Качественные характеристики приспособленности конструкции ВС к проведению ТОиР. Эксплуатационная и ремонтная технологичность

1. Общие рекомендации к эксплуатационной и ремонтной технологичности

1.1. Конструктивное исполнение и расположение изделия на борту ВС должны обеспечивать возможность безошибочного выполнения на нем в соответствии с при­нятой технологией всех работ, предусмотренных эксплуатационной документацией, с минимальными затратами труда и времени. Чем чаще обслуживается (осматривается, контролируется, смазывается, заменяется) изделие в эксплуатации, тем лучше долж­ны быть его доступность и удобство выполнения работ. В частности, должен быть обеспечен хороший доступ с инструментом для осмотра и проверки всех стыковоч­ных узлов составных частей силовой конструкции ВС.

1.2. Компоновка изделий и элементов конструкции ВС должна обеспечивать возможность совмещения максимального числа работ по ТО, выполняемых раз­личными специалистами при минимальном количестве межоперационных пере­ходов. В этих целях предпочтение должно отдаваться зонному методу компо­новки, формированию специализированных по системам технических отсеков.

1.3. Конструктивное исполнение агрегатов, блоков оборудования, элементов конструкции и их креплений в сочетании с маркировкой должны исключать

возможность неправильного монтажа изделий и неправильного подсоединения коммуникаций.

1.4. Обеспечение доступа к агрегатам и блокам оборудования для выполне­ния профилактических, осмотровых и контрольных работ (смазка, замена фильтров, проверка тарированной затяжки болтов крепления, подключение средств контроля) не должно сопровождаться демонтажом рядом расположен­ных элементов конструкции, агрегатов и блоков.

1.5. Расположение наружных точек оперативного технического и коммерче­ского обслуживания должно обеспечивать одновременное (в соответствии с технологическим графиком) подсоединение всех средств наземного обслужива­ния и контроля, выполнение работ при подготовке ВС к полету, посадку и вы­садку пассажиров, загрузку и выгрузку багажа, а также выполнение других сна — ряжательных работ.

1.6. Доступ ко всем точкам планового оперативного ТО (в особенности при предполетном и междуполетном ТО) должен обеспечиваться «с земли» без при­менения внешних средств доступа (лестниц, стремянок, подставок и т. п.).

1.7. Для подсоединения наземных средств обслуживания и средств контроля должны использоваться только стандартизованные и унифицированные разъе­мы, штуцера и узлы, исключающие необходимость применения дополнительных переходных устройств.

1.8. Снятие агрегатов, блоков и узлов конструкции с борта ВС и их разборка в лаборатории для контроля технического состояния и профилактического об­служивания должны производиться только в отдельных, специально обоснован­ных, случаях и только при ремонтных формах и формах ТО большой периодич­ности.

1.9. Количество специального инструмента и приспособлений, используе­мых при ТО изделия на борту ВС, должно быть минимальным.

1.10. Агрегаты, блоки оборудования, узлы конструкции ВС должны быть защищены от попадания рабочих жидкостей, атмосферных осадков, грязи, по­сторонних предметов и инструмента.

1.11. Элементы конструкции, наиболее подверженные воздействию коррози­онных процессов, в том числе элементы резьбовых соединений, должны иметь надежную антикоррозионную защиту.

1.12. Детали из неметаллических материалов не должны интенсифицировать коррозию металлических деталей, находящихся с ними в контакте, должны быть устойчивыми к воздействию микроорганизмов и насекомых.

1.13. Подходы к участкам и элементам конструкции, подверженным корро­зионным повреждениям, должны допускать применение инструментального контроля за их коррозионным состоянием при эксплуатации ВС.

1.14. Форма элементов и компоновка основных силовых узлов конструкции должны исключать возможность накопления влаги, образования застойных зон; в первую очередь должна исключаться возможность накопления влаги в нижней части фюзеляжа. В тех местах, где возможно скопление влаги, должна быть обеспечена возможность ее удаления.

1.15. Особое внимание должно быть уделено защите конструкции от корро­зии в местах установки аккумуляторов, расположения буфетов и туалетов.

1.16. Исполнительные заслонки должны иметь механическую индикацию их фактического положения.

1.17. В местах возможной утечки горячего воздуха или газа должны быть расположены термоиндикаторы в виде пластин или колец для сигнализации об

утечках.

1.18. Подключение аэродромных источников энергоснабжения должно сиг­нализироваться световым табло (лампой) в кабине пилотов.