Качественные характеристики приспособленности конструкции ВС к проведению ТОиР. Эксплуатационная и ремонтная технологичность
1. Общие рекомендации к эксплуатационной и ремонтной технологичности
1.1. Конструктивное исполнение и расположение изделия на борту ВС должны обеспечивать возможность безошибочного выполнения на нем в соответствии с принятой технологией всех работ, предусмотренных эксплуатационной документацией, с минимальными затратами труда и времени. Чем чаще обслуживается (осматривается, контролируется, смазывается, заменяется) изделие в эксплуатации, тем лучше должны быть его доступность и удобство выполнения работ. В частности, должен быть обеспечен хороший доступ с инструментом для осмотра и проверки всех стыковочных узлов составных частей силовой конструкции ВС.
1.2. Компоновка изделий и элементов конструкции ВС должна обеспечивать возможность совмещения максимального числа работ по ТО, выполняемых различными специалистами при минимальном количестве межоперационных переходов. В этих целях предпочтение должно отдаваться зонному методу компоновки, формированию специализированных по системам технических отсеков.
1.3. Конструктивное исполнение агрегатов, блоков оборудования, элементов конструкции и их креплений в сочетании с маркировкой должны исключать
возможность неправильного монтажа изделий и неправильного подсоединения коммуникаций.
1.4. Обеспечение доступа к агрегатам и блокам оборудования для выполнения профилактических, осмотровых и контрольных работ (смазка, замена фильтров, проверка тарированной затяжки болтов крепления, подключение средств контроля) не должно сопровождаться демонтажом рядом расположенных элементов конструкции, агрегатов и блоков.
1.5. Расположение наружных точек оперативного технического и коммерческого обслуживания должно обеспечивать одновременное (в соответствии с технологическим графиком) подсоединение всех средств наземного обслуживания и контроля, выполнение работ при подготовке ВС к полету, посадку и высадку пассажиров, загрузку и выгрузку багажа, а также выполнение других сна — ряжательных работ.
1.6. Доступ ко всем точкам планового оперативного ТО (в особенности при предполетном и междуполетном ТО) должен обеспечиваться «с земли» без применения внешних средств доступа (лестниц, стремянок, подставок и т. п.).
1.7. Для подсоединения наземных средств обслуживания и средств контроля должны использоваться только стандартизованные и унифицированные разъемы, штуцера и узлы, исключающие необходимость применения дополнительных переходных устройств.
1.8. Снятие агрегатов, блоков и узлов конструкции с борта ВС и их разборка в лаборатории для контроля технического состояния и профилактического обслуживания должны производиться только в отдельных, специально обоснованных, случаях и только при ремонтных формах и формах ТО большой периодичности.
1.9. Количество специального инструмента и приспособлений, используемых при ТО изделия на борту ВС, должно быть минимальным.
1.10. Агрегаты, блоки оборудования, узлы конструкции ВС должны быть защищены от попадания рабочих жидкостей, атмосферных осадков, грязи, посторонних предметов и инструмента.
1.11. Элементы конструкции, наиболее подверженные воздействию коррозионных процессов, в том числе элементы резьбовых соединений, должны иметь надежную антикоррозионную защиту.
1.12. Детали из неметаллических материалов не должны интенсифицировать коррозию металлических деталей, находящихся с ними в контакте, должны быть устойчивыми к воздействию микроорганизмов и насекомых.
1.13. Подходы к участкам и элементам конструкции, подверженным коррозионным повреждениям, должны допускать применение инструментального контроля за их коррозионным состоянием при эксплуатации ВС.
1.14. Форма элементов и компоновка основных силовых узлов конструкции должны исключать возможность накопления влаги, образования застойных зон; в первую очередь должна исключаться возможность накопления влаги в нижней части фюзеляжа. В тех местах, где возможно скопление влаги, должна быть обеспечена возможность ее удаления.
1.15. Особое внимание должно быть уделено защите конструкции от коррозии в местах установки аккумуляторов, расположения буфетов и туалетов.
1.16. Исполнительные заслонки должны иметь механическую индикацию их фактического положения.
1.17. В местах возможной утечки горячего воздуха или газа должны быть расположены термоиндикаторы в виде пластин или колец для сигнализации об
утечках.
1.18. Подключение аэродромных источников энергоснабжения должно сигнализироваться световым табло (лампой) в кабине пилотов.