Подготовка карты
Подготовка карты и прокладка маршрута полета с применением системы РСБН выполняется обычным порядком. После прокладки маршрута на полетную карту необходимо нанести точки расположения наземных станций (радиомаяков) системы РСБН и определить порядок их использования в полете.
При выборе наземных радиомаяков необходимо учитывать их дальность действия и точность навигационных определений.
После выбора наземных радионавигационных станций и способов их применения на полетную карту целесообразно нанести линии азимутов и дальностей, определить полярные координаты опорных точек маршрута и написать их на карте с указанием номера канала используемой станции (рис. 8.4).
Место расположения наземной станции РСБН обозначается двумя взаимно перпендикулярными отрезками 20X50 мм (отрезок большей длины совмещают с истинным меридианом). Номер ее частотно-кодового канала и позывные записываются вблизи отметки расположения станции.
Рис. 8.4. Подготовка полетной карты для применения РСБН |
Линии азимутов на картах масштаба 1 : 500 000 и крупнее наносятся на удалении до 10 см через 10°, далее — через 5°, а на больших удалениях через 1°.
Линии равных расстояний (орбиты) наносятся всегда через 2 см, независимо от масштаба карты.
Кроме того, при подготовке к полету целесообразно на карте выполнить разметку от наземной угломерно-дальномерной станции для использования РСБН при контроле и исправлении пути. Такой контроль может осуществляться как по боковой радионавигационной станции (РНС), так и по РНС, расположенной вблизи линии пути или на ее продолжении.
Если наземная станция расположена в стороне от линии заданного пути, то для контроля и исправления пути по направлению используются линии равных дальностей, а по дальности — линии азимутов. Наиболее целесообразно в качестве рубежа контроля пути выбирать такую линию азимута, которая пересекает линию заданного пути под углами, близкими к 90 или 270° (рис. 8.5).
В этом случае поправку в курс (ПК) можно формуле
Знак поправки в курс определяется стороной расположения наземной станции относительно линии заданного пути и знаком разности Д0—Д.
Летчик на вертолете практически не имеет возможности определять поправку в курс с помощью навигационной линейки в полете. Поэтому расчеты поправок в курс необходимо выполнять при подготовке к полету, а их значения наносить на полетную карту (рис. 8.6) или рассчитывать значение поправки в курс на величи-
О
7 ПК
44403SM зад
А
Рис. 8.6. Разметка на карте для контроля пути с помощью боковой наземной
станции РСБН
ну линейного бокового уклонения, равную 1 км, тогда в полете поправка в курс определяется по формуле ПК=ДПКнш (Д—До).
Линия опорного азимута может быть использована в качестве рубежа контроля пути по дальности (конец контрольного этапа определения фактической путевой скорости). Для осуществления такого контроля целесообразно рассчитать и нанести на карту таблицу для определения фактической путевой скорости W по времени пролета контрольного этапа э, что позволит по оставшемуся расстоянию полета до цели, ППМ или аэродрома посадки определить оставшееся время полета (рис. 8.6).
Если наземная станция РСБН расположена вблизи линии пути или на ее продолжении, то контроль пути по направлению осуществляется сравнением значений фактического и опорного азимутов на определенном рубеже (линии опорной дальности — рис. 8.7.).
•Рис. 8.7. Контроль пути по направлению с помощью наземной станции РСБН, расположенной вблизи ЛЗП |
Поправка в курс в данном случае определяется по формуле
ПІТ А Д + SoCt) , оч
ПК = ДА—— ———— . (8.3)
‘JnpOocT
где ДА= (Аоп—А)—алгебраическая разность между значениями опорного и фактического азимутов на рубеже контроля пути;
До— удаление рубежа контроля пути от наземной станции РСБН.
1 Практически целесообразно перед полетом для выбранных условий рассчитать величину поправки в курс при изменении опорного и фактического азимутов на 1°, тогда в полете поправка в курс легко определяется по формуле ПК=ДПКі°ДА.
Подготовка карты заключается в нанесении на выбранных рубежах значения поправки в курс, соответствующего изменению азимутов на величину, равную 1°.