Изменение НАВИГАЦИОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ. РЕЖИМА ПОЛЕТА ИЛИ ВЕТРА

Знание экипажем навигационных элементов полета необходимо для точного и надежного самолетовождения и применения средств поражения. В полете навигационные элементы не остаются по­стоянными, и поэтому необходимо периодически повторять их из­мерения. Изменение навигационных элементов в полете происходит как за счет изменения режима полета, так и за счет изменения ветра.

Изменение режима полета, то есть воздушной скорости и курса, может происходить вследствие невыдерживания экипажем их зна­чений или преднамеренного их изменения для выхода на цель в за­данное время, преодоления системы ПВО противника, исправления пути по направлению и т. д.

Рассмотрим, как изменяются одни элементы навигационного треугольника, скоростей при небольшом изменении других его эле­ментов.

Изменение элементов навигационного треугольника скоростей
при изменении воздушной скорости в полете с постоянным курсом
и при неизменном ветре

Предположим, что в некоторый момент экипаж увеличил воз­душную скорость V на величину А Г (рис. 5.17). Как видно из ри­сунка, при увеличении воздушной скорости путевая скорость уве­личивается, а угол сноса уменьшается.

Для выяснения, на какую величину изменится путевая скорость при изменении воздушной скорости, опишем из точки А радиусом, равным W, дугу EF. Очевидно, отрезок FД = AW. Принимая тре­угольник RFE за прямоугольный, имеем

A Wv — AHcos УС!.

Этот же результат можно получить после дифференцирования формулы (2.4) по переменным W и V и перехода к конечным при­ращениям.

Учитывая, что углы сноса в среднем не превышают 8—12°, с до­статочной для практики точностью можно принять cosyCi^l, и тогда ДІУу — ЛУ.

Следовательно, при изменении воздушной скорости нет необхо­димости в новом измерении путевой скорости, так как новое ее значение будет равно

Wl=W+(± W).

Для определения величины изменения угла сноса при измене­нии воздушной скорости рассмотрим треугольники AFE и FIXE (рис. 5.17). Поскольку в данных треугольниках сторона EF общая, то справедливым будет равенство

ІУД У С —Д У sin УСХ,

откуда

ДУС = ^ sin УС!.

Полагая, что 1У~У, получим

. ДУС = sin УС!.

К этому же результату можно прийти, если продифференциро­вать формулу (2.5) по переменным УС и У с последующей заме­ной дифференциалов конечными приращениями

cos УСДУС

откуда, опустив знак минус и учтя, что значение косинуса малых углов близко к единице, получим

Подставим в данное выражение значение sinyB:

sin УВ = — jf sin УС,

тогда

ДУС = ~ sin УС.

Ввиду того что углы сноса не превышают 8—12°, заменяя синус малых углов самим углом, получим

Формула (5.9) позволяет Оценить в процентном отношении из­менение угла сноса при изменении воздушной скорости.

Изменение угла сноса при изменении воздушной скорости в пре­делах до 10% ее начального значения можно не учитывать, так как оно соизмеримо с точностью его определения.

При более значительном изменении воздушной скорости изме­нением угла сноса пренебрегать нельзя, для точного выдержива­ния заданного маршрута полета следует внести поправку в курс следования, рассчитав новое значение угла сноса.