ПЕРЕДНЕЕ ШАССИ
Каждая стойка переднего шасси крепится к фитингу передней части фюзеляжа (шп. 4). Стойка шасси (рис. 9.1) состоит из амортизатора 1, шлиц-шарнира 5 и оси колеса 6.
Па амортизаторе крепятся: ограничитель разворота колеса 3, фиксатор 4, стопорящий на земле колесо по линии полета, и демпфер «шимми» 2. Устройство амортизатора обеспечивает самоориентацию колеса в линию полета при отрыве вертолета от земли.
Рис. 9.1. Передняя стойка 1 шасси |
Амортизатор — жидкостно-газового типа, однокамерный, с торможением штока на прямом и обратном ходах. Основными элементами амортизатора (рис. 9.2) являются: цилиндр 3, шток 2, плунжер 1 с клапаном гашения колебаний типа «земйой резонанс» 4. Амортизатор в собранном виде представляет собой герметически закрытый сосуд, который условно делится на три полости:
Рис. 9.2. Схема амортизатора передней стойки шасси |
— А (внутренняя часть плунжера и верхняя часть полости цилиндра), заполнена азотом;
— Б (внутри штока, ниже плунжера);
— В (между штоком и цилиндром), заполнена гидромаслом.
При взлете, посадке и передвижении вертолета по земле на колесе шасси возникают нагрузки, которые передаются на шток амортизатора. Работа амортизатора состоит из двух циклов — прямого и обратного хода штока.
Прямой ход штока начинается при нагрузке на него, равной силе предварительной зарядки амортизатора. При перемещении штока внутрь цилиндра объем полости Б уменьшается, в полостях Л и Б возникает разность давлений, поэтому масло из полости Б через отверстия в корпусе клапана 4 и через зазор между стаканом и корпусом открытого клапана вытесняется в полость А. Из полости А через зазор между гайкой 5 и цилиндром и отверстия в буксе 7 масло вытесняется в увеличивающуюся по объему полость В. Уровень масла в полости А повышается, сжимая азот, давление увеличивается, нагрузка от колеса поглощается сжатым азотом, рассеивается при перетекании масла и затрачивается па преодоление сил трения в буксах. Движение штока внутрь цилиндра продолжается до наступления равновесия между нагрузкой на колесо и реакцией сжатого азота. Если нагрузка на колесо превышает реакцию сжатого азота, то при конечном обжатии амортизатора буртик штока упирается в упорную гайку цилиндра.
Обратный ход начинается при уменьшении нагрузки на колесо, когда под действием сжатого азота шток возвращается в исходное положение. При этом объем полости Б увеличивается и заполняется маслом из полости Л через отверстия в корпусе закрытого клапана и через зазор между стаканом и корпусом клапана.
Кольцо торможения жидкости на обратном ходе 6 под действием сил трения и разности давлений в полостях В и Л перекрывает кольцевой зазор между гайкой и цилиндром и масло из полости В вытесняется через меньшую проходную площадь.
Таким образом, усилия от внешних сил, воздействующих на колесо, поглощаются амортизатором вследствие реакции сжатого азота на прямом ходе, рассеивания энергии при перетекании масла через каналы малого сечения и затрат на трение как на прямом, так и на обратном ходе.
При колебаниях типа «земной резонанс» шток амортизатора обжимается со скоростью 0,01—0,02 м/с. При посадке, взлете и передвижении по земле скорость обжатия штока составляет 1,5—2 м/с. Пружина клапана подобрана таким образом, что при усилиях перепада давлений в полостях Л и Б, соответствующих скорости перемещения штока при земном резонансе, клапан закрыт, т. е. при скорости обжатия штока 0,01—0,02 м/с энергия не аккумулируется сжатым азотом, а поглощается при прохождении масла через малые отверстия в корпусе клапана, которые по площади рассчитаны на гашение таких колебаний.
Подъем НЧФ вертолета осуществляется подачей гидромасла под давлением 80 кгс/см2 из вспомогательной гидросистемы в шток амортизатора через штуцер в его нижней части. Под давлением поступающего в шток масла передвигается поршень 8, увеличивая в полости Л давление азота, шток выходит из цилиндра, длина амортизатора увеличивается, НЧФ поднимается.
Амортизатор заряжается гидромаслом АМГ-10 в объеме 1800 см3 и техническим азотом с начальным давлением 1211 кгс/см2.
Нстормознос колесо типа 44-1 (модель 7) имеет пневматик размером 400X1500 мм с зарядным давлением воздуха 8—0,5 кгс/см2.