ПРИМЕНЕНИЕ УГЛОМЕРНО-ДАЛЬНОМЕРНЫХ. РАДИОНАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Угломерно-дальномерными радионавигационными системами называются такие системы, которые обеспечивают одновременное измерение пеленга и дальности вертолета с помощью одной радио­навигационной точки (РНТ). К ним относятся радионавигацион­ная система ближней навигации типа РСБН, наземные радиолока­ционные станции и бортовые панорамные радиолокационные стан­ции.

Угломерно-дальномерные системы практически обеспечивают решение многих задач вертолетовождения при полетах на любых высотах и скоростях в простых и сложных метеорологических условиях. Это в значительной степени расширяет тактические и навигационные возможности современных вертолетов.

В настоящей главе рассматривается методика применения угло — мерно-дальномерных систем для решения навигационных задач.

10 Зак. 3270дсп

Наземные радиолокационные станции (РЛС) представляют собой импульсные приемно-передающие радиотехнические устрой­ства. Они позволяют определять направление (азимут) на верто­лет и его удаление от места установки станции. Дальность обнару­жения вертолета с РЛС зависит от высоты полета, т. е. чем боль­ше высота полета, тем больше дальность обнаружения.

Наземные радиолокационные станции предназначены, главным образом, для обнаружения воздушных целей противника и наве­дения на них своих истребителей. Однако они могут также успеш­но применяться для решения следующих задач вертолетовождения: — определения местонахождения вертолета с помощью данных, Полученных с земли по запросу экипажа;

ПРИМЕНЕНИЕ УГЛОМЕРНО-ДАЛЬНОМЕРНЫХ. РАДИОНАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ

— определения навигационных элементов полета на земле и в воздухе;

— вывода вертолета в район цели (площадки десантирования);

— контроля полета вертолета по заданному маршруту;

— вывода вертолета на аэродром посадки и захода на посадку;

— организации построения, встречи и роспуска боевых поряд­ков.

Эти задачи могут решаться с помощью радиолокационной стан­ции в том случае, если вертолет находится в ее зоне обнаружения. Определение места вертолета осуществляется дежурным штурма­ном КП с помощью карты (планшета) по координатам (азимуту и дальности), полученным от оператора РЛС или снятым непос­редственно с экрана станции.

Место вертолета на карте получается в результате прокладки двух линий положения в точке их пересечения. Одна из этих линий является ортодромией, которая проводится под углом, равным из­меренному азимуту, от истинного меридиана, проходящего через точку расположения станции. Другая линия положения — дуга окружности, радиус которой равен удалению вертолета от РЛС, с центром в точке расположения станции (рис. 8.1). Точность оп­ределения места вертолета с помощью современных РЛС харак­теризуется средней квадратической радиальной ошибкой г, кото­рая определяется по формуле

г = У(рД)г +1(0,0170 А Д) (8.1)

где стД—средняя квадратическая ошибка определения дальности;

стА — Средняя квадратическая ошибка определения азимута;

Д—Удаление вертолета от радиолокационной станции.

Точность определения полярных координат вертолета с по­мощью современных РЛС характеризуется погрешностью измере­ния азимута аА = 1° и дальности аД = 2,5 км.

Полученное место вертолета сообщается на борт экипажу с указанием времени, к которому оно относится. Место вертолета может быть определено экипажем непосредственно на борту вертолета по значениям азимута и дальности, полученным с на­земной РЛС.

Для сокращения времени на определение места вертолета в полете на полетной карте заблаговременно наносится азиму — тально-дальномерная сетка. Линии азимутов наносятся через 10° до удаления 10—15 см от точки РЛС, далее через 5°. Оциф­ровка азимутальных линий производится через 10°. Линии равных расстояний (дуги дальностей) наносятся и оцифровываются через 2 см независимо от масштаба карты. Чтобы не перегружать кар­ту, азимутально-дальномерную сетку можно накосить только вдоль маршрута полета.

При использовании РЛС для вывода вертолета на цель (пло­щадку десантирования) азимутально-дальномерную сетку рекомен­дуется наносить в секторе 12—16° (по 6—8°) в обе стороны от линии пути. Линии азимутов до удаления от РЛС 40—50 км нано­сятся через 4°, далее — через 2°, а дуги дальностей — через 4 км. Координаты (азимут и дальность) точки начала боевого пути (НБП) и цели, исходного ориентира, центра площадки и точки начала снижения (при полете на площадку) указываются на кар­те. Образец подготовки полетной карты показан на рис. 8.2.

По нескольким отметкам места вертолета дежурный штурман командного пункта (КП) или экипаж в полете могут установить линию фактического пути вертолета, определить его фактический путевой угол, путевую скорость и другие навигационные элементы. Экипажу с земли, как правило, передаются координаты места вер­толета или значения азимута и дальности.

Вывод вертолета на цель (площадку десантирования) осущест­вляется дежурным штурманом КП с помощью планшета наведения или непосредственно по экрану индикатора кругового обзора. Для этого на них предварительно наносятся линия заданного пути и цель (рис. 8.3). Дежурный штурман по данным, полученным с по­мощью РЛС, периодически наносит отметки места вертолета на планшете или экране индикатора и определяет линию фактическо­го пути вертолета. Путем сравнения линии фактического пути с заданной он определяет уклонение вертолета от линии заданного пути и дает команду экипажу на доворот вертолета для выхода на цель.

Возможность определения места вертолета в любых метеороло­гических условиях позволяет применять наземные радиолокацион­ные станции для проводки вертолетов по маршруту в целях объек-

Д зг я

ПРИМЕНЕНИЕ УГЛОМЕРНО-ДАЛЬНОМЕРНЫХ. РАДИОНАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ

тивного контроля, а также в случае необходимости оказания помо­щи экипажам в полете.

Контроль за точностью полета вертолета по заданному марш­руту, организация построения, встречи и роспуска боевых поряд­ков, а также вывод вертолетов на аэродром посадки выполняются дежурным штурманом КП или КДП так же, как и вывод верто­лета на цель (площадку десантирования).

ПРИМЕНЕНИЕ УГЛОМЕРНО-ДАЛЬНОМЕРНЫХ. РАДИОНАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ