ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ СЕТЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
В гражданской авиации в настоящее время внедряются методы сетевого планирования и управления (СПУ). Методы СПУ в АТБ позволяют планировать оптимальную последовательность и взаимозависимость работ по техническому обслуживанию и ремонту летательных аппаратов, следить за выполнением работы, выявлять и устранять возникающие препятствия и задержки.
Методы СПУ основаны на применении сетевых графиков (рис. 10.6), представляющих собой стрелочные диаграммы в виде сочетаний событий (ікружки, треугольники или другие геометрические фигуры) и работ (линии со стрелками). Возможно применение сетевых графиков в виде сочетаний только работ.
Каждому событию присваивается номер, указываемый внутри геометрической фигуры. На сетевом графике имеется исходное и завершающее событие. Каждая работа имеет начальное і и конечное / событии и кодируется номерами этих событий. Продолжительность работы tij может указываться иа графике j над ее линией.
Последовательность работ между несколькими событиями называется путем L. Пути от исходного до завершающего события, имеющие наибольшую продолжительность, называют критическими L,{p.
Минимальное время, в течение которого может быть выполнен весь комплекс работы, называют критическим временем Т„п
Работы, находящиеся на критических путях, выделяются толщиной или цветом линии. V
Разработку сетевого графика начинают с составления перечня работ При техническом обслуживанничдвиациошой техники перечень необходимых операции указан в регламентах 13 зависимости от необходимой степени детализации сетевого графика каждая работа может быть представлена в виде части одной операции или в виде объединения нескольких операций. Необходимо помнить, что кроме операций, указанных в регламентах, могут иметься другие работы (организационные, ремонтные), которые должны получить свое отражение в сетевом графике. Исходные данные, необходимые для разработки сетевого графика, заносят в табл. 10.6.
Т а б лица 106 Исходные данные для разработки сетевого графика технического обслуживании самолета Ту-134А по форме А
|
Продолжительность работы, обслуживание которой в данной АТБ освоено и многократно ‘повторяется, может быть получена путем хронометража и последующим осреднением. Для новых работ пользуются вероятностным методом путем опроса специалистов и
установления минимальной а, у и максимальной Ьц оценок продолжительности. Тогда ожидаемую продолжительность работы можно определить по формуле tii=0fia„+0,4bij
При построении сетевого графика необходимо руководствовать ся требованиями логичности в изображении взаимосвязей между работами. Необходимо установить, какие работы должны быть окончены ранее, чем начнется данная работа, какие могут выполняться одновременно с данной работой и какие могут быть начаты только после окончания данной работы. Направление стрелок на сетевом графике должно давать горизонтальную проекцию слева направо.
Необходимо учитывать (последовательность работ, связанных с открытием и закрытием крышек люков, створок. капотов и т п., п упорядочивать эти работы, чтобы избежать повторения одних и тех же работ различными исполнителями; учитывать последовательность использования оборудования, требования охраны труда, которыми запрещается выполнение ряда операций, например, при пробе двигателей и проверке работы шасси и проверке кабин на герметичность. Сетевые графики могут быть построены для различных звеньев АТБ: бригад, смен, участков, слу’жб, отделов и АТБ в целом. Имеется возможность «сшивать» сетевые графики — нижестоящих звеньев в сетевой график более высокого звена, а также возможна и обратная операция.
Расчет параметров сетевого графика с небольшим числом работ (до 50) может производиться вручную. Для графиков с большим числом работ применяют ЭВМ. Имеются специальные вычислительные машины для расчета сетевых графиков. Они содержат типовые программы расчета, и тогда отпадает необходимость в составлении программы. Эти машины невелики по габаритам и массе, потребляют мало энергии и просты в использовании.
При расчете вручную вспомогательные величины — сроки наступления событий можно указать иа самом графике или вычислить с помощью таблиц В первом случае нижняя часть кружка, означающего событие, делится на две части, и при просмотре графика здесь указывают сроки наступления события. Во втором случае заполняется расчетная таблица па основании определенного порядка действия. Расчетные формулы для вспомогательных величии следующие
Сроки наступления события і (или /): ранний 7>,=/[ііімі[(/)1;
поздний Г)=Тч-1 [Umn (г)],
где Цшг и — максимальные. пути от исходного и завершающего событий до события I. Значения Т указывают в левой части кружка, Тп) — в правой.
Расчет параметров сетевого графика вручную удобно выполнять в таблице (по форме табл. 10.7). Расчетные формулы следующие
Таблица 10 7 Расчет параметров сетевого графика технического обслуживания самолета Ту-134А по форме А (время в минутах)
Резерв времени «наступления событий і (или /): |
Сроки начала работы І, /: ранний 41/н,=7і|і); поздний
Сроки окончания работы i, j: ранний tiif°)=T^) поздний
Резерв времени работы і, /: ril==Tl’j>) ~т?) —t, j.
Для обеспечения выполмения всего комплекса работ в директивный (заданный) срок проводят анализ и оптимизацию сетевого графика. Анализом сетевого графика называют его исследование для выполнения возможностей улучшения организации производственного процесса, определения реальных сроков обслуживания летательных аппаратов и сокращения простоев, определения потребностей в трудовых и материальных ресурсах. Оптимизацией сетевого графика называют мероприятия по сокращению времени обслуживания авиационной техники, а также и целесообразному использованию людских и материальных ресурсов.
Анализ и оптимизацию сетевого графикй выполняют при разработке и на стадии его функционирования. Необходимость в оптимизации действующего сетевого графика возникает, .когда изменяются перечни подлежащих выполнению работ, их продол жительно-
ia го f у____________ у so п so t
сти и взаимосвязи, меняются условия работ и т п Оптимизация сетевого графика может быть достигнута увеличением численно стн исполнителей на работах критического пути и сокращения эт им их продолжительности, параллелнзациен работ, переброской обо рудовання с малоиагруженных работ на работы критического пути, а также механизацией и автоматизацией трудоемких работ критического пути.
Управление процессом технического обслуживания летательных аппаратов с помощью сетевых графиков представляет собой выбор и реализацию необходимых управляющих команд, которые основаны на информации о выполнении работ и направлены на обеспечение завершения комплекса работ в заданный срок. Процесс управления заключается в постоянном контроле фактического состояния работ, оценке текущей ситуации, иыквлении и анализе возникающих изменений, в определении необходимого перераспределения имеющихся или привлечении дополнительных ресурсов и в обеспечении реализации принимаемых решений.
Оперативность управления во многом зависит от постановки системы входной информации Необходимо установить подконтрольные события, зависящие от уровня управления и от числа работ. на сетером графике. Информация о свершении подконтрольных событий передается автоматически или по телефону диспетчеру цеха или в ПДО АТБ, или в центральную диспетчерскую аэропорта (ЦДА). Получение информации может быть отмечено на щите сетевого графика флажком или световым сигналом Возможны и другие способы индикации табло («столбики» по каждому летательному аппарату), мнемосхемы, звуковые сигналы и т. п.
Процесс обслуживания авиационной техники является сравнительно быстротекущим; работы часто имеют продолжительность,
измеряемую в минутах’, а весь комплекс работ для своего выполнения требует несколько часов и реж. е дНрн Разработка для каждого конкретного летательного аппарата сетевого трафика часто требует времени больше, чем это необходимо для выполнения обслуживания Поэтому и АТБ обычно имеется набор типовых масштабных (диспетчерских) графиков для каждого типа летательного аппара та и для каждой формы обслуживания (рис 10 7).
Начало исходного события на типовом масштабном сетевом гра фике соответствует нулевому отсчету времени Задача диспетчера состоит в привязке фактического календарного времени іначала работ с нулевым отсчетом времени но типовому сетевому графику Это может быть сделано путем специальных диспетчерских часов с подвижной шкалой, подвижных «визиров и других технических средств.
По мере поступлення сигналов о ходе работ диспетчер сравнивает фактические и заданные сроки. Если имеются отклонения, диспетчер самостоятечыю или, согласовывая свои решения с руководством, принимает решения по обеспечению своевременной го — т вности летательного аппарата
Глава 11