ЗАКОНЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Для полного описания системы массового обслуживания, кроме потока требований, необходимо указать еще закон распределения временя обслуживания требований и число обслуживающих аппа­ратов. При наличии нескольких обслуживающих аппаратов можно считать, что время, необходимое для обслуживания любого требо­вания, не зависит от того, на каком аппарате происходит обслужи­вание.

Время обслуживания можег быть определено с помощью мето­дов сетевого планирования. Кроме того, это время может быть ус­тановлено путем хронометража продолжительностей обслуживания. В последнем случае обработка статистических данных осуществ­ляется методом, аналогичным применявшемуся при исследовании распределения времени между поступлениями требований Так, если продолжительность обслуживания любого требования не за­висит от продолжительности обслуживания других требовании, то это свойство называется взаимной независимостью распределения времени обслуживания и обозначается, как и прежде, символом GI

Т а б ч и ц а 103

Продолжительность обслуживания самолета по форме 2 (ч)

Номер замера

*

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Продол ж ительность обслуживания

6,8

9,5

8,5

11,5

6,2

8,7

7,1

9,0

8,3

8,3

Номер замера

И

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Продолжительность

обслуживания

9,6

10,2

10,9

10,4

11,9

8,6

8,4

4,2

6,0

7,6

Номер за-мера

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Продолжительность

обслуживания

8,8

9,6

5,2

8,6

8,3

10,9

7,3

9,7

6,8

6,2

Номер замера

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Продолжительность

обслуживании

7,6

9,7

9,9

7,5

10,1

6,1

9,3

7.1

7,5

13

В качестве примера рассмотрим статистические данные •продолжительности обслуживания самолетов по форме 2 (табл. 10.3). Среднее значение времени обслуживания равно pi=8,5 ч, а среднее квадратическое отклонение ст—2 ч Сгруппируем данные по временным интервалам и «подсчитаем относительные частости в интервалах (табл 10 4).

По данным табл. 10.4 построим гистограмму времени обс, і уживанії я (рис. 104)- /*(!/) = //. Уі < у < у, ы-

Внешний вид гистограммы напоминает кривую нормального распреде­ления, задаваемого формулой

(»- и)‘

Подпись: / (У) ■-oV2n

где параметры распределения pi и о равны соответственно среднему значению ч среднему квадратическому отклонению времени обслуживания. Следовательно, время, необходимое для технического обслуживания самолета распределено по (нормальному закону

Номер интервала )

’ і 2

3

4

5

6

7 1 8 ‘

9

Границы интервала, ч Уі—Уі+і

4-а

5—6

6-7

7-8

8-9

9-Ю

Ю—11

11-12

12-13

Частота и ннтерваїе v

1

1

6

7

9

8

5

М ‘

Относительная частота в интервале

f — 4

‘ 40 (tfj+i-ру)

0,025

0,025

0,150

0,175

0,225

0,20

0,125

0,05

1

0,025

Распределение времени обслуживания

Для обозначения распределения времени обслуживания упот­ребляются те же символы, что и для промежутков между поступле­ниями требований. В связи с этим принято системы массовою об­служивания характеризовать набором символов xys, в котором х означает тип потока требований, у — распределение времени обслу­живания, а — число обслуживающих аппаратов. При этом для х и у употребляются те же символы, что и раньше.

Например, если имеются четыре топливозаправщика и время заправхч распределено по экспоненциальному закону, то ‘Математической моделью процес­са заправки самолетов топливом будет система массового обслуживания М|М|4.

ЗАКОНЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ ОБСЛУЖИВАНИЯ
ЗАКОНЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Рассмотрим другой закон распределения времени обслужива­ния на примере использования средств механизации. При этом еще раз следует подчеркнуть, что термин «обслуживание» следует по­нимать не только в прямом смысле, как техническое обслуживание летательных аппаратов, но и как, например, обслуживание их от­дельными средствами механизации. В последнем случае длитель-

Рнс. 10-4 Гистограмма f*(y) времени Рис 10.5. Гистограмма я плотность рас — обслуживания самолетов пределения времени занятости букси­

ровщиков

і гость обслуживания следует трактовать как продолжительность занятости данного средства механизации при обслуживании одного летательного аппарата.

ЗАКОНЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ ОБСЛУЖИВАНИЯ

В качестве примера на рис. 10.5 представлена гистограмма вре­мени занятости буксировщиков при обслуживании летательных ап­паратов. В данном случае гистограмма хорошо сглаживается кривой распределения Эрланга

В этой формуле v и I — параметры, причем т>0, / — целое по­ложительное число. Значения этих параметров определяются под­считанными величинами средней длительности обслуживания р и среднего квадратического отклонения о, а именно: параметр / прц-

ЗАКОНЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ ОБСЛУЖИВАНИЯнимается равным целому числу, ближайшему к величине Параметр v оценивается по формуле v=— .