Расчет высоты полета
Расчет предусматривает учет погрешностей барометрического высотомера путем ввода поправок в показание прибора для получения действительного значения измеряемой величины. Он выполняется либо для определения показания прибора, обеспечивающего выполнение полета на заданной истинной высоте, либо для определения истинной высоты полета по показанию прибора. Указанные расчеты выполняются для уровня давления, который будет
установлен на высотомере: аэродрома взлета, минимального приведенного по маршруту или 760 мм рт. ст.
Определение показания высотомера от давления аэродрома для полета на заданной истинной высоте производится при выполнении полетов по маршруту на вертолетах без выхода из района аэродрома с посадкой на аэродроме взлета. Расчет выполняется по формуле
#пр. аэр = #„ст + Д#рел + Д#бар — Д^темп. (3.11)
Пример. Истинная высота стрельбы неуправляемыми ракетами 100 м по цели (Ярел —840 м). Вылет с аэродрома (ЯаЭр=220 м), ририв< аэр = = 761 мм рт. ст., Рприв. цели = 758 мм рт. ст., температура воздуха у земли /0=—15° С, на высоте tH = — 20° С, учет ДЯСуМ согласно таблице поправок (табл. 3.1). Определить показание высотомера.
Решение. 1. Находим поправку на изменение рельефа: ДЯрвл = 840— —220=+620 м.
2. Определяем значение высоты относительно аэродрома: Я0тн=ЯИст+
+д#Рел = 100+620=720 м.
3. Находим ошибку за счет наклона изобарической поверхности в районе цели по формуле (3.8): ДЯбар = П (761—758) =+33 м.
4. Определяем значение высоты с учетом наклона изобарической поверх — НОСТИ: Яиспр^Яотн — f-ДЯбар720-j“33=753 м.
5. Находим сумму температур: ^о+^н=—15—20=—35° С.
6. Определяем показание точного прибора, учитывая методическую температурную поправку на НЛ-10М (рис. 3.14): Ят. пр=840 м.
7.
Находим показание высотомера, учитывая суммарную поправку прибора по табл. 3.1: ЯПр = 860 м.
Выдерживание расчетного значения высоты по прибору обеспечивает выход в точку пуска ракет на заданной истинной высоте.
При выполнении полетов в районе аэродрома по кругу, в зону и при заходе на посадку поправка за изменение рельефа учитывается назначением приборных высот, гарантирующих от столкновения с земной поверхностью. Барическая погрешность при незначительной продолжительности полета мала и не учитывается. Температурная погрешность не учитывается, так как она будет иметь одинаковое значение на приборах всех воздушных судов, выполняющих полет на одной высоте в данном районе. С уменьшением высоты она уменьшается и в момент приземления равна нулю. В таких условиях летчик в полете учитывает только суммарную поправку высотомера согласно таблице поправок (табл. 3.1)’. Так заданной высоте 600 м соответствует показание прибора #пр=610 м.
Определение показания высотомера от давления аэродрома для полета на заданном эшелоне выполняется в том случае, ког
да высота выдерживается от уровня аэродрома взлета, а полет выполняется на эшелоне, что имеет место при наличии на вертолете одного высотомера. Расчет выполняется по формуле
Япр. аэр = #эш— П (760—Раэр)- (3.12)
Пример. Задано пересечь воздушную трассу на эшелоне Яэш=1800 м с выдерживанием высоты от уровня аэродрома /?аэр = 740 мм рт. ст.
Решение. 1. Находим показание точного прибора для полета на эшелоне: Япр. аэР = 1800—11 (760—740) = 1800—220 = 1580 м.
2. Входим по значению высоты (эшелона) точного прибора в графу 1 таблицы поправок (табл. 3.1), затем в графе 3 отсчитываем показание высотомера: ЯПр = 1595 м.
Определение показания высотомера от давления аэродрома для полета по маршруту на высоте ниже нижнего эшелона выполняется, как правило, в случае, когда маршрут не выходит за пределы района аэродрома (аэроузла). Расчет выполняется по формуле:
Япр. аэр—Ямарш~Ь 1 1 (Рприв. аэр Рприв. мин)»
где Ямарш—заданная высота полета по маршруту ниже нижнего эшелона,
Рприв. аэр — давление на аэродроме, приведенное к уровню моря, Рприв. мин—минимальное атмосферное давление в районе аэро* дрома (аэроузла) или на участке маршрута, приведенное к уровню моря и времени полета с учетом барометрической тенденции.
Пример. Выполнить полет по маршруту с выдерживанием высоты от уровня аэродрома. Заданная высота полета Ямарш=300 м, абсолютная высота аэродрома Яаэр=П0 м, давление на аэродроме, устанавливаемое на шкале барометрического высотомера раЭр = 748 мм рт. ст., по прогнозу дежурного синоптика минимальное атмосферное давление в районе аэродрома (по маршруту), приведенное к уровню моря /Рприв. мин = 755 мм рт. ст. Рассчитать ЯПр. аэр»
Решение. 1. Находим значение давления на аэродроме, приведенного к уровню моря:
Рприв. аэр = Разр-р^азр/11 = 748—|— 110/11 =758 ММ рт. СТ.
2. Находим показание точного барометрического высотомера:
Ят, Пр. аэр = Ямарш“Ь 1 1 (Рприв. аэр—Рприв. мин) = 300 + 1 1 (758—755) =333 М.
3. Находим по таблице поправок (табл. 3.1) показание высотомера:
Япр. аэр =:310 м.
Расчет истинной высоты полета по показанию прибора выполняется по формуле:
Яист = ЯПр. аэр “Г АЯтемп АЯбар АЯрЄд. (3.14)
Пример. Определить истинную высоту пролета вертолета над точкой рельефа, абсолютная высота которой Ярел = 500 м, высота уровня аэродрома Я аэр = 270 м, если показание высотомера Япр. аэр = 920 м по давлению аэродрома рприв. аэр = 755, /Рприв. мин = 750 мм рт. СТ., to = —25° С.
Решение. 1. Находим показание точного прибора по табл. 3.1:
Япр. аэр = 900 M.
ДЯтемп = [(—25—15)/300] 900=—120 м.
3. Находим высоту, исправленную на температурную поправку:
ЯИСпр = 900+ (—120) =780 м.
4. Определяем барическую поправку высотомера по формуле (3.8):
ДЯбаР= И (755—750) =+55 м.
5. Находим относительную высоту:
Яотн = Яиспр—(itДЯбар) ^780—55=725 м.
6. Определяем поправку на изменение рельефа местности по формуле <3.10): ДЯрел =500—270=+230 м.
7. Находим истинную высоту полета:
Яист=Яотн—(±ДЯрСЛ) =725—230=495 м.
Определение показания высотомера относительно минимального приведенного давления выполняется, как правило, в случае перелета ниже нижнего эшелона на большую дальность. Установкой минимального приведенного давления устраняется барическая погрешность высотомера, повышается безопасность от столкновения с земной поверхностью. Расчет выполняется по формуле
где Язад— заданная истинная высота.
Пример. Выполнить перелет на высоте Язад = 200 м, t0=—25° С.
Решение. 1. Находим на полетной карте в установленной полосе маршрута с помощью горизонталей наибольшую абсолютную высоту рельефа
(#Рел=260 м).
2. Определяем относительную высоту, обеспечивающую полет по маршруту на высоте не менее заданной:
Яотн = Язад+Ярел =200+260 = 460 м.
3. Находим температурную поправку высотомера по формуле (3.9):
ДЯтеМп = [ (—25—15)/300] 460=—61 м.
4. Определяем высоту, исправленную на ДЯТемП:
Япр. приd = 460— (—61) = 521 м.
5. Находим по таблице поправок (табл. 3.1) показание высотомера: #Пр=530 м.
При встрече с искусственными препятствиями, превышающими высоту полета, их обход осуществляется не ближе 500 м (как правило, отворотом вправо).
Для расчета истинной высоты полета обратная задача решается по формуле:
(3.16)
Определение показания высотомера относительно уровня с давлением 760 мм рт. ст. (для полета на эшелоне) ЯПр выполняется учетом суммарной поправки высотомера с помощью таблицы поправок.
Пример. Определить показание высотомера для полета на эшелоне #эш=1800 м.
Решение. Находим по таблице поправок (табл. 3.1), что эшелону 1800 м соответствует показание прибора Япр = 1820 м.
Методические (температурная и барическая) погрешности будут иметь место, но у всех воздушных судов в данном районе они одинаковые и не нарушат эшелонирование, поэтому их не учитывают. Погрешность на изменение рельефа местности учитывается назначением такого эшелона, который гарантирует пролет над наивысшей точкой земной поверхности в полосе маршрута на высоте не менее заданной.