Р а д и о д е в и а ц и я и ее д о к о м п е н с и р о в а н и е
Радиодевиацией называется угол между направлением, измеренным радиокомпасом, и действительным направлением на пеленгуемую радиостанцию. Радиодевиация возникает вследствие искажения направления приходящей электромагнитной волны вторичным полем вертолета.
Приводная радиостанция излучает радиоволны, которые возбуждают в металлической поверхности вертолета токи высокой частоты. В результате этого металлическая поверхность вертолета сама начинает излучать вторичные радиоволны той же частоты, что и радиостанция, на которую настроен радиокомпас.
Если бы вторичное поле в точке пеленгования радиостанции отсутствовало, то рамка радиокомпаса установилась бы плоскостью витков в перпендикулярном направлении к приходящей от радиостанции электромагнитной волне. Направление нулевого приема рамки, которое указывается стрелкой АРК, совпало бы с направлением на работающую радиостанцию.
В действительности рамка находится под влиянием электромагнитного поля радиостанции и вторичного поля вертолета, создаваемого в основном фюзеляжем. Вторичное электромагнитное поле вертолета можно представить как поле, состоящее из продольной и поперечной составляющих. Причем эти составляющие не одинаковы в направлении продольной и поперечной оси фюзеляжа. Известно, что составляющая в направлении поперечной оси вертолета в несколько раз больше, чем вдоль оси. Вследствие неравенства составляющих вторичное поле в большинстве случаев не совпадает по направлению с полем радиостанции. Следовательно, при сложении этих двух полей направление суммарного поля не совпадает с направлением прихода радиоволн от радиостанции, а повернуто по отношению к нему на некоторый угол Ар. Очевидно, что рамка радиокомпаса при этом установится в направлении нулевого приема (вместе с ней и стрелка АРК) и покажет какое-то новое направление на работающую ПРС, отличающееся от действительного на величину радиодевиации Др.
Радиодевиация имеет четвертной характер. Максимальным значениям радиодевиации соответствуют курсовые углы радиостанции 45, 135, 225 и 315°. При курсовых углах 0, 90, 180 и 270° радиодевиация равна нулю.
Величина радиодевиации зависит от типа вертолета и места установки рамки АРК и достигает 15—25°.
В АРК-15 и АРК-19 четвертная составляющая радиодевиации компенсируется схемой электрической компенсации, в АРК-9 — механическим компенсатором.
Механический компенсатор (рис. 7-1.1) имеет 24 регулировочных винта, расположенных против делений неподвижной азимутальной шкалы, оцифрованных через 15°. Сверху этой шкалы вращается рамка АРК с прозрачным диском, на котором нанесена красным цветом шкала поправок с делениями вправо и влево от нуля до 25° (АРК-9). По шкале поправок перемещается белая стрелка — указатель радиодсвиации, связанная с осью сельсин — датчика АРК.
Действие механического компенсатора радиодевиации заключается в том, что он, связанный с осью рамки АРК-9 (с осью искателя гониометра в АРК-15 и АРК-19), заставляет стрелку курсовых углов через следящую систему поворачиваться не только на угол поворота рамки, но и дополнительно на угол радиодевиации. В результате стрелка радиокомпаса покажет на указателе значение КУР.
Компенсирование радиодевиации производится вращением регулировочного винта, расположенного строго против нуля шкалы поправок, установленного на значение ОРК, на котором компенсируется радиодевиация. Стрелка — указатель радиодевиации при этом устанавливается по подвижной шкале на величину скомпенсированной радиодевиации, а по неподвижной шкале указывает КУР.
Радиодевиация определяется и устраняется при выполнении радиодевиационных работ, выполняемых, как правило, на авиационных заводах. Но они могут выполняться и в частях при замене»
АРК.
Рис. 7.11. Способ компенсирования радиодевиации механическим компенсатором |
При радиодевиационных работах определяются установочная ошибка и радиодевиация. Установочная ошибка устраняется дово — ротом рамки, а радиодевиация докомпенсируется или списывается (заносится в график).
Определение радиодевиации осуществляется пеленгацией радиостанций, удаленных от вертолета на 50—150 км, или по видимой ПРС аэродрома, удаленной не менее трех ее длин волн.
Перед выполнением радиодевиационных работ выбираются две — три наземные радиостанции, работающие в диапазоне средних волн (310—640 кГц). Точки расположения радиостанций и девиа — ционных площадок наносятся на карту масштаба 1 : 1 000 000 или крупнее. Транспортиром измеряются истинные пеленги всех радиостанций относительно центра девиационной площадки и вычисляются магнитные пеленги тех же радиостанций. Из центра площадки определяются магнитные пеленги двух-трех удаленных ориентиров (МПО). Значения МИР, МПО записываются в протокол радиодевиационных работ.
Для определения и компенсации установочной ошибки вертолет с помощью девиационного пеленгатора (теодолита) устанавливается на магнитный курс, равный магнитному пеленгу одной из выбранных радиостанций, при этом будет КУР=0°. Установка вертолета на МК=МПР производится путем пеленгации ориентира при курсовом угле его КУО=МПО—МПР.
При пеленгации видимой ПРС аэродрома вертолет устанавливается так, чтобы курсовой угол антенны этой ПРС был равен нулю.
Если стрелка АРК окажется не на нуле, то рамка имеет установочную ошибку, которая устраняется разворотом корпуса направленной антенны при работающем АРК.
На заводах радиодевиация компенсируется по типовым графикам для данной модели и серии вертолета. На вертолетах с выставленной ранее на компенсаторах радиодевиацией при радиодевиационных работах определяется только остаточная радиодевиация (Ар. ост) и выполняется докомпенсирование радиодевиации.
Остаточная радиодевиация определяется на 24 магнитных курсах, при которых курсовые углы одной из выбранных радиостанций будут кратными 15°. Эти курсы рассчитываются заранее по формуле МКг = МПР—КУРг и сводятся в таблицу.
Вертолет устанавливается по совмещенному указателю курсовой системы на рассчитанный магнитный курс. Радиодевиация определяется путем сравнения магнитных пеленгов радиостанции снятого с карты (МПР) и совмещенного указателя курса (МПРизм) :
Ар. ост = МПР—МПРизм — (7.15)
Подобным образом поступают на всех остальных расчетных курсах. Для установки вертолета на заданные курсы можно использовать КС в режиме ГПК.
При величине остаточной радиодевиации до ±3° можно одновременно с ее определением выполнить докомпенсирование. Винт компенсатора для КУР, на который развернут вертолет, вращается до тех пор, пока МПР станет равным измеренному на карте.
Если величина остаточной радиодевиации на некоторых ОРК превышает ±3°, то докомпенсирование радиодевиации выполняется в следующем порядке:
— определить величину выставленной ранее радиодевиации (Ар. в) на 24 КУР, для чего поворотом рамки устанавливать стрелку— указатель радиодевиации последовательно на значения КУР = 0, 15,30° и т. д. по неподвижной шкале, а на шкале поправок по положению стрелки — указателя радиодевиации отсчитывать и записывать в протокол радиодевиационных работ Ар. в;
— вычислять для каждого КУР общую величину радиодевиации по формуле Ар. общ = Ар. в+Ар. ост;
— рассчитать значения ОРК по КУР и Д р. общ’,
— начертить график общей радиодевиации по ОРК и ДР. общ, по нему определить радиодевиацию для ОРК, кратных 15°, и записать в протокол;
— докомпенсировать остаточную радиодевиацию только на тех ОРК, на которых она больше,±3°.
При докомпенсировании радиодевиации необходимо рамку устанавливать так, чтобы конец стрелки указателя совместился на азимутальной шкале с КУР, на котором производится докомпен — сирование. Нуль шкалы радиодевиации покажет на азимутальной шкале величину ОРК.
Вращением регулировочного винта данного ОРК (или ближайшего к нулю шкалы) установить стрелку — указатель радиодевиации на общую величину радиодевиации. То же самое делают на каждом ОРК, кратном 15°, доводя радиодевиацию до значения, соответствующего уточненному графику.
После докомпенсирования повторно списывается остаточная радиодевиация и по ее значениям составляется график радиодевиации.