. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
Основным показателем трудовой деятельности человека, в том числе водителя, принято считать его работоспособность, т. е. способность осуществлять сформированные, целенаправленные действия, характеризующиеся количеством и качеством работы за определённое время.
Работоспособность создаётся в результате процессов, происходящих в нервной системе человека, двигательном аппарате, органах дыхания и кровообращения, которые определяют его потенциальные возможности выполнять конкретную работу при определённых режимах труда.
При непрерывной работе мышцы, нервные клетки и органы должны расходовать только определённое количество энергии, не превышающего предела работоспособности. Когда расход превышает этот предел, работоспособность падает.
Необходимо также отметить, что главным фактором, определяющим работоспособность, является мотивация деятельности человека — процесс стимулирования действий, приводящих к осуществлению целей деятельности. Процесс мотивации начинается с какой — либо (сознательной или бессознательной) ощущаемой неудовлетворенной потребности, нужды. Затем определяется цель, которая предполагает, что для удовлетворения потребности требуется некое направление действий, посредством которых может быть достигнута цель и начаться удовлетворение потребности. Человек активно действует тогда, когда уверен, что выбранная тактика приведёт к желаемой цели. Связь между мотивацией и исполнением положительна: повышение мотивации приводит к повышению качества и эффективности исполнения [41].
Во время трудовой деятельности работоспособность закономерно изменяется в зависимости от времени суток, что можно объяснить разной реакцией организма на физическую и нервно — психическую нагрузку. Кривая работоспособности в течение рабочего дня Кр приведена на рисунке 6.1 [40]. Анализ показывает, что можно выделить несколько фаз в течение рабочих суток:
1,4 I
1,2 I
1,0 І
—
0,8 і
0, 4 I
g
а) фаза врабатывания — фаза нарастающей работоспособности; этот период вхождения в работу продолжается от 1,5 минут до 2,5 часов, после чего устанавливается необходимый для определённого вида работы уровень работоспособности (длительность периода может колебаться в широких пределах в зависимости от условий работы, состояния, индивидуальных особенностей человека); скорость и точность действий человека снижены, именно этим объясняется большее количество ДТП, связанных с ошибками водителей в начале рабочего дня, чем в последующие два — три часа;
б) фаза высокой устойчивости работоспособности — период продолжительностью 2,0-2,5 ч; достаточно высокая устойчивая работоспособность; максимальный результат достигается при минимальной трате энергии;
в) фаза снижения работоспособности — период уменьшения функциональных возможностей работающих органов и возникновение усталости, который должен заканчиваться перерывом на обед; чем больше времени проходит до перерыва на отдых, тем более вероятны ошибки.
После перерыва на обед время фазы врабатываемости уменьшается, что объясняется вхождением в работу до перерыва. Уменьшается также время устойчивой работоспособности, так как сказывается утомление до перерыва [16].
Периоды пониженной работоспособности являются, в свою очередь периодами пониженной надёжности водителя. Об этом можно судить по кривой Кав вероятности дорожно-транспортных происшествий, которая является зеркальным отражением кривой работоспособности.
Исследованиями О. В. Осиповой и Л. Н. Журавской [40] установлено, что для работы водителей характерна трудность вхождения в работу, которая увеличивает время фазы врабатывания. Это особенно заметно у водителей автобусов и большегрузных автомобилей. В результате в этот период водители переоценивают свои возможности, что может стать причиной ошибок и рискованных действий, создающих угрозу для безопасности дорожного движения.
Уровень работоспособности изменяется и в течение недели (рисунок 6.2). Стадия врабатывания, характеризующаяся нарастающей работоспособностью, приходится на понедельник, стадия высокой работоспособности — на вторник, среду, четверг, а стадия сниженной работоспособности — на пятницу и субботу. Работоспособность повышается во вторник, достигает наиболее высокой величины в среду, затем начинает снижаться до самой низкой величины (в субботу) [39].
Рисунок 6.2. Изменение относительного показателя работоспособности водителя Кр и коэффициента аварийности Кт в течение рабочей недели |
Работоспособность водителя зависит от многочисленных факторов. Однако ряд проведенных исследований позволяет выделить главные факторы: утомление, употребление алкоголя, наркотиков, болезненное состояние, приём некоторых лекарственных веществ, курение и отношение к своей профессии (личностные качества).