ОСОБЫЕ СЛУЧАИ В ПОЛЕТЕ
С точки зрения особенностей техники пилотирования вертолета к особым случаям в полете относятся полет и посадка вертолета с одним работающим двигателем, а также планирование и посадка вертолета на режиме самовра — щения несущих винтов.
Эти полеты могут выполняться как в аварийной ситуации, при отказе одного или обоих двигателей, так и в учебных целях.
§ 1. ПОЛЕТ С ОДНИМ РАБОТАЮЩИМ
ДВИГАТЕЛЕМ
Выключение (отказ) в полете одного двигателя связано с уменьшением располагаемой мощности. В связи с тем что при уменьшении мощности одного двигателя другой автоматически стремится поддержать обороты несущих винтов, выключение (отказ) одного из двигателей при работе их на II крейсерском режиме и ниже не приводит к заметной разбалансировке вертолета, снижению оборотов несущих винтов и уменьшению высоты полета. Однако при работе двигателей на режимах выше II крейсерского недостаток мощности не может быть компенсирован работающим двигателем и продолжение полета зависит от грамотных действий летчика.
Рассматривая кривые потребных и располагаемых мощностей для конкретных массы вертолета и высоты полета, можно сделать следующие выводы (рис. 7.1):
— в диапазоне скоростей, где Nv<.Nlu горизонтальный полет невозможен, вертолет будет лететь со снижением;
— на скоростях, где NV=N„, возможен горизонтальный полет;
— в диапазоне скоростей, где ЛР>А/П, возможен не только горизонтальный полет, но и набор высоты с определенной Vv.
li* с Рис. 7.1. Изменение диапазона скоростей горизонтального по лета при отказе одного двигателя |
Таким образом, чтобы обеспечить возможность маневрирования, полет с одним работающим двигателем целесообразно выполнять на скоростях, близких к экономической.
Диапазон высот и скоростей полета при одном работающем двигателе зависит от режима полета, полетной массы вертолета и атмосферных условий. Практически наибольшая избыточная мощность двигателя обеспечивается на приборных скоростях 110—120 км/ч, а наименьший километровый расход топлива на взлетном режиме работы двигателя — на скорости 180 км/ч. Минимально допустимая скорость горизонтального полета с одним работающим двигателем ограничена приборной скоростью 70 км/ч, что связано с обеспечением безопасности по режиму вихревого кольца, а также возможностью перехода на режим авторотации в случае отказа второго двигателя.
Полет с одним работающим двигателем, а также выклю-
чение двигателя в полете в учебных целях рекомендуется производить на высотах //<1000 м (больше ДN).
Практически отказ одного двигателя на моторном планировании и в горизонтальном полете на 1%= 140 км/ч без последующего вмешательства летчика в управление не приводит к заметной разбалансировке вертолета. Обороты несущих винтов уменьшаются примерно на 1,5% при планировании и на 3%’ в горизонтальном полете. Ухудшения управляемости не отмечается.
В наборе высоты на I крейсерском режиме с КПр=^ 120— 130 км/ч разбалансировка также незначительна, а уменьшение оборотов несущих винтов через 3—4 с может достичь б—7%, поэтому требуется вмешательство летчика для восстановления оборотов.
В наборе высоты на номинальном режиме с КПр= = 130 км/ч при времени невмешательства летчика в управление 1,2—1,3 с обороты несущих винтов падают на 9— 10%. Для восстановления оборотов несущих винтов необходимо уменьшать ОШ на 4—4,5°.
В наборе высоты на взлетном режиме с 1^=120 км/ч падение оборотов несущих винтов до 80—81% происходит за 0,7 с, при этом для восстановления пнв кроме уменьшения ОШ на 5—6° требуется увеличение тангажа на 7—8°. Это требует повышенного внимания летчика при использовании номинальной и взлетной мощности двигателей.
В горизонтальном полете с Рпр=250 км/ч при практически мгновенном вмешательстве летчика в управление (0,1—0,15 с) обороты несущих винтов падают до 78—81%. Сброс ОШ до 0° замедляет темп падения оборотов, однако для их восстановления требуется немедленное энергичное увеличение тангажа до 15°. t
Таким образом, при отказе одного двигателя в полете необходимо: .
— уменьшить общий шаг так, чтобы обороты несущих винтов были не ниже допустимых;
— установить скорость полета не менее 70 км/ч при оборотах несущих винтов (90±2)%;
— при полете на большой высоте снизиться до #< <1000 м;
— рычагом ОШ установить необходимый режим работающему двигателю (вплоть до взлетного) и на этом режиме в зависимости от обстановки или продолжить полет, или подобрать площадку и произвести посадку. При отказе двигателя на скорости полета, близкой к нулевой, возможно резкое увеличение вертикальной скорости, для
ПО
уменьшения ее следует увеличить поступательную скорость, учитывая, что разгон вертолета при этом сопровождается значительной потерей высоты.