ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ СИСТЕМ УВД И ЭКИПАЖА

Схематично функциональные связи систем УВД и экипажа можно представить в виде сложных связей биотехнической системы «УВД — Э — ВС» (рис. 11)’, Функциональное взаимодействие экипажа и диспет­чера осуществляется: по диспетчерскому каналу вы­дачи программных данных 1; по диспетчерскому каналу контроля фактических полетных параметров 5; по информационному каналу связи экипажа 2.

Для выдачи программных заданий экипажу дис­петчер использует связные и УКВ каналы радиосвя­зи. Экипаж, получив указания диспетчера (програм­мное задание), реализует его посредством изменения параметров полета ВС, с учетом исходного режима полета и внешних условий. Канал контроля фактиче­ских параметров полета используется диспетчером при УВД для определения и контроля положения ВС в воздушном пространстве в течение всего процесс® управления воздушным движением в контролируемом воздушном пространстве. В качестве технических средств контроля используются обзорные — и посадоч­ные РЛС, УКВ-пеленгаторы.

Подпись: Внешние факторы Фактические' Рис. 11. Функциональные связи в сложной биотехнической сис-теме «УВД — Э — ВС»

Информационный канал связи экипажа с диспет­чером предусматривает передачу сведений информа-

щіошюго (или оповещающего) характера ;в автома­тическом или ручном режиме с использованием КВ или УКВ каналов радиосвязи. К такой информации относятся: сигнал оповещения «Бедствие» или «На­падение на экипаж»; кодированные сигналы бортово­го ответчика системы опознавания; информационные доклады экипажа о метеоусловиях и наблюдаемых явлениях, особых случаях в полете и т. д.

Использование информационного канала, особен­но в автоматическом режиме, разгружает экипаж и облегчает работу диспетчера, повышает эффектив­ность и надежность УВД. Канал контрольных данных не является каналом прямой функциональной связи, однако он непосредственно связан с УВД. Канал контрольных полетных данных предусматривает ис­пользование экипажем данных о фактических и вы­держивании заданных параметров полета с исполь­зованием бортового оборудования по наземным тех­ническим средствам. К ним относятся: курсо-глиссад — ные системы; лазерные системы посадки; радиомая­ки, приводные радиостанции и т. д.

При отсутствии в аэропортах местных воздушных линий (МВД) органов УВД необходимая информа­ция о метеоусловиях в районе аэродрома и состоянии летного поля передается экипажам ВС для принятия решения о посадке (взлете) диспетчером-информато — ром или начальником аэропорта, имеющими соответ­ствующую подготовку.