D-21

США

D-21

Беспилотный самолет или стратегический беспи­лотный летательный аппарат Lockheed D-21 пред­назначен для выполнения скоростных высотных раз­ведывательных полетов над территорией противника и сброса контейнера с пленкой в конце полета.

Работы по созданию D-21 начались по заданию ЦРУ 10 октября 1962 г. в рамках программы Tagboard. Летательный аппарат оснащался прямоточным BQ3- душно-реакгивным двигателем Marquardt RJ43-MA 11. Он был способен достигать скорости более М=3,6, вы­соты более 30 км и дальности более 2000 км.

Для запуска первого прототипа D-21А на базе А-12 были специально построены 2 носителя, получив­шие обозначение М-21 и прозвище «Матушка-гусыня». От базового самолета они отличались кабиной опера­тора ДПЛА с фонарем, идентичным поздним вариан­там SR-71 А, н узлами крепления БИЛА сверху на хво — стопой части фюзеляжа. 14 полете до старта воздухо­заборник и сопло двигателя 1)-21Абыли закрыты об­текателями.

І Іервьій полет М-21 был выполнен 1 апреля 1964 г. 22 декабря 1964 г. состоялся первый запуск с D-21, а 5 марта 1966 г. был выполнен первый пуск D-21A, ко­торый пролетел 278 км. Во время четвертого запуска I)-21 А.40 июля 1966 г. в районе о. Мидуэй он был «пой­ман» ударной волной от М-21 и ударился о него. Лет­чик-испытатель и «офицер управления запуском» ка­тапультировались, но при приземлении в открытом океане последний погиб, когда его высотный ком­пенсирующий костюм набрал воду.

Ввиду потери обоих ЛА полеты М-21 больше не производились, а программа Tagboard была закрыта.

Позже была выпущена модификация D-21В с ракет­ным ускорителем. Это позволило осуществлять пуски с тяжелых дозвуковых носителей, разгоняя затем D-21B до скоростей, необходимых для запуска его ПВРД. По программе Senior Bowl переоборудовали два самолета-носителя В-52Н, способных нести но 2 БПЛА одновременно. Гигантский бомбардировщик представлялся более безопасной платформой для за-

D-21

Сямаяет М-12 с П-21А на фюзеляже

Jc —

пуска БПЛА, однако «Боинг» при всем желании не мог разогнаться до скорости, необходимой для нормаль­ной работы ПБРД разведчика. Разгонять беспилотник до М=1,5 предстояло жидкостному реактивному уско­рителю. Он запускался через 2-5 секунд после сбро­са и, отработав 90 секунд, отделялся. По окончании разведывательной миссии D-21B должен был сни­жаться до 18 км и в заданном районе сбрасывать от­сек с разведоборудованием, после чего самоликви­дироваться. После спуска отсека до высоты 4,5 км раскрывался парашют, и его должен был подхваты­вать в воздухе специально оборудованный самолет LockheedJC-ІЗОВ Cat’s-Whiskers. Если подхват не уда­вался, приводнившийся отсек должен был подбирать­ся специальным кораблем, но в ходе реальных опера­ций удачно проходил только первый вариант.

Всего по программе Senior Bowl было осуществле­но 17 пусков. Причем во всех случаях В-52Н нестоль­ко один аппарат под правым пилоном. Имеется ин­формация, что не менее четырех раз совершались полеты на выполнение реальных разведывательных заданий. Первый «боевой» запуск D-21B с В-52Н про­изошел 9 ноября 1969 г. После съемки китайского ядерного полигона у озера Лобнор разведчик не лег на обратный курс, а продолжал полет до выработки топлива. Он был найден советской контрразведкой в нескольких сотнях километров от полигона Тюра — Там (Байконур) и послужил основой для проекта БПЛА «Ворон» ОКБ Туполева. Уже после распада Со­ветского Союза бывшему руководителю Skunk Works, посетившему Москву, были вручены несколько дета­лей пропавшего разведчика.

——- ІС

Второй «боевой» запуск D-21B произошел 16 дека­бря 19/0 г. D-21B пролетел почти 5000 км, но само­лет JC-130B не смог подхватить отсек, благополучно приводнившийся в Тихом океане. Однако корабль не смог подобрать отсек. Третью разведывательную мис­сию D-21B выполнил 4 марта 1971 г. Он пролетел 5400 км, а затем потерял полезный груз в море. Четвер­тая и последняя попытка состоялась 20 марта 1971 г. Эксперты Skunk Works полагали, что БПЛА, вероятно, работал со сбоями и был сбит около Лобнора.

Окончательно программа была закрыта 23 июля 1971 г., а в 1973 г. D-21 был снят с вооружения. При­чиной этого стал даже не высокий технический риск, а порочность самой концепции: даже богатейшая страна мира не смогла себе позволить принять на во­оружение одноразовый титановый суперскоростной самолет. Стоимость каждого D-21B с учетом эксплуа­тационных расходов составила 5,5 млн. долларов в ценах 1970 г. Кроме того, вопрос о доставке раз­ведчиком отснятого материала на техническом уров­не так и не был решен.

D-21

БПЛА D-21B под крылом В-52

D-21

D-2IA и носитель М-12

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Размах крыла, м……………………………………………… 5,80

Длина самолета, м…………………………………………… 13,10

Высота, м………………………………………………………….. 2,20

Масса, кг…………………………………………………………. 5000

Скорость максимальная………………………………. М=3,35

Дальность полета, км…………………………………… до 5000

Практический потолок, м…………………………………… 2900