КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗДЕЛИЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ В СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Основными характеристиками изделий авиационной техники в системе ТЭ ВС являются уровни их эксплуатационной и ремонтной технологичности, которые определяют их приспособленность к технической эксплуатации. С другой стороны, потребность изделия АТ в работах ТОиР характеризуется видом изделия (восстанавливаемое и невосстанавливаемое, обслуживаемое и необслуживаемое, ремонтируемое и неремонтируемое) и определяется в комплексе с параметрами надежности. Очевидно, что приспособленность изделия АТ к выполнению работ ТОиР в системе ТЭ ВС должна определяться потребностью каждого изделия в выполнении этих работ. Приведенная в разделе 2.1. классификация работ ТОиР позволяет дать следующие уточнения понятий и определений эксплуатационных качеств изделий в системе ТЭ ВС [7]:
— эксплуатационная технологичность (ЭТ) — технологичность конструкции изделия авиационной техники к выполнению работ технологического обслуживания;
— ремонтная технологичность (РТ) — технологичность конструкции изделия авиационной техники к выполнению при техническом обслуживании (ремонте) работ по поддержанию и (или) восстановлению надежности;
— контролепригодность (КП) — свойство изделия авиационной техники, характеризующее его приспособленность к проведению работ по контролю (диагностированию) технического состояния заданными средствами.
Данные определения стандартизованы в отрасли ГА, не противоречат стандартам общего машиностроения и ставят каждое понятие в соответствие одному виду работ, что определяет конкретное место и роль указанных понятий в системе ТЭ. Понятие «ремонтопригодность» исключается, т. к. его функции полностью входят в определения РТ и КП.
Соответственно данным определениям изменяются и определения видов изделий:
■ обслуживаемое изделие — объект, имеющий потребность в работах технологического обслуживания в ожидаемых условиях эксплуатации;
■ необслуживаемое изделие — объект, не имеющий потребности в работах технологического обслуживания в ожидаемых условиях эксплуатации;
■ восстанавливаемое изделие — объект, для которого потребность в работах по поддержанию и восстановлению надежности установлена в эксплуатационной и (или) ремонтной документации для ожидаемых условий эксплуатации;
■ невосстанавливаемое изделие — объект, для которого потребность в работах по поддержанию и восстановлению надежности не установлена в эксплуатационной и (или) ремонтной документации для ожидаемых условий эксплуатации.
Данные определения ставят вид изделия в соответствие одному виду целевых работ, а понятия «ремонтируемое изделие» и «неремонтируемое изделие» не имеют самостоятельного значения, т. к. относительно вида работ они полностью входят в понятия «восстанавливаемое» и «невосстанавливаемое», согласно которым ремонтные работы не выделены в самостоятельный вид.
Применение указанных определений позволяет классифицировать изделия относительно видов целевых работ ТОиР и планового или внепланового принципов назначения их к выполнению.
Понятие «обслуживаемость» увязано только с работами технологического обслуживания, поэтому только обслуживаемое изделие должно обладать качествами эксплуатационной технологичности, которые определяют приспособленность ВС к ожидаемым условиям эксплуатации и не связаны с летной годностью и исправностью ВС. Свойства ЭТ вводятся в систему ТЭ ВС директивно в виде ограничений, которые определяют техническое совершенство ВС относительно ожидаемых условий его эксплуатации и соответствие ожидаемых и реальных условий эксплуатации ВС. При их несоответствии у необслуживаемого изделия может появиться потребность в работах технологического обслуживания, и чтобы избежать этого, на этапах проектирования и изготовления ВС требуется обоснованная и достоверная оценка ожидаемых условий эксплуатации.
Понятие «восстанавливаемость» увязано только с работами по поддержанию и восстановлению надежности, поэтому только восстанавливаемое изделие должно обладать качествами ремонтной технологичности, которые определяют приспособленность изделия как составной части ВС к выполнению этих работ в ожидаемых условиях эксплуатации ВС, что также требует качественной и количественной оценки влияния этих условий эксплуатации на техническое состояние изделий. Свойства РТ вводятся в систему ТЭ ВС в виде ограничений на летную годность ВС в процессе его эксплуатации до списания.
Понятие «контролепригодность» увязано только с работами по контролю технического состояния, которые являются общими для всех изделий АТ. Потребность изделий в этих работах определяется требованиями к летной годности ВС в процессе эксплуатации, которые, в зависимости от характеристик надежности изделий и последствий отказов, формируют требования к контролю по глубине, достоверности, режимам, методам и технологиям. Согласно действующим нормативам ВС, допускаемое к полету, должно быть полностью исправно или при наличии отказов и неисправностей они должны входить в перечень допустимых отказов и неисправностей (MMEL/MEL), но в обоих случаях для принятия решения о допуске ВС к полету требуется информация о техническом состоянии ВС, получаемая по результатам контроля.
Комплекс указанных определений с единых методических позиций позволяет формировать потребность изделий АТ в работах ТОиР. С этих позиций ВС в целом рассматривается как объект эксплуатации, летная годность и готовность которого к применению обеспечивается выполнением работ ТОиР на отдельных его элементах (системах, изделиях, узлах, деталях). В ВС как объекте ТОиР выделены две группы элементов: конструктивные и неконструктивные [11]:
1. Конструктивный элемент (Е) — отдельное, входящее в состав ВС изделие (агрегат, блок, узел, деталь), представленное физически отделяемыми образцами.
2. Неконструктивный элемент (G) — физически не отделяемые элементы, обеспечивающие необходимую активную связь или функционирование конструктивных элементов и представленные в виде распространенной материальной сущности или зафиксированного труда.
Очевидно, что элементы любой группы могут быть как обслуживаемые, так и необслуживаемые, но относительно потребности в работах по поддержанию и восстановлению надежности в каждой группе могут быть выделены следующие категории:
Ei — невосстанавливаемые, несменяемые элементы, которые с заданной вероятностью отработают ресурс (срок службы) до списания ВС;
Ei — невосстанавливаемые, сменяемые элементы, которые с заданной вероятностью потребуют периодической замены при отработке ресурса (срока службы) до списания ВС;
Еу — восстанавливаемые, несменяемые элементы, которые с заданной вероятностью отработают ресурс (срок службы) до списания ВС при условии периодического восстановления;
Ец — восстанавливаемые, сменяемые элементы, которые с заданной вероятностью потребуют периодического восстановления и периодической замены при отработке ресурса (срока службы) до списания ВС;
G| — невосстанавливаемые элементы, которые с заданной вероятностью сохранят свои свойства при отработке ресурса (срока службы) до списания ВС;
G2 — восстанавливаемые элементы, которые с заданной вероятностью потребуют полного возобновления своих свойств при отработке ресурса (срока службы) до списания ВС;
G3 — восстанавливаемые элементы, которые с заданной вероятностью потребуют частичного возобновления своих свойств при отработке ресурса (срока службы) до списания ВС;
G4 — восстанавливаемые элементы, которые с заданной вероятностью потребуют периодического частичного возобновления и периодического полного возобновления своих свойств при отработке ресурса (срока службы) до списания ВС.
Для конструктивных элементов критерием их годности к применению является нормативное значение функции надежности (Рн)> которая в общем случае монотонно убывает при увеличении наработки. Годность неконструктивных элементов, характеризуется нормативным значением параметра качества (77н), зависимость которого от наработки в общем случае, может быть произвольного вида.
Классификация конструкции, изделий и оборудования современных типов ВС гражданской авиации, находящихся в эксплуатации и на этапах разработки, приводится в табл. 2.2 и 2.3.
Из приведенных определений и классификации элементов формулируются следующие заключения.
Элементы Е, не имеют потребности к восстановлению и соответственно не нуждаются в свойствах РТ. Отказ таких элементов должен классифицироваться
как событие крайне маловероятное (Х = 1(Г7 -10"9 1/ч полета), и при отработке ресурса (срока службы) до списания ВС функция надежности этих элементов с заданной доверительной вероятностью должна быть не менее заданного нормативного значения (рис. 2.1, а). Однако элементы Е являются основными в конструкции ВС и его систем, и случайный отказ таких элементов наиболее опасен по возможным последствиям, поэтому в процессе эксплуатации допустим контроль работоспособности или исправности элементов Е с целью выявления возможных конструктивных и производственных недостатков или случайных повреждений при нарушении ожидаемых условий эксплуатации.
Элементы Е2 имеют потребность в периодической замене, которая может выполняться как плановая через интервалы наработки, так и внеплановая по результатам контроля состояния. Замена элементов Е2 восстанавливает летную годность ВС, поэтому РТ не определяет эксплуатационных качеств таких элементов. После замены элементы Е2 могут восстанавливаться или списываться, что определяется только по экономическим и организационным соображениям. В эксплуатации должны контролироваться наработка или состояние элементов Е2 для определения моментов замены, а также может выполняться контроль исправности (работоспособности) для выявления случайных отклонений в техническом состоянии. При отработке ресурса до списания (7н) ВС і — е элементы Е2 ( / ) заменяются ( Пу — 1) раз на новые (рис. 2.1, б).
Элементы Ei периодически восстанавливаются, поэтому должны обладать свойствами РТ, показатели которой определяют эксплуатационные качества этих элементов в системе ТОиР ВС. Восстановление этих элементов может выполняться планово или внепланово, поэтому в процессе эксплуатации должны контролироваться их наработка или техническое состояние для определения моментов замены и может проводиться контроль исправности (работоспособности) для выявления случайных отклонений в техническом состоянии. Восстановление безотказности ВС при восстановлении элементов Е3 на протяжении Тн показано на рис. 2.1, в, г. В варианте в полагается, что в моменты tt производится частичное восстановление элемента Е3 таким образом, чтобы после (и,- — 1)-го восстановления на интервале ( Гн — tt; Тн ) обеспечивалось с требуемой доверительной вероятностью условие Р( t < Гн) > Рн.
Элементы £4 являются наиболее слабыми по долговечности и стабильности эксплуатационных качеств и имеют потребность в периодическом восстановлении каждого (л, — 1) раз и замене при и,, — м восстановлении на новое. Эти элементы должны обладать высоким уровнем РТ, обеспечивающим выполнение работ по восстановлению и замене. Восстановление летной годности ВС при восстановлении £4 показано на рис. 2.1, д, е для вариантов полного и неполного восстановления через интервалы t] с заменой через • п(, что аналогично изложенному для элементов Е2 и Е3.
Для определения моментов восстановления и замены элементов £4 необходим контроль наработки или технического состояния, а также допустим контроль исправности (работоспособности) для выявления случайных отклонений в техническом состоянии.
Значение функции P(t) в произвольный момент времени для элементов группы Е определяется законом и параметрами распределения случайных величин, определяющих реализацию случайной наработки элемента Е до первого отказа, но во всех случаях функция P(t) определяет надежность «стареющих» элементов Е согласно их моделям надежности. Экспоненциальное распределение
соответствует смыслу рис. 2.1, а для элементов Е с постоянной интенсивностью отказов при X <10~9 1/ч, однако модель «стареющего» изделия может быть получена также и сложением экспоненциальных распределений для всех его элементов Е.
Характеристики элементов группы G в целом аналогичны соответствующим элементам группы Е, что показано на рис. 2.2 для случая монотонно убывающего по наработке параметра качества П.
При монотонно возрастающем параметре качества П схема сохраняется перестановкой начального и нормативного значений П с отсчетом наработки от Гн. Постоянное по наработке значение П соответствует смыслу рис. 2.2, а, а дискретное, периодическое или ступенчатое изменение среднего значения П свидетельствует о конструктивной ошибке или производственном недостатке данного элемента G.
Рис. 2.1. Изменение надежности конструктивных элементов в процессе эксплуатации ВС |
Элементы Gi имеют потребность только в работах по контролю исправности для выявления нерасчетных изменений состояния. РТ элементов G2 должна
68
обеспечивать возможность полного восстановления их качеств, что соответствует замене, для чего необходим контроль наработки и исправности. РТ элементов G3 должна обеспечивать частичное возобновление их качеств, для чего необходимы работы по контролю наработки и (или) исправности, по результатам которых через интервалы t. выполняются восстановления (рис. 2.2, в).
|
|
|
|
б
а
в |
Рис. 2.2. Изменение параметров качества неконструктивных элементов в процессе эксплуатации ВС
РТ элементов G4 как наиболее нестабильных по сохранению эксплуатационных качеств должна обеспечивать частичное и полное возобновление их качеств, для чего необходимы работы по контролю наработки, исправности или работоспособности, по результатам которых выполняется восстановление (рис. 2.2, г).
Глубина членения систем, изделий и оборудования ВС на категории элементов Е и G определяется той задачей, которая решается на конкретном этапе формирования системы ТЭ ВС. На этапе проектирования ВС, элементы необходимо рассматривать на уровне деталей, их соединений и покрытий, что позволяет избежать ошибок в определении требуемых характеристик ЭТ, РТ и КП На этапе изготовления и испытаний ВС достаточен уровень сборочных единиц
(узлов, блоков, агрегатов), их соединений и функциональных параметров, что позволяет оценить обоснованность конструктивных решений в реальных условиях эксплуатации.
Укрупненная классификация изделий и оборудования ВС
по категориям конструктивных элементов
Таблица 2.2
|
Укрупненная классификация соединений, сборок, рабочих тел и покрытий ВС
по категориям неконструктивных элементов
Таблица 2.3
|
Эле мент |
Соединения, сборки, рабочие тела и покрытия изделий, систем и оборудования ВС |
Оз |
Подтяжка заклепочных швов конструкции планера, выборка люфтов соединений элементов конструкции, подкраска, восстановление покрытий в местах коррозии, восстановление герметизации соединений, регулировка в узлах управления, крепления в люках, створках |
G, |
Рабочая жидкость гидросистемы и маслосистемы силовой установки, спецжидкости и газы, винтовые соединения в съемных элементах планера (зашивки, зализы, законцов — ки), регулировки заменяемых или снимаемых с ВС изделий и оборудования самолетных систем н АиРЭО, мягкий инвентарь бытового оборудования, все виды соединений, стыковок и крепления съемных агрегатов и изделий самолетных систем, АиРЭО, планера |
Таблица 2.4 |
Классификация элементов по приспособленности к целевым работам ТОиР
|
Кате гории элеме НТО в |
Вид элемента |
Приспособленность к работам |
Характеристики |
||||||
ПО восста нов- лению |
по заме не |
по контролю |
ЭТ |
РТ |
КП |
||||
нара ботки |
исправ ности |
работо способ ности |
|||||||
Сз |
обслуживае мый |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
+- |
+ |
+ |
необслужи ваемый |
— |
+ |
— |
+ |
— |
+- |
+ |
||
обслуживае мый |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
необслужи ваемый |
+ |
+ |
+- |
— |
+- |
— |
+- |
+ |
На этапе эксплуатации ВС категории элементов определяются на уровне сменных блоков, восстанавливаемых деталей, эксплуатационных и технологических разъемов, узлов стыковки и крепления, а также входных и выходных параметров функционирования (регулируемых и нерегулируемых) систем и изделий, что позволяет адаптировать фактическую потребность ВС в работах ТОиР к реальным условиям их эксплуатации и производственной деятельности авиапредприятий.
Обобщенная классификация элементов Е и G по их потребности в работах ТОиР и соответствующие требования по обеспечению характеристик ЭТ, РТ и КП этих элементов приведены в табл. 2.4, согласно которой априорно могут быть заданы исходные эксплуатационные качества элементов на этапе проектирования ВС.
Например, обслуживаемые элементы Е не имеют потребности в целевых работах по восстановлению и замене, но мшуг иметь потребность в работах по контролю исправности, соответственно должны быть обеспечены качества ЭТ и КП этих элементов. Обслуживаемый элемент Ег. имеет потребность во всех видах целевых работ и должен обладать хорошими характеристиками ЭТ, РТ и КП, а необслуживаемый элемент Е4 в характеристиках ЭТ не нуждается и т. д.
Применение данной классификации обеспечивает ранжирование требований к изделиям АТ как объектам ТОиР по видам, группам и категориям элементов, которые определяют потребность в выполнении различных видов целевых работ ТОиР и соответственно формируют требования по приспособленности ВС к этим работам. Определив категорию элемента на любом этапе проектирования, изготовления, испытаний и эксплуатации АТ, можно сформулировать требования к эксплуатационным качествам этого элемента в системе ТЭ ВС и оценить выполнение этих требований. Но формулировка и оценка требований к эксплуатационным качествам элементов требует нормативной базы для их расчета, т. к. в общем случае требования каждого элемента моїуг быть удовлетворены полностью, однако эффективность эксплуатационных качеств ВС в целом как объекта в системе ТЭ может быть реализована при этом на различных уровнях.