; знание своих прав и обязанностей; общую культуру и манеру поведения в коллективе; готовность и умение ставить. общественные интересы выше личных; способность — заботиться о подчиненных; внимательность, чуткость и справедливую требовательность; способность к общению, дружбе, товариществу; чувство коллективизма; твердость и решительность; самообладание, организованность, выдержку и мужество; готовность беззаветного служения Родине, преданность партии, идеалам коммунизма. Таким образом, безопасность, полетов зависит не только от надежности авиационной техники, но и в значительной степени от личностного фактора и психологического климата в экипаже.