. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Основным показателем трудовой деятельности человека, в том числе водителя, принято считать его работоспособность, т. е. спо­собность осуществлять сформированные, целенаправленные дейст­вия, характеризующиеся количеством и качеством работы за опре­делённое время.

Работоспособность создаётся в результате процессов, происхо­дящих в нервной системе человека, двигательном аппарате, органах дыхания и кровообращения, которые определяют его потенциаль­ные возможности выполнять конкретную работу при определённых режимах труда.

При непрерывной работе мышцы, нервные клетки и органы должны расходовать только определённое количество энергии, не превышающего предела работоспособности. Когда расход превыша­ет этот предел, работоспособность падает.

Необходимо также отметить, что главным фактором, опреде­ляющим работоспособность, является мотивация деятельности че­ловека — процесс стимулирования действий, приводящих к осущест­влению целей деятельности. Процесс мотивации начинается с какой — либо (сознательной или бессознательной) ощущаемой неудовлетво­ренной потребности, нужды. Затем определяется цель, которая предполагает, что для удовлетворения потребности требуется некое направление действий, посредством которых может быть достигнута цель и начаться удовлетворение потребности. Человек активно дейст­вует тогда, когда уверен, что выбранная тактика приведёт к желае­мой цели. Связь между мотивацией и исполнением положительна: повышение мотивации приводит к повышению качества и эффек­тивности исполнения [41].

Во время трудовой деятельности работоспособность закономер­но изменяется в зависимости от времени суток, что можно объяс­нить разной реакцией организма на физическую и нервно — психическую нагрузку. Кривая работоспособности в течение рабо­чего дня Кр приведена на рисунке 6.1 [40]. Анализ показывает, что можно выделить несколько фаз в течение рабочих суток:

1,4 Подпись:I

1,2 I

1,0 І

0,8

0,8 і

0, 4 I

g

а) фаза врабатывания — фаза нарастающей работоспособности; этот период вхождения в работу продолжается от 1,5 минут до 2,5 часов, после чего устанавливается необходимый для определённого вида работы уровень работоспособности (длительность периода мо­жет колебаться в широких пределах в зависимости от условий рабо­ты, состояния, индивидуальных особенностей человека); скорость и точность действий человека снижены, именно этим объясняется большее количество ДТП, связанных с ошибками водителей в нача­ле рабочего дня, чем в последующие два — три часа;

б) фаза высокой устойчивости работоспособности — период про­должительностью 2,0-2,5 ч; достаточно высокая устойчивая работо­способность; максимальный результат достигается при минималь­ной трате энергии;

в) фаза снижения работоспособности — период уменьшения функциональных возможностей работающих органов и возникнове­ние усталости, который должен заканчиваться перерывом на обед; чем больше времени проходит до перерыва на отдых, тем более ве­роятны ошибки.

После перерыва на обед время фазы врабатываемости уменьша­ется, что объясняется вхождением в работу до перерыва. Уменьша­ется также время устойчивой работоспособности, так как сказывает­ся утомление до перерыва [16].

Периоды пониженной работоспособности являются, в свою оче­редь периодами пониженной надёжности водителя. Об этом можно судить по кривой Кав вероятности дорожно-транспортных происше­ствий, которая является зеркальным отражением кривой работоспо­собности.

Исследованиями О. В. Осиповой и Л. Н. Журавской [40] установ­лено, что для работы водителей характерна трудность вхождения в работу, которая увеличивает время фазы врабатывания. Это особен­но заметно у водителей автобусов и большегрузных автомобилей. В результате в этот период водители переоценивают свои возможно­сти, что может стать причиной ошибок и рискованных действий, создающих угрозу для безопасности дорожного движения.

Уровень работоспособности изменяется и в течение недели (рису­нок 6.2). Стадия врабатывания, характеризующаяся нарастающей ра­ботоспособностью, приходится на понедельник, стадия высокой ра­ботоспособности — на вторник, среду, четверг, а стадия сниженной работоспособности — на пятницу и субботу. Работоспособность по­вышается во вторник, достигает наиболее высокой величины в среду, затем начинает снижаться до самой низкой величины (в субботу) [39].

. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Рисунок 6.2. Изменение относительного показателя работоспособности водителя Кр и коэффициента аварийности Кт в течение рабочей недели

Работоспособность водителя зависит от многочисленных факто­ров. Однако ряд проведенных исследований позволяет выделить главные факторы: утомление, употребление алкоголя, наркотиков, болезненное состояние, приём некоторых лекарственных веществ, курение и отношение к своей профессии (личностные качества).