Самолетом

3.1. Схематизация самолета

Схематизация самолета является важным моментом моделирования обтекания самолета и вихревых следов. В монографии обобщен опыт многих исследователей, занимающихся методом дискретных вихрей. Разработаны и успешно используются в основном три вида схематиза­ции самолетов: пластинчатая, телесная и смешанная.

При пластинчатой схематизации самолет представляют тонкими пластинами. Объемные элементы (фюзеляж, мотогондолы) схема­тизируются двумя взаимно перпендикулярными пластинами (схема «крест»). Такая схематизация наиболее простая и дает хорошие резуль­таты во многих случаях, в том числе при расчете аэродинамических характеристик самолета в вихревом следе другого самолета. На рис. З.1 в качестве примера приведена пластинчатая схематизация самолета МиГ-29, разработанная С. М. Еременко и А. В. Головневым.

image26

Рис. З.1. Пластинчатая схематизация самолета МиГ-29

При телесной схематизации все части самолета (фюзеляж, мотогон­долы, крыло, стабилизатор, киль) представляют объемными элемента­ми. Это самая сложная схематизация, но она практически всегда дает хороший результат, особенно при расчете распределенных аэродинами­ческих характеристик.

В настоящее время наиболее распространенной является смешанная схематизация. В этом случае фюзеляж и мотогондолы представлены объемными элементами, а крыло, стабилизатор, киль и другие несущие и управляющие поверхности — тонкими пластинами. Опыт показал, что наилучшие результаты получаются, если при этом крыло будет изогнуто по средней линии хорд. На рис. З.2 показана смешанная

схематизация самолета МиГ-29, также разработанная С. М. Еременко и А. В. Головневым.

image27

Рис. 3.2. Смешанная схематизация самолета МиГ-29