ЗАКОНЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Для полного описания системы массового обслуживания, кроме потока требований, необходимо указать еще закон распределения временя обслуживания требований и число обслуживающих аппаратов. При наличии нескольких обслуживающих аппаратов можно считать, что время, необходимое для обслуживания любого требования, не зависит от того, на каком аппарате происходит обслуживание.
Время обслуживания можег быть определено с помощью методов сетевого планирования. Кроме того, это время может быть установлено путем хронометража продолжительностей обслуживания. В последнем случае обработка статистических данных осуществляется методом, аналогичным применявшемуся при исследовании распределения времени между поступлениями требований Так, если продолжительность обслуживания любого требования не зависит от продолжительности обслуживания других требовании, то это свойство называется взаимной независимостью распределения времени обслуживания и обозначается, как и прежде, символом GI
Т а б ч и ц а 103
Продолжительность обслуживания самолета по форме 2 (ч)
|
В качестве примера рассмотрим статистические данные •продолжительности обслуживания самолетов по форме 2 (табл. 10.3). Среднее значение времени обслуживания равно pi=8,5 ч, а среднее квадратическое отклонение ст—2 ч Сгруппируем данные по временным интервалам и «подсчитаем относительные частости в интервалах (табл 10 4).
По данным табл. 10.4 построим гистограмму времени обс, і уживанії я (рис. 104)- /*(!/) = //. Уі < у < у, ы-
Внешний вид гистограммы напоминает кривую нормального распределения, задаваемого формулой
(»- и)‘
oV2n
где параметры распределения pi и о равны соответственно среднему значению ч среднему квадратическому отклонению времени обслуживания. Следовательно, время, необходимое для технического обслуживания самолета распределено по (нормальному закону
Номер интервала ) |
’ і 2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 1 8 ‘ |
9 |
||
Границы интервала, ч Уі—Уі+і |
4-а |
5—6 |
6-7 |
7-8 |
8-9 |
9-Ю |
Ю—11 |
11-12 |
12-13 |
Частота и ннтерваїе v |
1 |
1 |
6 |
7 |
9 |
8 |
5 |
М ‘ |
|
Относительная частота в интервале f — 4 ‘ 40 (tfj+i-ру) |
0,025 |
0,025 |
0,150 |
0,175 |
0,225 |
0,20 |
0,125 |
0,05 1 |
0,025 |
Распределение времени обслуживания |
Для обозначения распределения времени обслуживания употребляются те же символы, что и для промежутков между поступлениями требований. В связи с этим принято системы массовою обслуживания характеризовать набором символов xys, в котором х означает тип потока требований, у — распределение времени обслуживания, а — число обслуживающих аппаратов. При этом для х и у употребляются те же символы, что и раньше.
Например, если имеются четыре топливозаправщика и время заправхч распределено по экспоненциальному закону, то ‘Математической моделью процесса заправки самолетов топливом будет система массового обслуживания М|М|4.
Рассмотрим другой закон распределения времени обслуживания на примере использования средств механизации. При этом еще раз следует подчеркнуть, что термин «обслуживание» следует понимать не только в прямом смысле, как техническое обслуживание летательных аппаратов, но и как, например, обслуживание их отдельными средствами механизации. В последнем случае длитель-
Рнс. 10-4 Гистограмма f*(y) времени Рис 10.5. Гистограмма я плотность рас — обслуживания самолетов пределения времени занятости букси
ровщиков
і гость обслуживания следует трактовать как продолжительность занятости данного средства механизации при обслуживании одного летательного аппарата.
В качестве примера на рис. 10.5 представлена гистограмма времени занятости буксировщиков при обслуживании летательных аппаратов. В данном случае гистограмма хорошо сглаживается кривой распределения Эрланга
В этой формуле v и I — параметры, причем т>0, / — целое положительное число. Значения этих параметров определяются подсчитанными величинами средней длительности обслуживания р и среднего квадратического отклонения о, а именно: параметр / прц-
нимается равным целому числу, ближайшему к величине Параметр v оценивается по формуле v=— .