ПЕРЕДНЕЕ ШАССИ

Каждая стойка переднего шасси крепится к фитингу пе­редней части фюзеляжа (шп. 4). Стойка шасси (рис. 9.1) состоит из амортизатора 1, шлиц-шарнира 5 и оси коле­са 6.

Па амортизаторе крепятся: ограничитель разворота ко­леса 3, фиксатор 4, стопорящий на земле колесо по линии полета, и демпфер «шимми» 2. Устройство амортизатора обеспечивает самоориентацию колеса в линию полета при отрыве вертолета от земли.

Рис. 9.1. Передняя стойка 1

шасси

Амортизатор — жидкостно-газового типа, однокамерный, с торможением штока на прямом и обратном ходах. Основ­ными элементами амортизатора (рис. 9.2) являются: ци­линдр 3, шток 2, плунжер 1 с клапаном гашения колебаний типа «земйой резонанс» 4. Амортизатор в собранном виде представляет собой герметически закрытый сосуд, который условно делится на три полости:

Рис. 9.2. Схема амортизатора передней стойки шасси

— А (внутренняя часть плунжера и верхняя часть по­лости цилиндра), заполнена азотом;

— Б (внутри штока, ниже плунжера);

— В (между штоком и цилиндром), заполнена гидро­маслом.

При взлете, посадке и передвижении вертолета по земле на колесе шасси возникают нагрузки, которые передаются на шток амортизатора. Работа амортизатора состоит из двух циклов — прямого и обратного хода штока.

Прямой ход штока начинается при нагрузке на него, равной силе предварительной зарядки амортизатора. При перемещении штока внутрь цилиндра объем полости Б уменьшается, в полостях Л и Б возникает разность давле­ний, поэтому масло из полости Б через отверстия в кор­пусе клапана 4 и через зазор между стаканом и корпусом открытого клапана вытесняется в полость А. Из полости А через зазор между гайкой 5 и цилиндром и отверстия в буксе 7 масло вытесняется в увеличивающуюся по объему полость В. Уровень масла в полости А повышается, сжи­мая азот, давление увеличивается, нагрузка от колеса по­глощается сжатым азотом, рассеивается при перетекании масла и затрачивается па преодоление сил трения в бук­сах. Движение штока внутрь цилиндра продолжается до наступления равновесия между нагрузкой на колесо и ре­акцией сжатого азота. Если нагрузка на колесо превыша­ет реакцию сжатого азота, то при конечном обжатии амор­тизатора буртик штока упирается в упорную гайку цилин­дра.

Обратный ход начинается при уменьшении нагрузки на колесо, когда под действием сжатого азота шток возвра­щается в исходное положение. При этом объем полости Б увеличивается и заполняется маслом из полости Л через отверстия в корпусе закрытого клапана и через зазор меж­ду стаканом и корпусом клапана.

Кольцо торможения жидкости на обратном ходе 6 под действием сил трения и разности давлений в полостях В и Л перекрывает кольцевой зазор между гайкой и цилиндром и масло из полости В вытесняется через меньшую проход­ную площадь.

Таким образом, усилия от внешних сил, воздействующих на колесо, поглощаются амортизатором вследствие реакции сжатого азота на прямом ходе, рассеивания энергии при перетекании масла через каналы малого сечения и затрат на трение как на прямом, так и на обратном ходе.

При колебаниях типа «земной резонанс» шток амортиза­тора обжимается со скоростью 0,01—0,02 м/с. При посадке, взлете и передвижении по земле скорость обжатия штока составляет 1,5—2 м/с. Пружина клапана подобрана таким образом, что при усилиях перепада давлений в полостях Л и Б, соответствующих скорости перемещения штока при земном резонансе, клапан закрыт, т. е. при скорости об­жатия штока 0,01—0,02 м/с энергия не аккумулируется сжатым азотом, а поглощается при прохождении масла че­рез малые отверстия в корпусе клапана, которые по пло­щади рассчитаны на гашение таких колебаний.

Подъем НЧФ вертолета осуществляется подачей гидро­масла под давлением 80 кгс/см2 из вспомогательной гидро­системы в шток амортизатора через штуцер в его нижней части. Под давлением поступающего в шток масла передви­гается поршень 8, увеличивая в полости Л давление азо­та, шток выходит из цилиндра, длина амортизатора увели­чивается, НЧФ поднимается.

Амортизатор заряжается гидромаслом АМГ-10 в объ­еме 1800 см3 и техническим азотом с начальным давлением 1211 кгс/см2.

Нстормознос колесо типа 44-1 (модель 7) имеет пнев­матик размером 400X1500 мм с зарядным давлением воз­духа 8—0,5 кгс/см2.