Определение ветра способом штилевой. синхронизации
Сущность, способа состоит в следующем. Если перемещать перекрестие прицела со скоростью, равной воздушной скорости самолета, то при безветрии любая визирная точка, совмещенная в некоторый момент с перекрестием, не будет с него сходить. При наличии ветра она сойдет с перекрестия, причем направление смещения будет зависеть от курсового угла ветра, а величина смещения — от скорости ветра и продолжительности наблюдения. Рассмотрим рис. 6.10. В момент начала измерения ветра самолет находится в точке В. Визирная точка Д, наблюдаемая под вертикальным углом ВУь находится точно в перекрестии прицела, установленного на нуль шкалы углов сноса. Через время измерения t, когда точка Д будет видна под вертикальным углом ВУ2=10°, самолет будет в точке F. Точка Д окажется в стороне от перекрестия на угле р. Угловой сход визирной точки пропорционален скорости и курсовому углу ветра.
Для измерения ветра необходимо рукояткой визирования установить вертикальный угол ВУї по шкале воздушных скоростей для U до 100 км/ч, сняв значение воздушной скорости с решающего прибора, и в момент прихода визирной точки в перекрестие прицела включить муфту рукоятки визирования. Вращением кольца курсовых углов ветра на прицеле удерживать визирную точку на линейке ветра, помещенной в поле зрения прицела. В момент, когда вертикальный угол станет равным 10°, по положению визирной точки на линейке ветра снять отсчет скорости ветра, а по шкале курсовых углов отсчитать значение курсового угла ветра.
Если в процессе измерения ветра визирная точка выходит из поля зрения прицела до прихода петельки на угол 10°, то это означает, что £/>100 км/ч. Промер следует повторить, установив рукояткой визирования значение воздушной скорости по шкале для V до 200 км/ч, уменьшенное вдвое, и увеличивая вдвое полученный при промере отсчет скорости ветра.
Направление ветра рассчитывается штурманом как сумма курсового угла ветра и курса самолета. Способ требует строгого выдерживания курса, скорости и высоты полета и позволяет определять ветер с ошибкой, равной 3—4% V.
А втос и и х р о и н ы й способ определения ветра в отличие от рассмотренных ранее способов не требует строгого выдержива-
нйя режима полета и может применяться при полете по криволинейной траектории.
Для определения ветра необходимо вначале измерить продольную Ux и боковую Uy составляющие вектора ветра.
Составляющие вектора ветра определяются путем замера расхождения перекрестия прицела и визирной точки за время наблюдения t. Получение составляющих поясним на примере измерения продольной составляющей вектора ветра (рис. 6.11).
Предположим, что в какой-то момент времени на визирную точку, наблюдаемую под продольным вертикальным углом ВУЬ наложено перекрестие прицела и включен механизм автосинхронизации. При этом перекрестие прицела получит продольную скорость движения, равную У, тогда как визирная точка будет перемещаться со скоростью
wx=v+ux,
где Ux — значение продольной составляющей вектора ветра. Через время t перекрестие прицела окажется в точке Д, а визирная точка — в точке Е, пройдя путь Wxt. Различие в положении перекрестия прицела и визирной точки (ДЕ) образовалось вследствие влияния составляющей вектора ветра Ux на самолет.
Из рис. 6.11 имеем
п __ rt(tg ВУг— tg ВУ3)
их~ t
Аналогично определяется боковая составляющая вектора ветра иу.
Величины продольной и боковой составляющих вектора ветра вырабатываются автоматикой прицела и выдаются на счетчики Ux
и Uv.
Для определения составляющих ветра необходимо уточнить ввод истинных значений высоты и скорости полета, установить продольный вертикальный угол визирования 55°. Рукоятками продольного и бокового визирования наложить перекрестие прицела на визирную точку и включить механизм автосинхронизации и наблюдать в течение 25—30 с. за ее смещением. По истечении указанного времени (вертикальный угол примерно станет равным 0°) вторично совместить перекрестие прицела с визирной точкой рукоятками «Uх» и «f/у». Если составляющие ветра Ux и Uy измерены правильно, то смещения визирной точки с перекрестия прицела наблюдаться не будет. Если она смещается с перекрестия прицела, то необходимо повторно наложить на нее перекрестие.
Для непосредственного получения скорости и направления ветра необходимо установить переключатель «U, Ь — Ux, Uy, к» в положение «U, 8», тогда шкала «£/*» покажет скорость ветра, а шкала курса — направление ветра. Способ позволяет определять ветер с ошибкой, равной 3—4% V.
В связи с изменчивостью ветра возникает необходимость периодического измерения ветра в полете. Правильное определение требуемой частоты повторных измерений ветра имеет важное значение, так как необоснованно частые измерения могут помешать успешному выполнению запланированного объема работы в полете, а слишком редкие могут существенно отразиться на точности самолетовождения и привести к невыполнению полетного задания.
Рис. 6.12. График интервалов повторных измерений ветра |
Приближенно интервалы, повторных измерений ветра в полете можно рассчитать по формуле
t [мин] = 0,1 —, (6.15)
KS
где /—среднее время между измерениями ветра, мин;
ks —коэффициент, зависящий от высоты полета и времени года (см. рис. 5.4);
V — истинная воздушная скорость полета, км/ч.
На рис. 6.12 приведен график интервалов повторных измерений ветра в полете в зависимости от скорости V и коэффициента к8, рассчитанный по формуле (6.15).
Частота повторных измерений обусловливается скоростью полета и коэффициентом Ks, зависящим от высоты полета и времени года, которые определяют собой характер изменения ветра.
Формула (6.15) используется для предварительных расчетов на земле, когда скорость ветра по маршруту на высоте предстоящего полета неизвестна; она дает представление лишь о средних значениях интервалов между измерениями, которые в отдельных случаях могут оказаться неприемлемыми для практического руковод-
ства. Например, при пересечении атмосферных фронтов или оси струйных течений навигационные элементы могут изменяться очень быстро, поэтому их уточнение должно производиться чаще. Формула справедлива для горизонтального полета и определять по ней интервалы повторных измерений для полета с переменным профилем нельзя. При полете о переменным профилем следует помнить, что ветер изменяется приблизительно на 7—15 км/ч на каждые 1000 м высоты. Поэтому его уточнение следует производить через каждые 2000—3000 м изменения высоты, а при полете в струйном течении, особенно вблизи его оси, — через каждые 500—1000 м, так как среднее изменение ветра в этих условиях равно 25—30 км/ч на 1000 м.
Тщательное изучение экипажем метеорологической обстановки каждого полета, оценка им возможного изменения ветрового ре: жима способствуют правильному выбору рациональных интервалов повторных измерений ветра (навигационных элементов) и точному с а мол ето вож д єни ю.