Надёжность водителя и факторы, на неё влияющие
Надёжный водитель с точки зрения безопасности движения — это водитель, реально сопоставляющий свои возможности и возможности управляемого автомобиля во взаимосвязи со складывающейся ситуацией, обусловленной действиями других участников движения, дорожными и погодными условиями.
Надёжность водителя определяется его умением выбирать безопасные режимы движения, точно реализовывать выбранный план действий, а в случае возникновения нештатных дорожнотранспортных ситуаций выходить из них с максимально возможной надежностью. Эти навыки и умения водителя формируются в процессе обучения и в течение последующего периода приобретения опыта. Но они не являются постоянными на протяжении даже рабочих суток.
Можно выделить четыре основные составляющие надёжности водителя [36]:
■ профессиональная — наличие опыта, совокупность навыков управления автомобилем, позволяющих реализовать наиболее рациональные приёмы обеспечения безопасности в любых условиях движения, в том числе опасные и критические ситуации;
■ медицинская — отсутствие заболеваний, симптомы (проявления) которых могут привести к потере контроля автомобиля в процессе движения,
■ психофизиологическая — комплекс личностных качеств водителя (свойства нервной системы, память, время реакции, качества внимания и т. п.), недостатки которых могут вызвать потерю времени в условиях его дефицита, например в опасной ситуации, или привести к ошибкам в принятии решений на основе свойства антиципации либо к их исполнению,
■ социально-психологическая — совокупность личностных качеств человека (уровень общей культуры, чувство ответственности, дисциплинированность и т. п.), определяющих характер поведения на дороге, представляющей собой своеобразную социальную среду.
Отметим следующие факторы, отрицательно воздействующие на надёжность водителя [37]:
• устойчиво повышающие подверженность опасности, несчастным случаям и травмам:
— функциональные изменения в нервной системе или других органах,
— различные изъяны органов чувств,
— нарушение связи между сенсорными и двигательными центрами отделов нервной системы,
— согласованность координации движения,
— врожденные свойства нервной системы (слабость и инертность),
— неудовлетворенность своей работой,
— отсутствие интереса к работе;
• временно повышающие подверженность опасности: недостаточная профессиональная подготовленность, отсутствие свойства антиципации, неосторожность, информационные помехи, функциональное состояние (физическое, психическое, эмоциональное).
Причины, влияющие на снижение надёжности водителей, так или иначе связаны с её составляющими. Например, неумение водителя безопасно управлять автомобилем чаще всего обусловливается его низкими психофизиологическими качествами, болезнью, чрезмерным утомлением, стрессовым состоянием и т. п. Причинами нежелания водителя безопасно управлять автомобилем являются низкий уровень культуры и правосознания, агрессивность, безответственность, склонность к употреблению алкоголя, наркотиков и пр. Незнание водителем правил безопасного управления автомобилем связано, скорее всего, с тем, что у него имеются пробелы в знаниях Правил дорожного движения, устройства автомобиля, основ безопасности движения.
Наконец, причиной неумения безопасно управлять автомобилем является недостаточное профессиональное мастерство водителя, в частности, неправильно сформированные навыки или потеря таковых [38].
Водитель должен постоянно контролировать себя. Если он замечает, что регулярно становится виновником опасных ситуаций, ему следует либо пересмотреть своё поведение на дороге, либо отказаться от управления транспортным средством.
Склонность к риску как один из показателей социальнопсихологической устойчивости в сочетании с мотивами деятельности оказывает решающее влияние на степень риска при принятии решений водителем. Часто бывает, что «приемлемый» для водителя уровень риска в дорожном движении может оказаться неадекватным его техническому мастерству и дорожно-транспортной ситуации.
Основными факторами, определяющими безопасность труда водителя, являются пригодность к управлению автомобилем, подготовленность, работоспособность.
Пригодность водителя устанавливается путём его медицинского освидетельствования. Однако при медосвидетельствовании нельзя получить точных данных, позволяющих судить о способностях будущего водителя. К таким данным относятся особенности восприятия, способность человека к теневой и световой адаптации, качества внимания, психомоторной реакции и др. Поэтому вопрос о профессиональной пригодности водителя должен решаться в процессе профессионального отбора.
Подготовленность водителя включает в себя не только понятие об уровне сформированных профессиональных навыков вождения автомобиля, но и понятие о психологической устойчивости, т. е. о целенаправленном формировании у водителей профессиональных способностей, психических свойств, обеспечивающих успешность работы в любых условиях (эмоциональная устойчивость в критических ситуациях, развитие волевых качеств, организация внимания при выполнении маневров, оперативное мышление и память, готовность к предотвращению ДТП и др.) [40].
Подготовленность водителя проявляется в умении предвидеть будущее на основе свойства антиципации, не теряться, а решительно
действовать в аварийных ситуациях, исход которых зависит не только от опыта водителя и его стажа, но и от специальных навыков. Такие навыки можно приобрести на автотренажёрах, на которых отрабатываются автоматические движения для самых разных ситуаций. Также надо не забывать о свойстве человека — свойстве антиципации — представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действий.
В большей степени профессиональная надёжность водителя определяется работоспособностью, и именно этот фактор рассмотрим подробнее.