Влияние глубины акватории на взлет

Как показали исследования над движением судов на мелко­водье, волновое сопротивление на малых скоростях почти что ничем не отличается от сопротивления их движению на глубо­кой воде. С увеличением же скорости движения волновое сопро-

Влияние глубины акватории на взлет

10 15 Z0 25 30 35 40 45 50 V м/сек

Рис. 80. Водяное сопротивление при движении судна на мелководье и на глубокой воде

п

тивление лодки значительно увеличивается, а следовательно, взлетная характеристика гидросамолета изменится и избытка тяги для выхода на редан может оказаться недостаточно.

На рис. 80 показан характер кривых волнового сопротивле­ния при движении судна на мелководной и на глубокой воде. По оси ординат отложены величины водяного сопротивления, а по оси абсцисс — скорости.

Из сравнения кривых сопротивления на мелководье и на глу­бокой воде становится совершенно очевидным большое значение глубины акватории для обеспечения нормальных условий взлета гидросамолетов.

Характер волнообразования определяется числом

‘ V

Vg-h ’

где v — скорость движения, д — земное ускорение, h — глубина воды.

Максимум сопротивления примерно соответствует скорости

V = /g. h,

затем оно несколько понижается и далее снова увеличивается, но уже оставаясь по величинё меньше сопротивления на глу­бокой воде.

Оказывается, что при волнообразование на мелководье почти такое же, как и на глу­бокой воде; с приближением значения этого числа к единице угол между линией расположения гребней расходящихся волн и направлением движения близок к 90° (рис. 81).

При

Vg-h

система периодических волн исчезает, а за кормой появляется одна поперечная волна, вызывающая значительное увеличение сопротивления.

За точкой максимальной величины сопротивления поперечная волна исчезает, а вновь появляется система расходящихся волн, гребни которых имеют вид кривых линий (рис. 82), начинаются у носовой оконечности и расположены выпуклостью наружу.

Однако изложенное выше применимо к решению задачи об увеличении волнового сопротивления при движении корабля, что же касается влияния глубины акватории на взлет гидро­самолета, то можно делать лишь некоторые качественные

сравнения, так как этот вопрос еще в достаточной мере не изу­чен. ч

При определении минимально необходимой глубины аквато­рии следует по возможности точно установить:

а) основной горизонт, от которого ведется отсчет глубин;

б) наибольшую осадку гидросамолета с учетом возможной его перегрузки (до 20%);

Влияние глубины акватории на взлет Подпись: Рис. 82. Волнообразование при движении судна на мелководье при критической скорости (а) и за критической скоростью (б)

в) необходимые и достаточные в местных условиях запасы глубин под килем.

Определение основного горизонта зависит от амплитуды коле­бания уровня моря. При незначительности колебаний (примерно не более 0,5 м) за горизонт может быть принят либо наинизший уровень, либо ординар, отвечающий среднему уровню за ряд лет, или какой-либо уровень между наинизшим и ординаром, по возможности близкий к первому.

Запас глубин под килем зависит от:

а) ht— осадки гидросамолета с полным грузом;

б) h2 — запаса под килем при движении с малой скоростью

(эта величина принимается при слабых размываемых грунтах в 0,15—0,3 м, при плотных песках и глинах средней плотности 0,3—0,4 м и при неразмываемых плотных грунтах и скале в 0,5—0,6 м);

в) h3— дополнительного запаса при движении с большими

скоростям!^ —

г) 7і4 — запаса на отложение наносов (величина h4 опреде­

ляется по наблюдениям над заносимостью в данном

месте побережья);

д) h5 — запаса на волнение, которое принимается равным по­

ловине высоты волны, наблюдаемой в данном районе.

Таким образом, обозначив через Н минимальную глубину акватории, имеем: _

Н = ht—h2 — f — h3 — f — h4 -f — h5 (33)

Поскольку достаточно точно обосновать выбор величины h3 не представляется возможным, для предварительных’ подсчетов можно рекомендовать брать h3~ht с последующей эксперимен­тальной проверкой его.