МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И РЕГУЛЯРНОСТИ ПОЛЕТОВ

Метеорологическое обеспечение полетов заключа­ется в своевременном доведении до командно-руково­дящего, летного и диспетчерского состава службы движения полной и точной метеорологической инфор­мации, необходимой для безопасного выполнения по­летов.

Метеорологическое обеспечение гражданской авиа­ции в целом организует Государственный комитет гидрометеорологии и контроля природной среды •СССР (Госкомгидромет). Непосредственное метеоро­логическое обеспечение гражданской авиации осу­ществляют оперативные подразделения Госкомгидро — мета, находящиеся в аэропортах или на аэродромах: авиаметцентры (АМЦ), авиаметеостанции (АМСГ), оперативные группы'(ОГ), авиаметпосты (АМП). Эти подразделения в оперативном отношении подчиняют­ся командирам авиапредприятий. АМЦ и АМСГ обес­печивают командный и диспетчерский состав службы движения метеорологической информацией и доку­ментацией в необходимом объеме.

Экипажи ВС в период предполетной подготовки получают от АМЦ (АМСГ); метеорологическую кон­сультацию, сведения о фактической погоде, прогноз погоды, штормовые оповещения и предупреждения, метеорологическую документацию в зависимости от характера и продолжительности полета. При полетах продолжительностью более 2 ч экипажам ВС вруча­ется следующая документация: авиационные прогно­стические карты особых явлений погоды или прогноз погоды по маршруту полета; прогностические карты барической топографии или прогноз ветра на высо­тах; бланк с прогнозами погоды по пункту посадки и запасным аэродромам; бланк «Бортовая погода» для заполнения экипажем в полете.

Экипажам, выполняющим полеты по ПВП ниже нижнего эшелона, вручается прогноз погоды по марш­руту, аэродрому назначения и запасным аэродромам в текстовой форме. При полетах продолжительностью 2 ч и менее метеодокументация, как правило, не вру­чается. В этих случаях экипаж проходит метеокон — 6* 83

сультацию, и дежурный синоптик отмечат в задании на полет, что экипаж метеорологическую подготовку прошел.

Наблюдения за погодой, проводимые органами метеообеспечения полетов производятся в строго опре­деленные сроки по единой методике с использованием стандартных приборов. На основе обработки и все­стороннего анализа данных метеорологических на­блюдений составляются все виды метеорологической документации, в том числе карты погоды — призем­ные, высотные и т. д. Метеорологические наблюдения при выполнении полетов на аэродроме, а также, когда аэродром является запасным, производятся через каждые 30 мин, а в остальное время — ежечасно.

Экипажи ВС получают данные о погоде по КВ — и УКВ-каналам вещания метеоинформации. Если на аэродроме нет системы автоматической передачи этих данных по УКВ-каналу, метеоинформация передает­ся на борт ВС диспетчером службы движения.

Многолетний опыт полетов на современных ВС свидетельствует о том, что влияние метеорологиче­ских условий на безопасность полетов очень велико. Около одной трети всех тяжелых АП происходили в погодных условиях, близких к минимально допусти­мым, когда метеоусловия усложняют и затрудняют действия экипажа, а в некоторых случаях являются основной причиной авиационных происшествий. По­этому для обеспечения безопасности и регулярности полетов, необходима высокая оперативность и точ­ность метеорологической информации о фактической и прогнозируемой погоде.

Качественное метеообеспечение полетов преду­сматривает использование профессионально грамот­ной информации о метеорологической обстановке со стороны экипажей ВС, осуществляющих метеорологи­ческие наблюдения непосредственно в полете. Опера­тивность и качество информации со стороны экипа­жей ВС зависит от уровня подготовки летного соста­ва в вопросах авиационной метеорологии. Совершен­ствование метеообеспечения полетов предусматривает широкое использование автоматических систем для комплексного анализа и прогноза, что позволит повы­сить безопасность и регулярность полетов.