ЛОПАСТЬ НЕСУЩЕГО ВИНТА

Лопасть несущего винта вертолета —смешанной конструкции, со­стоит из стального трубчатого лонжерона и деревянного каркаса, обши­того фанерой и полотняной обшивкой (фиг. 168).

Каждая из четырех лопастей соединяется с втулкой несущего вин­та, имеющей горизонтальный, вертикальный и осевой шарниры, гребен­чатых! наконечником с помощью двух болтов из стали 18ХНВА диамет­ром 22 мм. Лонжерон состоит и. з гребенчатого’ наконечника и двух труб 11 ере ме 11 н о го с ечен и я.

Наконечник изготовлен из стали 18ХНВА и термически обработан до ъь = 10 кг/мм’2. Для защиты от коррозии наконечник кадмнрован.

Наконечник насаживается на комлевую трубу и соединяется с пей и бужем, вставленным в трубу для усиления ее в комлевой части 6-мм хромомодибденовыми заклепками. Равномерность нагружения заклепок и плавность перехода жесткости обеспечивается наличием длинных усов на цилиндрической части наконечника.

Комлевой буж изготовлен из хромансилевой трубы бечепнем 76Х Х71 мм н термически обработан до — 110 кг/мм2.

Комлевая труба длиной 3632 мм имеет со стороны наконечника диа­метр 85 мм, а со стороны стыка с концевой трубой — диаметр 80 мм, с переходом от одного диаметра к другом)’ длиной 150 мм в районе нер­вюры № 10.

Концевая труба длиной 6419 мм имеет переменное сечение и тол­щину стенки от 3,25 мм у комля до 1,4 мм па конце трубы.

Комлевая часть концевой трубы в районе стыка имеет круглое сече пис диаметром 70 мм, которое переходит в эллиптическое сечение с ося­ми 86,6X48 мм на средней части трубы, а затем с осями 61,5X35 мм па конце трубы.

Обе трубы термически обработаны до ПО кг/мм2 и полируются к продольном направлении до чистоты поверхности, соответствующей классу VV V 8-

Комлевая и концевая трубы соединены стальными заклепками диа­метром 6 лиг.

Для заполнения зазора между внутренним диаметром комлевой тру­бы и наружным диаметром концевой трубы на стыке поставлен трубча­тый буж из стали ЗОХГСА.

Для равномерного распределения нагрузки па заклепки и. постепен­ного включения в работу трубы и буж на участке стыка имеют длинные усы. Ранее выпускавшиеся лопасти с ресурсом 150 час. имели средний стык с болтовым соединением и короткие усы. Стык ‘труб находится на участке нервюр № 15—17.

Крепление нервюры к лонжерону

Узел А

( типовое крепление)

Нервюры крепятся к лонжерону при помощи стальных розеток ‘В ви­де штампованных фланцев, изготовленных из листовой стали толщиной 0,8 м-м.

Розетки приклепаны к нервюрам дуралюминовыми заклепками, а к лонжерону крепятся при помощи пайки и двух стальных заклепок, рас­положенных по нейтральной оси лонжерона. Розетки нервюр № 1—2 к лонжерону не приклепываются.

Крепление нервюр № 3—15 усилено дополнительными хомутами, за­тягиваемыми болтами на лонжероне. Хомут совместно с розеткой сое­диняется с нервюрой болтами.

Часть нервюр, стоящих па стыках или на переходных участках, за­креплена на лонжероне хомутами вместо розеток.

Лопасть имеет 57 основных нервюр, два раскоса между нервюрами №, 8—9 и 15—16 и три дополнительных нервюры v замков (у нервюр № 8, 15 и 27).

Нервюры № 1, 8, 15 и 27-—57 изготовлены из сосновых досок, окле­енных с двух сторон фанерой толщиной 1 мм. Остальные нервюры из­готовлены из набора реек, стоек и бобышек, обшитых с двух сторон фа­нерными стенками толщиной 1 млі.

Нервюры имеют отверстия облегчения. На нервюрах, к которым кре­нится полотняная обшивка, имеются рейки для пришивки полотна.

Нервюры в носовой и хвостовой частях связаны стрингерами. Носо­вые стрингеры изготовлены из бука и крепятся к нервюрам при помощи уголков на клею и гвоздях. Хвостовые стрингеры сосновые, крепятся к нервюрам (на участках с полотном) при помощи фанерных книц н обшиты сверху и снизу фанерными накладками, в концевой же части лопасти вклеены между верхней и нижней обшивками.

На участке от нервюры № 20 до нервюры № 57 в носовой стрингер вклеен противовес в виде прямоугольной полосы из стали 20. К проти­вовесу приварены пластины, которыми он крепится к кронштейнам при помощи болтов.

Кронштейны имеют хомуты из стали 20, к которым приварены реб­ра из стали ЗОХГСА-Л2. Хомуты кронштейнов затягиваются болтами и припаиваются к лонжерону ГЮС-40.

Кронштейны расположены между нервюрами № 22—23; 26—27; 31 — 32; 36—37; 41—42; 47—48 и 52—53.

Каркас оклеен фанерной обшивкой толщиной 1,5 мм на участках от нервюры № 1 до нервюры № 4 и от нервюры № 27 до конца лопасти полностью, а на остальных участках — только в носовой части. Направле­ние волокон фанеры под углом 45° к продольной оси лопасти. От нер­вюры № 1 до нервюры М? 28 фанера трехслойная, а между нервюрами № 28—57—пятислойная. У нервюр JVb 8, 15 и 27 задний стрингер разре­зан, и в этих местах установлены дополнительные хвостики нервюр.

Эти разрезы сделаны для того, чтобы компенсировать деформации лопасти по хвостикам при нагружении лопасти изгибающими моментами в плоскости вращения. Щель между основными и дополнительными нер­вюрами перекрыта кожаной лентой. Кожа к каркасу лопасти крепится путем приклейки полотняных лент, пришитых к коже. Весь каркас лопа­сти внутри и снаружи антисептирован и покрыт эмалью ДД-118Б из­нутри.

Комлевая часть лопасти (от нервюры № 1 до нервюры № 27) обтя­нута поверх фанерной обшивки полотном ACT -100 с прошивкой по хво­стикам нервюр. Остальная часть лопасти (от нервюры № 27 до нервю­рі)! № 57) оклеена поверх фанерной обшивки полотном АОД.

Для обеспечения плавного перехода от фанерной обшивки к полот­няной фанерная обшивка носка заканчивается язычковыми выступами, оклеенными полотном. Между нервюрами Х!> 35 ip № 40 к хвостовому

стрингеру лопастей приклепан закрылок в виде дуралюмпновои пласти­ны, выполненной из двух плагин толщиной 1,5 и 1 мм.

В комле у нервюры ЛЬ 1 до гребенки наконечника устанавливается съемный обтекатель из листового алюминиевого сплава марки АМцГІ толщиной 1 мм; отверстие под выход наконечника окантовано нержавею­щей сталью.

Обтекатель крепится к лопасти при помощи шурупов по периметру нервюры № 1.

Внутри обтекателя установлены для сохранения формы дуралюми — повые диафрагмы с выштамповаппыми отверстиями облегчения. Диа­фрагмы крепятся к обтекателю на заклепках.

По всей длине лопасти па самом носке устанавливаются разрезные оковки из нержавеющей стали толщиной 0,6—0,8 мм. Оковки крепятся шурупами. На лопастях первой серии головки шурупов опаивались оло­вянным сплавом и зачищались по контуру дужки. На лопастях после­дующих серий шурупы ставятся на клею и головки шурупов оплавляются капроновой тканью с последующей зачисткой по контуру дужки.

С внутренней стороны каждой оковки в самом носке припаян же­лобок, по которому протекает противообледенительная жидкость.

Для этой же дели 15 самом носике оковки просверлены отверстия в два ряда диаметром 0,8 мм (шаг 30 мм). К желобкам жидкость по­дается по медным трубкам, проложенным в носке лопасти и прикрывае­мым оковками.

На конце лопасти устанавливается обтекатель, изготовленный из липы и ясеня. В обтекателе монтируется контурный огонь, обозначаю­щий контур площади, омстаемой несущим винтом. Проводка для этого огня проложена также в носке лопасти под оковками.

.Лакокрасочное покрытие лопасти выполнено следующим образом. Оклейка фанеры и первые покрытия полотна произведены с помощью нитроклея ЛК-20.

Фанерованные участки шпаклюются и шлифуются водоупорными шкурками № 100—150; затем наносится промежуточный грунт 9-32 с до­бавлением алюминиевой пудры.

Окончательное окрашивание производится перхлорвшшловыми крас­ками по специальной инструкции ВИЛМ.

Верх лопасти имеет окраску темпо-зеленого цвета, низ лопасти — се­ро-голубого.

После покраски поверхность лопасти полируется пастой № 290 и полировочной водой, изготовленной из пасты № 18. Кожа замков сма­зывается рыбьим жиром.

При комплектовке несущего винта лопасти балансируются в продоль­ном направлении. Для этого при помощи свинцовых грузов, закладывае­мых в стаканчик, в лонжероне, у нервюры № 57, уравновешиваются ста­тические моменты лопастей.

Поперечная балансировка лопасти должна быть такой, чтобы раз­ница в положении центра тяжести лопасти по хорде в паре лопастей была не более 2 мм. При балансировке лопастей в системе всего винта учитывается вес поводков лопастей, и окончательная балансировка про­изводится путем подсчета, указанного в инструкции по продольной ба — л а і тс и р ов ке лопасти.

Так как окончательной балансировкой лопасти нс всегда можно уст­ранить неуравновешенность, то при производстве все детали, идущие на сборку лопасти, должны взвешиваться и комплектоваться по статиче­скому моменту относительно оси вращения.

При такой системе комплектовки лопасти достигается наибольшая уравновешенность не только всей лопасти, по и отдельных ее участков. 192

Закрылок на лопасти служит для изменения моментных характери­стик лопасти.

Более подробно вопрос о балансировке лопастей и регулировке со- конусности изложен в инструкции по эксплуатации вертолета.

Весь технологический процесс изготовления лопастей строго регла­ментирован в части производства и очередности всех операций, что осо­бенно важно для деревянных конструкций, где высокое качество изго­товления может быть обеспечено лишь при соблюдении продолжитель­ности выдержки температуры, способов нанесения клея, подготовки де­талей к склейке и др.

По этой причине все виды ремонта лопастей в эксплуатации должны производиться в строгом соответствии с указаниями «Временной ин­струкции по ремонту лопастей вертолета в полевых условиях», Оборон — гиз, 1954.