ЗАМЕНА, КОНСЕРВАЦИЯ И РАСКОНСЕРВАЦИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

Замену двигателей иа летательном аппарате производят при от­работке двигателем ресурса, а также в случае появлении неисправ­ностей, которые нельзя устранить в эксплуатационных условиях. При замене двигателей тщательно дефектируют их крепление, не­разрушающими физическими методами контроля проверяют узлы — креплеиия. Кроме того, выполняют обслуживание топливной, масля­ной систем, включающее промывку и тщательную дефектацию маслобаков, маслорадиаторов, трубопроводов и других элементов. Производят также тщательную дефектацию и регулировку систем. 232

■управления двигателем, осмотр выхлопной системы и других эле­ментов силовой установки

Процесс замены двигателя включает следующие основные тех­нологические операции; консервацию и расконсервацию, демонтаж­ные и монтажные работы, работы по промывке систем и их дефек­тации, регулировочные работы. Замена диигателей обычно являет­ся трудоемким и сложным видом технического обслуживания. Трудоемкость процесса замены двигателей зависит от приспособ­ленности конструкции силовой установки и организации техниче­ского обслуживания. Приспособленность конструкции силовой уста­новки к быстрой замене двигателя обеспечивается следующими основными мероприятиями;

конструктивной возможностью одновременной замены двигате­ля, агрегатов и других элементов силовой установки без предвари­тельного их демонтажа с самолета;

быстроразъемными и самоцентрирующими соединениями систем силовой установки;

расположением разъемов соединений систем силовой установки преимущественно в одной плоскости;

унификацией двигательных установок, обеспечивающей воз­можность установки двигателя в любое самолетное гнездо;

обеспечением возможности удобного подхода к такелажным узлам двигателя;

заблаговременным монтажом элементов быстросъемиой силовой установки на специальном стенде;

возможностью расконсервации и консервации двигателя вне ■самолета.

С целью обеспечения быстрой замены двигателей и выполнения высокого качества монтажных работ предварительный монтаж •силовой установки производят в специальных участках АТБ, обору­дованных такелажными устройствами, моечными агрегатами, стен­дами монтажа двигателей и другими необходимыми приспособле­ниями. Все разъемные соединения после монтажа должны быть тщательно проверены и законтрены. После монтажа топливные и масляные системы проверяют на герметичность под давлением.

Двигатели, снимаемые с самолета, должны быть законсервиро­ваны. При этом выполняют наружную и внутреннюю консервацию двигателей. При наружной консервации очищают поверхность дви­гателя и агрегатов от пыли, грязи и масляных пятен. Все полости, трубопроводы и отверстия двигателя, имеющие непосредственное ■сообщение с атмосферой, закрывают предохранительными заглуш­ками.

Внутреннюю консервацию выполняют на летательном аппарате ■или на специальном стенде. Перед консервацией заменяют масло и промывают масляные и топливные фильтры. Внутренняя консер­вация заключается в заполнении чистым маслом топливной систе­мы двигателя. Для консервации двигателя необходимо иметь спе­циальную установку с баком емкостью 30—50 л, обеспечивающую принудительную подачу масла в магистраль топливной системы

двигателя под давлением 0,1—0,2 МПа, а также возможностыпере — вода питания двигателя с топлива на масло. Для консервации ус­тановку подключают к специальным штуцерам топливной системы двигателя.

Внутренняя консервация может выполняться «горячим» спосо­бом. Для этого двигатель запускают и после работы па режиме малого газа 1—2 мин переводят питание его на масло После вы­работки 15—20 л масла двигатель останавливают. В связи с тем, что при внутренней консервации необходимо заполнять маслом топ­ливную систему, эту операцию можно выполнять в процессе холод­ной прокрутки двигателя, предварительно обеспечив возможность подачи топлива в оба контура рабочих форсунок.

Для этого можно специальным переходником соединить оба топливные коллектора или подрегулировать клапан включения второго контура форсунок.

Расконсервация двигателя выполняется путем «ложного» за­пуска двигателя, при котором производится прокрутка ротора с подачей топлива в топливную систему двигателя при выключенной системе зажигания.

■После замены двигателя производят регулировку системы уп­равления двигателем, проверяют работу двигателя. Производят тщательную дефектацию всех разъемных соединений, осмотр и — про­мывку топливных и масляных фильтров.