ЛОПАСТЬ НЕСУЩЕГО ВИНТА
Лопасть несущего винта вертолета —смешанной конструкции, состоит из стального трубчатого лонжерона и деревянного каркаса, обшитого фанерой и полотняной обшивкой (фиг. 168).
Каждая из четырех лопастей соединяется с втулкой несущего винта, имеющей горизонтальный, вертикальный и осевой шарниры, гребенчатых! наконечником с помощью двух болтов из стали 18ХНВА диаметром 22 мм. Лонжерон состоит и. з гребенчатого’ наконечника и двух труб 11 ере ме 11 н о го с ечен и я.
Наконечник изготовлен из стали 18ХНВА и термически обработан до ъь = 10 кг/мм’2. Для защиты от коррозии наконечник кадмнрован.
Наконечник насаживается на комлевую трубу и соединяется с пей и бужем, вставленным в трубу для усиления ее в комлевой части 6-мм хромомодибденовыми заклепками. Равномерность нагружения заклепок и плавность перехода жесткости обеспечивается наличием длинных усов на цилиндрической части наконечника.
Комлевой буж изготовлен из хромансилевой трубы бечепнем 76Х Х71 мм н термически обработан до — 110 кг/мм2.
Комлевая труба длиной 3632 мм имеет со стороны наконечника диаметр 85 мм, а со стороны стыка с концевой трубой — диаметр 80 мм, с переходом от одного диаметра к другом)’ длиной 150 мм в районе нервюры № 10.
Концевая труба длиной 6419 мм имеет переменное сечение и толщину стенки от 3,25 мм у комля до 1,4 мм па конце трубы.
Комлевая часть концевой трубы в районе стыка имеет круглое сече пис диаметром 70 мм, которое переходит в эллиптическое сечение с осями 86,6X48 мм на средней части трубы, а затем с осями 61,5X35 мм па конце трубы.
Обе трубы термически обработаны до ПО кг/мм2 и полируются к продольном направлении до чистоты поверхности, соответствующей классу VV V 8-
Комлевая и концевая трубы соединены стальными заклепками диаметром 6 лиг.
Для заполнения зазора между внутренним диаметром комлевой трубы и наружным диаметром концевой трубы на стыке поставлен трубчатый буж из стали ЗОХГСА.
Для равномерного распределения нагрузки па заклепки и. постепенного включения в работу трубы и буж на участке стыка имеют длинные усы. Ранее выпускавшиеся лопасти с ресурсом 150 час. имели средний стык с болтовым соединением и короткие усы. Стык ‘труб находится на участке нервюр № 15—17.
Крепление нервюры к лонжерону
Узел А
( типовое крепление)
Нервюры крепятся к лонжерону при помощи стальных розеток ‘В виде штампованных фланцев, изготовленных из листовой стали толщиной 0,8 м-м.
Розетки приклепаны к нервюрам дуралюминовыми заклепками, а к лонжерону крепятся при помощи пайки и двух стальных заклепок, расположенных по нейтральной оси лонжерона. Розетки нервюр № 1—2 к лонжерону не приклепываются.
Крепление нервюр № 3—15 усилено дополнительными хомутами, затягиваемыми болтами на лонжероне. Хомут совместно с розеткой соединяется с нервюрой болтами.
Часть нервюр, стоящих па стыках или на переходных участках, закреплена на лонжероне хомутами вместо розеток.
Лопасть имеет 57 основных нервюр, два раскоса между нервюрами №, 8—9 и 15—16 и три дополнительных нервюры v замков (у нервюр № 8, 15 и 27).
Нервюры № 1, 8, 15 и 27-—57 изготовлены из сосновых досок, оклеенных с двух сторон фанерой толщиной 1 мм. Остальные нервюры изготовлены из набора реек, стоек и бобышек, обшитых с двух сторон фанерными стенками толщиной 1 млі.
Нервюры имеют отверстия облегчения. На нервюрах, к которым кренится полотняная обшивка, имеются рейки для пришивки полотна.
Нервюры в носовой и хвостовой частях связаны стрингерами. Носовые стрингеры изготовлены из бука и крепятся к нервюрам при помощи уголков на клею и гвоздях. Хвостовые стрингеры сосновые, крепятся к нервюрам (на участках с полотном) при помощи фанерных книц н обшиты сверху и снизу фанерными накладками, в концевой же части лопасти вклеены между верхней и нижней обшивками.
На участке от нервюры № 20 до нервюры № 57 в носовой стрингер вклеен противовес в виде прямоугольной полосы из стали 20. К противовесу приварены пластины, которыми он крепится к кронштейнам при помощи болтов.
Кронштейны имеют хомуты из стали 20, к которым приварены ребра из стали ЗОХГСА-Л2. Хомуты кронштейнов затягиваются болтами и припаиваются к лонжерону ГЮС-40.
Кронштейны расположены между нервюрами № 22—23; 26—27; 31 — 32; 36—37; 41—42; 47—48 и 52—53.
Каркас оклеен фанерной обшивкой толщиной 1,5 мм на участках от нервюры № 1 до нервюры № 4 и от нервюры № 27 до конца лопасти полностью, а на остальных участках — только в носовой части. Направление волокон фанеры под углом 45° к продольной оси лопасти. От нервюры № 1 до нервюры М? 28 фанера трехслойная, а между нервюрами № 28—57—пятислойная. У нервюр JVb 8, 15 и 27 задний стрингер разрезан, и в этих местах установлены дополнительные хвостики нервюр.
Эти разрезы сделаны для того, чтобы компенсировать деформации лопасти по хвостикам при нагружении лопасти изгибающими моментами в плоскости вращения. Щель между основными и дополнительными нервюрами перекрыта кожаной лентой. Кожа к каркасу лопасти крепится путем приклейки полотняных лент, пришитых к коже. Весь каркас лопасти внутри и снаружи антисептирован и покрыт эмалью ДД-118Б изнутри.
Комлевая часть лопасти (от нервюры № 1 до нервюры № 27) обтянута поверх фанерной обшивки полотном ACT -100 с прошивкой по хвостикам нервюр. Остальная часть лопасти (от нервюры № 27 до нервюрі)! № 57) оклеена поверх фанерной обшивки полотном АОД.
Для обеспечения плавного перехода от фанерной обшивки к полотняной фанерная обшивка носка заканчивается язычковыми выступами, оклеенными полотном. Между нервюрами Х!> 35 ip № 40 к хвостовому
стрингеру лопастей приклепан закрылок в виде дуралюмпновои пластины, выполненной из двух плагин толщиной 1,5 и 1 мм.
В комле у нервюры ЛЬ 1 до гребенки наконечника устанавливается съемный обтекатель из листового алюминиевого сплава марки АМцГІ толщиной 1 мм; отверстие под выход наконечника окантовано нержавеющей сталью.
Обтекатель крепится к лопасти при помощи шурупов по периметру нервюры № 1.
Внутри обтекателя установлены для сохранения формы дуралюми — повые диафрагмы с выштамповаппыми отверстиями облегчения. Диафрагмы крепятся к обтекателю на заклепках.
По всей длине лопасти па самом носке устанавливаются разрезные оковки из нержавеющей стали толщиной 0,6—0,8 мм. Оковки крепятся шурупами. На лопастях первой серии головки шурупов опаивались оловянным сплавом и зачищались по контуру дужки. На лопастях последующих серий шурупы ставятся на клею и головки шурупов оплавляются капроновой тканью с последующей зачисткой по контуру дужки.
С внутренней стороны каждой оковки в самом носке припаян желобок, по которому протекает противообледенительная жидкость.
Для этой же дели 15 самом носике оковки просверлены отверстия в два ряда диаметром 0,8 мм (шаг 30 мм). К желобкам жидкость подается по медным трубкам, проложенным в носке лопасти и прикрываемым оковками.
На конце лопасти устанавливается обтекатель, изготовленный из липы и ясеня. В обтекателе монтируется контурный огонь, обозначающий контур площади, омстаемой несущим винтом. Проводка для этого огня проложена также в носке лопасти под оковками.
.Лакокрасочное покрытие лопасти выполнено следующим образом. Оклейка фанеры и первые покрытия полотна произведены с помощью нитроклея ЛК-20.
Фанерованные участки шпаклюются и шлифуются водоупорными шкурками № 100—150; затем наносится промежуточный грунт 9-32 с добавлением алюминиевой пудры.
Окончательное окрашивание производится перхлорвшшловыми красками по специальной инструкции ВИЛМ.
Верх лопасти имеет окраску темпо-зеленого цвета, низ лопасти — серо-голубого.
После покраски поверхность лопасти полируется пастой № 290 и полировочной водой, изготовленной из пасты № 18. Кожа замков смазывается рыбьим жиром.
При комплектовке несущего винта лопасти балансируются в продольном направлении. Для этого при помощи свинцовых грузов, закладываемых в стаканчик, в лонжероне, у нервюры № 57, уравновешиваются статические моменты лопастей.
Поперечная балансировка лопасти должна быть такой, чтобы разница в положении центра тяжести лопасти по хорде в паре лопастей была не более 2 мм. При балансировке лопастей в системе всего винта учитывается вес поводков лопастей, и окончательная балансировка производится путем подсчета, указанного в инструкции по продольной ба — л а і тс и р ов ке лопасти.
Так как окончательной балансировкой лопасти нс всегда можно устранить неуравновешенность, то при производстве все детали, идущие на сборку лопасти, должны взвешиваться и комплектоваться по статическому моменту относительно оси вращения.
При такой системе комплектовки лопасти достигается наибольшая уравновешенность не только всей лопасти, по и отдельных ее участков. 192
Закрылок на лопасти служит для изменения моментных характеристик лопасти.
Более подробно вопрос о балансировке лопастей и регулировке со- конусности изложен в инструкции по эксплуатации вертолета.
Весь технологический процесс изготовления лопастей строго регламентирован в части производства и очередности всех операций, что особенно важно для деревянных конструкций, где высокое качество изготовления может быть обеспечено лишь при соблюдении продолжительности выдержки температуры, способов нанесения клея, подготовки деталей к склейке и др.
По этой причине все виды ремонта лопастей в эксплуатации должны производиться в строгом соответствии с указаниями «Временной инструкции по ремонту лопастей вертолета в полевых условиях», Оборон — гиз, 1954.