D-21
США
Беспилотный самолет или стратегический беспилотный летательный аппарат Lockheed D-21 предназначен для выполнения скоростных высотных разведывательных полетов над территорией противника и сброса контейнера с пленкой в конце полета.
Работы по созданию D-21 начались по заданию ЦРУ 10 октября 1962 г. в рамках программы Tagboard. Летательный аппарат оснащался прямоточным BQ3- душно-реакгивным двигателем Marquardt RJ43-MA 11. Он был способен достигать скорости более М=3,6, высоты более 30 км и дальности более 2000 км.
Для запуска первого прототипа D-21А на базе А-12 были специально построены 2 носителя, получившие обозначение М-21 и прозвище «Матушка-гусыня». От базового самолета они отличались кабиной оператора ДПЛА с фонарем, идентичным поздним вариантам SR-71 А, н узлами крепления БИЛА сверху на хво — стопой части фюзеляжа. 14 полете до старта воздухозаборник и сопло двигателя 1)-21Абыли закрыты обтекателями.
І Іервьій полет М-21 был выполнен 1 апреля 1964 г. 22 декабря 1964 г. состоялся первый запуск с D-21, а 5 марта 1966 г. был выполнен первый пуск D-21A, который пролетел 278 км. Во время четвертого запуска I)-21 А.40 июля 1966 г. в районе о. Мидуэй он был «пойман» ударной волной от М-21 и ударился о него. Летчик-испытатель и «офицер управления запуском» катапультировались, но при приземлении в открытом океане последний погиб, когда его высотный компенсирующий костюм набрал воду.
Ввиду потери обоих ЛА полеты М-21 больше не производились, а программа Tagboard была закрыта.
Позже была выпущена модификация D-21В с ракетным ускорителем. Это позволило осуществлять пуски с тяжелых дозвуковых носителей, разгоняя затем D-21B до скоростей, необходимых для запуска его ПВРД. По программе Senior Bowl переоборудовали два самолета-носителя В-52Н, способных нести но 2 БПЛА одновременно. Гигантский бомбардировщик представлялся более безопасной платформой для за-
Сямаяет М-12 с П-21А на фюзеляже |
Jc —
пуска БПЛА, однако «Боинг» при всем желании не мог разогнаться до скорости, необходимой для нормальной работы ПБРД разведчика. Разгонять беспилотник до М=1,5 предстояло жидкостному реактивному ускорителю. Он запускался через 2-5 секунд после сброса и, отработав 90 секунд, отделялся. По окончании разведывательной миссии D-21B должен был снижаться до 18 км и в заданном районе сбрасывать отсек с разведоборудованием, после чего самоликвидироваться. После спуска отсека до высоты 4,5 км раскрывался парашют, и его должен был подхватывать в воздухе специально оборудованный самолет LockheedJC-ІЗОВ Cat’s-Whiskers. Если подхват не удавался, приводнившийся отсек должен был подбираться специальным кораблем, но в ходе реальных операций удачно проходил только первый вариант.
Всего по программе Senior Bowl было осуществлено 17 пусков. Причем во всех случаях В-52Н нестолько один аппарат под правым пилоном. Имеется информация, что не менее четырех раз совершались полеты на выполнение реальных разведывательных заданий. Первый «боевой» запуск D-21B с В-52Н произошел 9 ноября 1969 г. После съемки китайского ядерного полигона у озера Лобнор разведчик не лег на обратный курс, а продолжал полет до выработки топлива. Он был найден советской контрразведкой в нескольких сотнях километров от полигона Тюра — Там (Байконур) и послужил основой для проекта БПЛА «Ворон» ОКБ Туполева. Уже после распада Советского Союза бывшему руководителю Skunk Works, посетившему Москву, были вручены несколько деталей пропавшего разведчика.
——- ІС
Второй «боевой» запуск D-21B произошел 16 декабря 19/0 г. D-21B пролетел почти 5000 км, но самолет JC-130B не смог подхватить отсек, благополучно приводнившийся в Тихом океане. Однако корабль не смог подобрать отсек. Третью разведывательную миссию D-21B выполнил 4 марта 1971 г. Он пролетел 5400 км, а затем потерял полезный груз в море. Четвертая и последняя попытка состоялась 20 марта 1971 г. Эксперты Skunk Works полагали, что БПЛА, вероятно, работал со сбоями и был сбит около Лобнора.
Окончательно программа была закрыта 23 июля 1971 г., а в 1973 г. D-21 был снят с вооружения. Причиной этого стал даже не высокий технический риск, а порочность самой концепции: даже богатейшая страна мира не смогла себе позволить принять на вооружение одноразовый титановый суперскоростной самолет. Стоимость каждого D-21B с учетом эксплуатационных расходов составила 5,5 млн. долларов в ценах 1970 г. Кроме того, вопрос о доставке разведчиком отснятого материала на техническом уровне так и не был решен.
БПЛА D-21B под крылом В-52 |
D-2IA и носитель М-12 |
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Размах крыла, м……………………………………………… 5,80
Длина самолета, м…………………………………………… 13,10
Высота, м………………………………………………………….. 2,20
Масса, кг…………………………………………………………. 5000
Скорость максимальная………………………………. М=3,35
Дальность полета, км…………………………………… до 5000
Практический потолок, м…………………………………… 2900