ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ВЕРТОЛЕТА ПРИ ВИЗУАЛЬНОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ

В полете летчик должен уметь в любой момент определить, где относительно аэродрома и сторон горизонта и над какой точ­кой земной поверхности находится вертолет, т. е. вести ориенти­ровку. Она ведется с помощью технических средств и визуальным опознаванием пролетаемой местности.

На вертолетах при видимости земли наиболее широко приме­няется визуальная ориентировка — сличение изобра­жения местности или отдельных ориентиров на карте с фактиче­ским их видом на земной поверхности в целях определения места вертолета (МВ) относительно опознанных ориентиров. Основными ее достоинствами являются простота ведения с высот, используе­мых вертолетами, надежность, большая достоверность места вер­толета и незначительная затрата времени на его определение. Как правило, она сочетается со счислением и прокладкой пути и ори­ентировкой с помощью технических средств. Умение вести визу­альную ориентировку в полете характеризует мастерство летчика.

Счисление пути — вычисление текущих координат МВ от на­чальной точки, введенной в вычислитель (достоверной отметки МВ) по скорости, времени и направлению его движения. Оно ле­жит в основе вертолетовождения, позволяет в любых условиях полета и в каждый момент времени определить МВ, ведется нави­гационными устройствами, а также экипажем с помощью счетных инструментов или приближенным счетом в уме.

Прокладка пути — построение на карте элементов движения вертолета с отметкой достигнутого рубежа или МВ. Место верто­лета, полученное путем прокладки по результатам счисления пу­ти, называется счислимым, обозначается треугольником со сторо­нами 8—10 мм с указанием времени (Д7.01). Прокладка пути

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ВЕРТОЛЕТА ПРИ ВИЗУАЛЬНОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ

Рис. 6.1. Счисление пути по путевой скорости и времени полета

может выполняться автоматическими устройствами и приближен­но экипажем для контроля их работы и контроля пути, для сох­ранения ориентировки при боевом маневрировании и других ма­неврах, связанных *с изменением направления полета. Прокладка подразделяется на глазомерную и графическую. Глазомерная прокладка выполняется в любом полете, а графическая (без применения автоматических устройств) — при острой необхо­димости, когда нет возможности более быстро определить МВ или когда экипаж затрудняется в определении даже района местона­хождения.

При глазомерном счислении в практике полетов встречаются два случая прокладки: по ЛЗП и при отклонении от маршрута (вынужденном или непреднамеренном).

Прокладка по линии заданного пути выполняется в любом по­лете, как правило, глазомерно. Счисление пути ведется по путе­вой или воздушной скорости и времени полета (рис. 6.1). Для определения достигнутого рубежа (МВ) по ЛЗП необходимо при определении достоверной отметки МВ пустить секундомер, далее выдерживать неизменными курс и скорость полета. В этом случае по отрезкам времени tu t2, . . tn, отсчитываемым с секундомера, можно определить пройденные расстояния Si, S2, ..Sn. Откла­дывая их от достоверной отметки МВ, определяют достигнутый рубеж (счислимое МВ).

Подпись: С С

Прокладка при отклонении от маршрута выполняется, как пра­вило, графически. Для нее используются записи курсов, скорос­тей и времени полета. При необходимости отвернуть от маршрута на длительное время в условиях, когда определение МВ будет невозможно или сильно затруднено (преследование противника, обход очага грозы или зоны огня противника и т. п.), следует по­ставить отметку МВ. Далее фиксировать курсы, скорость и время, чтобы иметь возможность вновь определить МВ, когда обстанов­ка нормализуется. Порядок прокладки в этом случае показан на рис. 6.2. Если в процессе маневра известны УС и W, прокладка ведется по ФПУ и путевым скоростям, тогда МВ определяется сразу с учетом ветра.

Этот способ прокладки может быть применен и при потере ориентировки для определения района вероятного местонахожде­ния.

Точность счислимого места сравнительно невысокая, ошибки счисления и прокладки глазомерным способом достигают 5—8% счисленного пути. С удалением от достоверной отметки ошибки возрастают. Несмотря на это счисление и прокладка пути — не­пременное условие успешного вертолетовождения, обеспечивающее сохранение ориентировки. Счислимое МВ периодически корректи­руется определением МВ визуально или с помощью технических средств, что исключает накопившиеся ошибки в прокладке пути.