ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ СИСТЕМ УВД И ЭКИПАЖА
Схематично функциональные связи систем УВД и экипажа можно представить в виде сложных связей биотехнической системы «УВД — Э — ВС» (рис. 11)’, Функциональное взаимодействие экипажа и диспетчера осуществляется: по диспетчерскому каналу выдачи программных данных 1; по диспетчерскому каналу контроля фактических полетных параметров 5; по информационному каналу связи экипажа 2.
Для выдачи программных заданий экипажу диспетчер использует связные и УКВ каналы радиосвязи. Экипаж, получив указания диспетчера (программное задание), реализует его посредством изменения параметров полета ВС, с учетом исходного режима полета и внешних условий. Канал контроля фактических параметров полета используется диспетчером при УВД для определения и контроля положения ВС в воздушном пространстве в течение всего процесс® управления воздушным движением в контролируемом воздушном пространстве. В качестве технических средств контроля используются обзорные — и посадочные РЛС, УКВ-пеленгаторы.
Информационный канал связи экипажа с диспетчером предусматривает передачу сведений информа-
щіошюго (или оповещающего) характера ;в автоматическом или ручном режиме с использованием КВ или УКВ каналов радиосвязи. К такой информации относятся: сигнал оповещения «Бедствие» или «Нападение на экипаж»; кодированные сигналы бортового ответчика системы опознавания; информационные доклады экипажа о метеоусловиях и наблюдаемых явлениях, особых случаях в полете и т. д.
Использование информационного канала, особенно в автоматическом режиме, разгружает экипаж и облегчает работу диспетчера, повышает эффективность и надежность УВД. Канал контрольных данных не является каналом прямой функциональной связи, однако он непосредственно связан с УВД. Канал контрольных полетных данных предусматривает использование экипажем данных о фактических и выдерживании заданных параметров полета с использованием бортового оборудования по наземным техническим средствам. К ним относятся: курсо-глиссад — ные системы; лазерные системы посадки; радиомаяки, приводные радиостанции и т. д.
При отсутствии в аэропортах местных воздушных линий (МВД) органов УВД необходимая информация о метеоусловиях в районе аэродрома и состоянии летного поля передается экипажам ВС для принятия решения о посадке (взлете) диспетчером-информато — ром или начальником аэропорта, имеющими соответствующую подготовку.