Теоретические основы Б. П

2.1. Классификация особых ситуаций

Функционирование системы “ экипаж — ВС — Среда” всегда зависит от многих факторов, совокупность которых создает определенные ситуации. Степень опасности их может варьироваться в очень широких пределах, в связи с чем в международной практике принята определенная градация ситуаций, отличных от нормального полета — особых ситуаций. (Не путать с особыми условиями и особыми случаями полёта)

Отечественная практика в зависимости от степени опасности предусматривает четыре градации особых ситуаций:

1.1. Усложнение условий полета — особая ситуация — характеризующаяся незначительным увеличением психофизиологической нагрузки на экипаж, или незначительным ухудшением характеристик, управляемости или летных характеристик.

Усложнение условий полета не приводит к необходимости немедленного, не предусмотренного заранее изменения плана полета и не препятствует его благополучному завершению.

При усложнении условий полета допускается изменение плана полета в соответствии с указанием Руководства по летной эксплуатации (РЛЭ).

1.2. Сложная ситуация — особая ситуация, характеризующаяся либо заметным повышением психофизической нагрузки на экипаж, либо заметным ухудшением характеристик устойчивости, управляемости или летных характеристик, либо выходом одного или нескольких параметров полета за эксплуатационные ограничения, но без достижения предельных ограничений или расчетных условий.

Предотвращение перехода сложной ситуации в аварийную или катастрофическую может быть обеспеченно своевременным и правильными действиями членов экипажа (в соответствии с РЛЭ) в том числе немедленным изменением плана, профиля или режима полета.

1.3. Аварийная ситуация — особая ситуация, характеризующаяся либо значительным повышением психофизической нагрузки на экипаж, либо значительным ухудшением характеристик устойчивости, управляемости или летных характеристик, либо приводящая к достижению (превышению) предельных ограничений или расчетных условий. Предотвращение перехода аварийной ситуации в катастрофическую требует высокого профессионального мастерства членов экипажа.

1.4. Катастрофическая ситуация — особая ситуация, для которой принимается, что при ее возникновении предотвращение гибели людей или потери ВС оказывается практически невозможным.

Особые ситуации в полете устанавливаются по докладам пилотов, данным СОК, бортовой документации, личным наблюдениям ответственных лиц, показаниям очевидцев, результатам расследований.

Следствием особой ситуации может стать авиационное происшествие.