ПОДСЧЕТ ЛОБОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ГЛАДКИХ ФЮЗЕЛЯЖЕЙ И МОТОРНЫХ ГОНДОЛ

Метод расчета. Подведем итог всему сказанному выше при­менительно к методу (практического расчета сх гладкого фюзе­ляжа при Re натуры.

Прежде чем приступить к расчету сх фюзеляжа или моторной гондолы, нужно получить следующие исходные данные:

1. Длину фюзеляжа (гондолы).

2. Удлинение А, равное частному от деления длины фюзеляжа (гондолы) на полусумму ширины и высоты в миделевом сечении фюзеляжа ((гондолы). Как указывалось выше, три подсчете А для гондолы с мотором воздушного охлаждения длина хвостовой части гондолы, даже если она утоплена в крыле, учитывается. Одновре­менно начало отсчета длины производится от точки, отстоящей на расстоянии четверти диаметра вперед от кромки капота.

3. Поверхность фюзеляжа (гондолы), омываемую потоком воз­духа без надстройки, если мидель последней может быть выделен из миделя фюзеляжа.

4. Площадь миделя фюзеляжа и отдельно надстройки, если последняя может быть выделена из тела фюзеляжа.

5. Ожидаемые максимальную скорость полета и высоту.

. По длине фюзеляжа (гондолы) подсчитывается Re. Для полу­ченного Re по верхней кривой фиг. 27 находится величина cfr (следует иметь в виду, что на фиг. 27 даны 2 с/). Далее, по ско­рости и высоте полета определяется при помощи сетки фиг. 103 У^Ш, У1 -f 0,2Ма Афикт — ~кУ — Ма2 и сГт„ = _с

Гт V 1+0,2Ма* "

По очертаниям (боковому виду) основного тела фюзеляжа и А по фиг. 134 берется величина &фИКт.

Значение сх подсчитывается в зависимости от типа фюзеляжа и характера надстроек по одной из трех формул:

сX Ф — ^фиктСг т сж ;

С* ф — £фиктСутсж с ~Ь ф»

Сх Ф = ЛфиктCf т сж Д Ь ^Сх ф Н.

ЙФ *ф

Значения ЛгГф берутся из табл. 20, величина сх н —из табл. 21. Если скорость полета самолета велика, то предварительно, поль­зуясь данными табл. 22, следует проверить, нет ли опасности возникновения на фюзеляже или гондоле местной звуковой ско­рости.

При сомнительных случаях необходимо поставить специальный эксперимент в аэродинамической трубе на распределение давления в угрожаемом! сечении. Получив из картины распределения давле­ния величину p, nin, ПО фиг. 89 ИЛИ 106 МОЖНО определить УИСкр, а следовательно, получить ответ на поставленный вопрос.

В некоторых случаях значение F может оказаться неизвестным. В этом случае следует, пользуясь контурами тел вращения и фю­зеляжей, приведенными в табл. 18, подобрать тело, наиболее близкое к основной форме фюзеляжа, сх которого определяется, и взять для него значение

Зная f и I, можно подсчитать величину cv по формулам:
Сх ф = ^фикт fcfr сж А,

Сх ф — £фикт/су т СЖА Д" &схфг

СХ Ф — ^-фикт fcfi СД + ф +

Следует иметь в виду, что в приведенных формулах должно стоять А без поправки на влияние сжимаемости.

Так как у моторных гондол значительная часть поверхности может входить в крыло, рекомен­дуется для гондол с А<4 не поль­зоваться значением /, а подсчиты — F

вать величину -— .

Определяя поверхность гондолы или фюзеляжа с капотом NACA, вводить внутреннюю часть капота не нужно, но лобовую площадь капота следует включить; эта пло­щадь при отсутствии кока равна

—, где а — диаметр входного от — 4

верстия капота. Находя А гондолы, мы пользовались фиктивной ее дли­ной, но, определяя F, следует под­считывать фактическую поверх­ность гондолы.

Пример. Определить сх фюзе­ляжа бомбардировщика Дуглас DB-7 (фиг. 169).

Исходные данные. Длина фюзеляжа 14,32 м. Ширина в сече­нии миделя основного тела 1,25 м; высота 1,72 м; мидель основ­ного тела 6’ф =1,9 м* мидель надстройки = 0,2 ж1; Vmi}L= — 510 км/час; Н = 4000 м.

Определим Re:

Ре = 14,32 • 142 • 49 500 = 100 ■ 10е.

Подсчитываем А-

А = 14,32: 1,485 — 9,65.

Пользуясь фиг. 103, получаем для скорости 142 м/сек на 4000 мі

1 — Ма — =0,9 и У + 0,2Ма2 = 1,018.

Следовательно, АфИКТ = 9,65 • 0,9 = 8,7. Из фиг. 27 определяем Для Re — 100 • 10е С/ т= 0,00215, следовательно, с/т сж= 0,00212. Из фиг. 134 получаем для Афикт = 8,7 значение £фНкт = 1.12.

Величину к берем по верхнему пределу, так как носовая и хвостовая части фюзеляжа Дугласа DB-7 довольно полны. Поэтому же считаем, чо табл. 18, что f = 3,5.

Так как основная форма фюзеляжа вполне обтекаема, а влия­ние надстройки мы учитываем отдельно, считаем, что Дс, ф — 0. Из табл. 21, ввиду удовлетворительной обтекаемости надстройки, берем сv„ = 0.13. Подсчитываем схф по формуле:

— 1,12 • 3,5- 0,00212 • 9$5 + 0,13 :°-‘2- = 0,0805 + 0,0137 = 0,0942.

1,9

Такое значение схф получено без учета влияния неровностей и шероховатости.

Уменьшать значение сх на влияние ламинарного участка не будем, ввиду большой величины Re и наличия в носовой части фонаря, при котором (мало вероятно соблюдение полной глад­кости поверхности. Так как Vma* самолета невелико, то из табл. 22 вытекает, что для фюзеляжа DB-7 появление местных звуковых скоростей невозможно.