ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПЛАНЕРА И ЕГО СИСТЕМ 13.1. УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Работа элементов конструкции, систем, узлов и устройств лета­тельных аппаратов протекает в специфических условиях, значи­тельно отличающихся от условий работы наземных машин. Сказы­вается влияние различных, быстро изменяющихся природно-клима­тических факторов (температуры, давления, влажности и др.) и воздействия различных нагрузок статического и динамического характера.

В полете действует эксплуатационные факторы, связанные с режимом полета летательного аппарата, а также с эксплуатацией летательных аппаратов различными экипажами. К эксплуатацией! ным факторам, связанным с особенностями применения летатель­ных аппаратов, относят высоту и скорость — полета, нагрузки, пере­грузки, деформации, вибрации, акустические нагрузки, нагрев эле­ментов конструкции и др. Существенное значение имеют факторы, связанные с работой экипажа. Они зависят от степени квалифика­ции личного состава, качества пилотирования и т. д.

На летательный аппарат оказывают влияние климатические факторы, — вызывающие разложение — сложных веществ и жидкостей, изменение свойств материалов, ркисление материалов и т. д, обу­словливающие ход процессов старения и приводящие при длитель ной эксплуатации к нарушению работоспособности агрегатов авиа­ционной техники. Следует также указать и а факторы, зависящие от технического обслуживания: организацию, квалификацию и под­готовленность инженерно-технического состава, качество выполня­емых работ в различное время суток, качество ремонта, применяе­мого инструмента и технических средств, а также особенности транспортировки и хранения.

Для элементов конструкции планера летательных аппаратов ос­новными факторами, определяющими их надежность, являются механические, тепловые и акустические нагрузки, а также коррози онная стойкость материалов этих элементов. Авиационные конст­рукции обладают рядом специфических особенностей, среди кото­рых выделяется высокая их иагруженность. Стремление к снижению массы конструкции приводит к использованию в авиации минималь­ных — коэффициентов безопасности при расчете «а прочность плане­ра, применению высокопрочных материалов.

Спектр нагрузок, действующих на планер з эксплуатации, очень широк и разнообразен. Так, при рулении, взлете, полете и неспо­койном воздухе и при посадке на самолет действуют переменные нагрузки сравнительно низкой частоты (до 5 Гц), получившие название повторностатических нагрузок. Кроме того, конструкция самолета подвергается воздействию вибрационных и акустических на грузе»;, возникающих при работе газотурбинных двигателей Широк диапазон и температурных условий: от минус 50 до плюс 50° С при стоянке самолета в аэропортах н до минус 60° С (после набора высоты.

Существенное влияние на иагруженность конструктивных эле­ментов самолетов оказывают режимы (руления и состояния по­крытий рулежных л взлетно-посадочных полос (В. ПП).

Все нагрузки, действующие на планер самолета, можно разде­лить на два типа: нагрузки регулярные, (величина и повторяемость которых в течение полета могут быть определены, н нагрузки, ве­личина и чередование которых носят случайный характер. К перво­му типу нагрузок относят аэродинамические ‘Силы при установив­шихся режимах полета, выпуске и уборке шасси, перемещении элементов мехаиизации крыла, а также нагрузки, — возникающие от избыточного давления в герметической кабине. Ко второму типу относят нагрузки, возникающие при полете в турбулентной атмо­сфере и при маневрировании летательного аппарата.

Величины перегрузок, возникающих при полете в турбулентной атмосфере, для транспортных самолетов могут достигать макси­мальных эксплуатационных величин. При это? л величина перегруз­ки зависит от скорости и высоты. полога, массы самолета и вели­чины эффективной составляющей вертикального порыва ветра, вызывающей прирост коэффициента подъемной силы. При динами­ческом возмущении в конструкции плэйера возникают упругие ко­лебания, которые существенно изменяют картину иагружеиия от­дельных конструктивных элементов.

Элементы конструкции планера испытывают значительные на­грузки при посадке и взлете. При этом особенно велик уровень динамических нагрузок. Величина и повторяемость перегрузок при посадке, а следовательно, и динамических нагрузок на элементы конструкции плаиера зависит от величины посадочной массы, по­садочной скорости и характера посадки. При грубой посадке пере­грузи значительно возрастают, особенно в местах крепления кры­ла, оперения, двигателей, шасси, закрылков и др.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПЛАНЕРА И ЕГО СИСТЕМ 13.1. УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ