Международная организация гражданской авиации (ИКАО)

(International Civil Aviation Organization) (ICAO)

ICAO — одна из наиболее представительных межправительственных организаций имеющих статус специализированных учреждений ООН.

Ее членами являются более 190 стран мира.

Уставные положения ИКАО включены в текст Чикагской конвенции по ГА 1944 г. в качестве ее неотъемлемой части. (Конвенция о международной ГА состоит из преамбулы и четырех частей, включающих 22 главы и 96 статей).

Цель Конвенции — дальнейшее безопасное и упорядоченное развитие ГА и воздушных сообщений на основе равенства возможностей, рациональности и экономичности.

В соответствии с этим задачи ИКАО являются:

— разработка принципов и методов международной аэронавигации в целях обеспечения безопасности полетов;

— поощрение развития строительства новых ВС, развития воздушных трасс, аэропортов;

— предотвращение экономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией;

— обеспечение уважение прав договаривающихся сторон и избежание дискриминации в отношениях между ними;

— содействие развитию ГА во всех аспектах

Ассамблея ИКАО

Национальные правительства стран — членов ИКАО

Совет ИК

<АО

Секретариат ИКАО

Постоянные рабочие органы ИКАО

Аэронавигацион-

Авиатранспорт-

Комитет

Финансовый

Комитет по не-

Рабочая

Юриди-

ная комиссия

ный комитет

совместной

комитет

законному

группа по

ческий

поддержки

вмешательству

условиям

комитет

в деят-сть ГА

службы

Высшей правительственный орган ИКАО —

Ассамблея. Э

то главный зако

нодательный

орган,

контролирующий и направляющий политику и деятельность всех организации (проводятся не реже 1 раза в

3 года).

Совет ИКАО, во главе которого стоит Президент — главный руководящий орган организации, ответственный перед Ассамблеей. (Штаб квартира — Монреаль) Совет избирается на 3 года.

Совет ИКАО имеет свои рабочие органы (комитеты, комиссии и группы), члены которых назначаются Советом, также, как и секретариат в главе с Генеральным секретарем.

С вопросами обеспечения безопасности полетов более всего связана работа

— аэронавигационной комиссии (разработка и совершенствование навигации и ее средств)

— юридический комитет (разработка нормативных актов и документов)

— комитет по незаконному вмешательству в деятельность ГА (борьба с воздушным терроризмом)

— комитет совместной поддержки (финансирование практическое воплощение мероприятий по БП в интересах международного воздушного сообщения.)

Свою деятельность ИКАО осуществляет следующим образом: (формами законодательных инструментов)

1. Каждое государство — член ИКАО обязано признавать Конвенцию

1944 г. В гл. VI Конвенции говорится: “ Каждое договаривающееся государство обязуется сотрудничать в обеспечении максимально достижимой степени единообразия правил, стандартов и процедур во всех областях ГА”.

2. ИКАО вводит международные стандарты и рекомендуемую практику деятельности, касающиеся систем связи, аэронавигации, характеристик аэропортов, правил полетов, практики УВД, квалификации летно-технического персонала, регистрации и идентификации ВС, расследования АП, и т. д.

Стандарты и рекомендуемая практика принимаются Советом ИКАО.

Стандарт — любое требование, единообразное применение которого признается необходимым для обеспечения БП

Рекомендуемая практика — любое требование единообразное применение которого признается желательным для обеспечения БП

3. Введение стандартов и рекомендуемой практики является сложной, трудоемкой и дорогостоящей задачей. Для стран-участников это дело добровольное. Однако, если

84

государство по каким-либо причинам не хочет или не может принять стандарт, или рекомендацию ИКАО, то оно обязано в течении 60 дней уведомить организацию о различных между ними и своими национальными нормами и правилами по данному вопросу.

Стандарты и рекомендуемая практика оформляются в виде приложений к Чикагской Конвенции. (Сейчас действуют 18 Приложений). В них около 4000 стандартов и рекомендаций. (80% стандарты и 20% рекомендации).

В Приложениях собраны стандарты, сгруппированные по тематике. Каждое приложение может состоять из нескольких томов. Каждый том из нескольких частей.

Например: Приложение 14 называется «Аэродромы»

Приложение 13 — расследование АП и т. д.

В Приложениях приводится и перечень различий между стандартами и рекомендациями, и национальными правилами договаривающихся государств.

Если Государство — участник ИКАО перестает признавать Чикагскую Конвенцию, то после объявления об этом, оно перестает быть членом ИКАО. Денонсация вступает в силу через год после объявления. Государство, признавшее Чикагскую Конвенцию, становится членом ИКАО на 30-й день после этого (Дополнительное условие — членство в ООН.)

Исключение государства из ООН включает автоматическое исключение из ИКАО. Контрольные вопросы.

Глава III

1. На каких этапах в ГА предусмотрено обеспечение безопасности полётов и какими мерами это обеспечивается?

2. Какой главный недостаток в существующей в РФ системе организации надзора за обеспечением БП в ГА?

3. Каким международные общественные организации осуществляют надзор за БП и какими методами?

4. Каковы основные функции МАК?

5. Структура и принципы работы ИКАО?

Глава IV