ОСОБЫЕ СЛУЧАИ В ПОЛЕТЕ

С точки зрения особенностей техники пилотирования вертолета к особым случаям в полете относятся полет и посадка вертолета с одним работающим двигателем, а так­же планирование и посадка вертолета на режиме самовра — щения несущих винтов.

Эти полеты могут выполняться как в аварийной ситуа­ции, при отказе одного или обоих двигателей, так и в учеб­ных целях.

§ 1. ПОЛЕТ С ОДНИМ РАБОТАЮЩИМ
ДВИГАТЕЛЕМ

Выключение (отказ) в полете одного двигателя связа­но с уменьшением располагаемой мощности. В связи с тем что при уменьшении мощности одного двигателя другой автоматически стремится поддержать обороты несущих винтов, выключение (отказ) одного из двигателей при ра­боте их на II крейсерском режиме и ниже не приводит к заметной разбалансировке вертолета, снижению оборотов несущих винтов и уменьшению высоты полета. Однако при работе двигателей на режимах выше II крейсерского не­достаток мощности не может быть компенсирован рабо­тающим двигателем и продолжение полета зависит от гра­мотных действий летчика.

Рассматривая кривые потребных и располагаемых мощ­ностей для конкретных массы вертолета и высоты полета, можно сделать следующие выводы (рис. 7.1):

— в диапазоне скоростей, где Nv<.Nlu горизонтальный полет невозможен, вертолет будет лететь со снижением;

— на скоростях, где NV=N„, возможен горизонтальный полет;

— в диапазоне скоростей, где ЛР>А/П, возможен не только горизонтальный полет, но и набор высоты с опреде­ленной Vv.

li* с

Рис. 7.1. Изменение диапазона скоростей горизонтального по лета при отказе одного двигателя

Таким образом, чтобы обеспечить возможность манев­рирования, полет с одним работающим двигателем целе­сообразно выполнять на скоростях, близких к экономи­ческой.

Диапазон высот и скоростей полета при одном рабо­тающем двигателе зависит от режима полета, полетной массы вертолета и атмосферных условий. Практически наи­большая избыточная мощность двигателя обеспечивается на приборных скоростях 110—120 км/ч, а наименьший ки­лометровый расход топлива на взлетном режиме работы двигателя — на скорости 180 км/ч. Минимально допусти­мая скорость горизонтального полета с одним работающим двигателем ограничена приборной скоростью 70 км/ч, что связано с обеспечением безопасности по режиму вихревого кольца, а также возможностью перехода на режим авторо­тации в случае отказа второго двигателя.

Полет с одним работающим двигателем, а также выклю-

чение двигателя в полете в учебных целях рекомендуется производить на высотах //<1000 м (больше ДN).

Практически отказ одного двигателя на моторном пла­нировании и в горизонтальном полете на 1%= 140 км/ч без последующего вмешательства летчика в управление не приводит к заметной разбалансировке вертолета. Обороты несущих винтов уменьшаются примерно на 1,5% при пла­нировании и на 3%’ в горизонтальном полете. Ухудшения управляемости не отмечается.

В наборе высоты на I крейсерском режиме с КПр=^ 120— 130 км/ч разбалансировка также незначительна, а умень­шение оборотов несущих винтов через 3—4 с может до­стичь б—7%, поэтому требуется вмешательство летчика для восстановления оборотов.

В наборе высоты на номинальном режиме с КПр= = 130 км/ч при времени невмешательства летчика в уп­равление 1,2—1,3 с обороты несущих винтов падают на 9— 10%. Для восстановления оборотов несущих винтов необ­ходимо уменьшать ОШ на 4—4,5°.

В наборе высоты на взлетном режиме с 1^=120 км/ч падение оборотов несущих винтов до 80—81% происходит за 0,7 с, при этом для восстановления пнв кроме уменьше­ния ОШ на 5—6° требуется увеличение тангажа на 7—8°. Это требует повышенного внимания летчика при использо­вании номинальной и взлетной мощности двигателей.

В горизонтальном полете с Рпр=250 км/ч при практи­чески мгновенном вмешательстве летчика в управление (0,1—0,15 с) обороты несущих винтов падают до 78—81%. Сброс ОШ до 0° замедляет темп падения оборотов, однако для их восстановления требуется немедленное энергичное увеличение тангажа до 15°. t

Таким образом, при отказе одного двигателя в полете необходимо: .

— уменьшить общий шаг так, чтобы обороты несущих винтов были не ниже допустимых;

— установить скорость полета не менее 70 км/ч при оборотах несущих винтов (90±2)%;

— при полете на большой высоте снизиться до #< <1000 м;

— рычагом ОШ установить необходимый режим рабо­тающему двигателю (вплоть до взлетного) и на этом ре­жиме в зависимости от обстановки или продолжить полет, или подобрать площадку и произвести посадку. При от­казе двигателя на скорости полета, близкой к нулевой, воз­можно резкое увеличение вертикальной скорости, для

ПО

уменьшения ее следует увеличить поступательную ско­рость, учитывая, что разгон вертолета при этом сопровож­дается значительной потерей высоты.