Расчет фактического путевого угла

Данная задача позволяет определить фактические элементы движения самолета: фактический путевой угол, угол сноса и путе­вую скорость. Последовательность решения задачи рассмотрим на примере. :

Пример. Курс К=240°, воздушная скорость Кя=800 км/ч, направление ветра 8=170°, скорость ветра U=80 км/ч. Определить ФПУ, УС и W.

Порядок расчета иа ветрочете (рис. 5.8).

1. Установить центр азимутального круга против деления, соответствующего воздушной скорости (800 км/ч) на линейке скоростей, и закрепить его.

2. Нанести вектор ветра на азимутальном круге в соответствующем мас­штабе. — >

3. Развернуть азимутальный круг так, чтобы против курсовой черты было деление, соответствующее курсу (240°).

4. Линейку скоростей повернуть так, чтобы ее правая сторона проходила че­рез конец вектора ветра.

5. Отсчитать против конца вектора ветра значение путевой скорости (830 км/ч), а по шкале углов сноса — угол сноса (—5°).

6. Определить фактический путевой угол по формуле

ФПУ = К + УС = 240 + (—5) = 235°.

Порядок расчета на расчетчике НРК-2 (рис. 5.9).

1. Установить треугольный индекс (шкала «Время») на значение воздушной скорости Ки (800 км/ч).

2. По шкале процентов по величине скорости ветра определить U% (10%),

3. Поворотом лимба установить против стрелки курсовой черты направле­ние ветра (17Q°) и нанести конец вектора ветра по величине U%.

4. Развернуть лимб так, чтобы против стрелки курсовой черты установить курс (240°).

5. По положению точки ветра относительно линий сноса определить величи­ну и знак угла сноса (—5°) и W% (104%).

6. Определить W по величине W% (830 км/ч).

7. Рассчитать фактический путевой угол:

ФПУ = К + УС = 240 + (—5) — 235°.

Для расчета курса следования и фактического путевого угла на ветрочете и расчетчике необходимо знать ветер. Ветер в полете может быть определен по углу сноса и путевой скорости, измерен­ным на одном курсе, по двум углам сноса, измеренным на двух курсах, или двум путевым скоростям, измеренным на двух курсах (см. § 35).

В основу названных способов положено предварительное изме­рение соответствующих навигационных элементов полета с после­дующим расчетом на ветрочете или расчетчике скорости и направ­ления ветра.

Расчет ветра