Полет на приводную радиостанцию

Использование АРК для вывода вертолета в заданную точку, маркированную приводной радиостанцией, является простым и надежным способом, применимым в любых условиях полета.

Полет на ПРС может выполняться пассивным, активным и кур­совым способами.

Пассивный способ. Сущность полета состоит в том, что продоль­ная ось вертолета постоянно удерживается в направлении на при­водную радиостанцию, а КУР = 0 (рис. 7.7). При полете в штиль или в плоскости ветра вертолет будет следовать по ЛЗП. При наличии бокового ветра для компенсации влияния ветра и удер­жания стрелки в нулевом положении необходимо непрерывно доворачивать вертолет в наветренную сторону, курс при этом ме­няется. По изменению курса можно судить о направлении сноса вертолета. При сносе влево курс увеличивается, при сносе впра­во — уменьшается. Момент пролета ПРС определяется по измене­нию КУР на 180°.

Путь вертолета при полете пассивным способом представляет собой кривую линию, называемую радиодромией. При пассивном полете вертолет отклоняется от линии кратчайшего расстояния (ЛЗП). Чем больше скорость ветра и меньше скорость вертолета, тем больше удлинение пути, больше увеличение времени полета и больше максимальное линейное боковое уклонение (ЛБУтах) вер­толета от ЛЗП.

Полет на приводную радиостанцию

Рис. 7.7. Полет на радиостанцию пассивным способом

Пассивный способ относительно прост в выполнении. Однако он не обеспечивает выдерживание полета по ЛЗП и вывод на ПРС с заданного направления. Этот способ целесообразно исполь­зовать для вывода вертолета на ПРС с небольших расстояний (30—50 км).

Активный способ. Сущность полета на радиостанцию этим спо­собом состоит в том, что летчик разворачивает продольную ось вертолета в наветренную сторону на величину угла сноса и удер­живает стрелку АРК на значении КУР=360°+УС.

Полет на приводную радиостанцию

Рис. 7.8. Полет на радиостанцию активным способом

Активный способ позволяет выполнить полет на ПРС по крат­чайшему расстоянию (рис. 7.8).

Угол сноса может быть рассчитан по известному ветру, изме­рен с помощью доплеровского измерителя или подобран методом половинных поправок.

При использовании совмещенного указателя радиокомпаса и магнитного компаса может выполняться активный полет по ЛЗП. Для этого стрелка курсозадатчика указателя устанавливается на ЗМПУ и выдерживается магнитный курс с учетом расчетного угла сноса МК=ЗМПУ—УСР.

Полет на приводную радиостанцию

Если угол сноса соответствует фактическому, вертолет будет следовать по ЛЗП и стрелки радиокомпаса и курсозадатчика оста­нутся совмещенными. При неизвестном УС магнитный курс уста­навливается равным ЗМПУ.

При отклонении вертолета в сторону от ЛЗП появится угол между стрелками радиокомпаса и курсозадатчика (стрелка АРК уходит влево от курсозадатчика — вертолет уклоняется вправо от ЛЗП — рис. 7.9). В этом случае угол сноса подбирается методом половинных поправок. Вертолет необходимо развернуть в сторо­ну линии заданного пути (в сторону отклонения стрелки радио­компаса относительно курсозадатчика) на 20—30°. С этим курсом надо следовать до совмещения стрелок АРК и курсозадатчика (выхода на ЛЗП). После выхода на ЛЗП взять поправку на угол сноса 8—10°.

При последующем отклонении стрелки АРК от стрелки курсо­задатчика вновь выйти на ЛЗП и в зависимости от стороны укло­нения увеличить или уменьшить на указателе угол сноса на поло­вину предыдущей поправки. Обычно после второй поправки угол сноса удается подобрать.

Во всех случаях при подходе к радиостанции за 4—5 мин не­обходимо закончить подбор угла сноса и выполнять полет с посто­янным курсовым углом радиостанции.

Активный способ полета на ПРС повышает точность полета вертолета по ЛЗП и выход на ПРС с заданного направлния. Спо­соб нашел широкое применение при заходе на посадку в сложных метеорологических условиях.

Курсовой способ. Сущность курсового способа полета на ПРС состоит в том, что направление полета выдерживаетя по компасу и путь вертолета периодически исправляется по указателю АРК разворотом вертолета на курсовой угол, равный нулю.

В начальный момент выполнения полета курсовым способом вертолет устанавливается на КУР=0°. Летчик замечает курс и выдерживает его в течение 3—5 мин. Затем выполняется доворот вертолета на КУР = 0°, запоминается и выдерживается новый курс. При подлете к ПРС переходят на полет пассивным способом.

Траектория полета при курсовом способе представляет собой ломаную линию, которая огибает радиодромию пассивного полета с внешней стороны. Боковое уклонение от ЛЗП превышает вели­чину бокового уклонения пассивного полета в 1,2—1,4 раза.

Курсовой способ целесообразно применять при неустойчивой работе АРК вследствие влияния помех.