Подготовка карты

Подготовка карты и прокладка маршрута полета с применени­ем системы РСБН выполняется обычным порядком. После прок­ладки маршрута на полетную карту необходимо нанести точки расположения наземных станций (радиомаяков) системы РСБН и определить порядок их использования в полете.

При выборе наземных радиомаяков необходимо учитывать их дальность действия и точность навигационных определений.

После выбора наземных радионавигационных станций и спосо­бов их применения на полетную карту целесообразно нанести ли­нии азимутов и дальностей, определить полярные координаты опорных точек маршрута и написать их на карте с указанием но­мера канала используемой станции (рис. 8.4).

Место расположения наземной станции РСБН обозначается двумя взаимно перпендикулярными отрезками 20X50 мм (отрезок большей длины совмещают с истинным меридианом). Номер ее частотно-кодового канала и позывные записываются вблизи отмет­ки расположения станции.

Подготовка карты

Рис. 8.4. Подготовка полетной карты для применения РСБН

Линии азимутов на картах масштаба 1 : 500 000 и крупнее на­носятся на удалении до 10 см через 10°, далее — через 5°, а на больших удалениях через 1°.

Линии равных расстояний (орбиты) наносятся всегда через 2 см, независимо от масштаба карты.

Кроме того, при подготовке к полету целесообразно на карте выполнить разметку от наземной угломерно-дальномерной станции для использования РСБН при контроле и исправлении пути. Та­кой контроль может осуществляться как по боковой радионавига­ционной станции (РНС), так и по РНС, расположенной вблизи линии пути или на ее продолжении.

Если наземная станция расположена в стороне от линии задан­ного пути, то для контроля и исправления пути по направлению используются линии равных дальностей, а по дальности — линии азимутов. Наиболее целесообразно в качестве рубежа контроля пути выбирать такую линию азимута, которая пересекает линию заданного пути под углами, близкими к 90 или 270° (рис. 8.5).

Подпись:

Подготовка карты Подпись: (8.2)

В этом случае поправку в курс (ПК) можно формуле

Знак поправки в курс определяется стороной расположения на­земной станции относительно линии заданного пути и знаком раз­ности Д0—Д.

Летчик на вертолете практически не имеет возможности опре­делять поправку в курс с помощью навигационной линейки в поле­те. Поэтому расчеты поправок в курс необходимо выполнять при подготовке к полету, а их значения наносить на полетную карту (рис. 8.6) или рассчитывать значение поправки в курс на величи-

О

Подпись: А'-ЖПодготовка карты7 ПК

44403SM зад

Подпись: Ьэ б.ао 5.35 5.10 4.45 4.10 W Z40 Z58 Z80 304 334 Ъст 10.00 9.18 8.31 7.51 7.10 А

Рис. 8.6. Разметка на карте для контроля пути с помощью боковой наземной

станции РСБН

ну линейного бокового уклонения, равную 1 км, тогда в полете поправка в курс определяется по формуле ПК=ДПКнш (Д—До).

Линия опорного азимута может быть использована в качестве рубежа контроля пути по дальности (конец контрольного этапа определения фактической путевой скорости). Для осуществления такого контроля целесообразно рассчитать и нанести на карту таблицу для определения фактической путевой скорости W по вре­мени пролета контрольного этапа э, что позволит по оставшемуся расстоянию полета до цели, ППМ или аэродрома посадки опреде­лить оставшееся время полета (рис. 8.6).

Если наземная станция РСБН расположена вблизи линии пути или на ее продолжении, то контроль пути по направлению осуще­ствляется сравнением значений фактического и опорного ази­мутов на определенном рубеже (линии опорной дальности — рис. 8.7.).

Подготовка карты

•Рис. 8.7. Контроль пути по направлению с помощью наземной станции РСБН,

расположенной вблизи ЛЗП

Поправка в курс в данном случае определяется по формуле

ПІТ А Д + SoCt) , оч

ПК = ДА—— ———— . (8.3)

‘JnpOocT

где ДА= (Аоп—А)—алгебраическая разность между значениями опорного и фактического азимутов на рубе­же контроля пути;

До— удаление рубежа контроля пути от наземной станции РСБН.

1 Практически целесообразно перед полетом для выбранных ус­ловий рассчитать величину поправки в курс при изменении опор­ного и фактического азимутов на 1°, тогда в полете поправка в курс легко определяется по формуле ПК=ДПКі°ДА.

Подготовка карты заключается в нанесении на выбранных ру­бежах значения поправки в курс, соответствующего изменению азимутов на величину, равную 1°.