ЗАМЕНА, КОНСЕРВАЦИЯ И РАСКОНСЕРВАЦИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ
Замену двигателей иа летательном аппарате производят при отработке двигателем ресурса, а также в случае появлении неисправностей, которые нельзя устранить в эксплуатационных условиях. При замене двигателей тщательно дефектируют их крепление, неразрушающими физическими методами контроля проверяют узлы — креплеиия. Кроме того, выполняют обслуживание топливной, масляной систем, включающее промывку и тщательную дефектацию маслобаков, маслорадиаторов, трубопроводов и других элементов. Производят также тщательную дефектацию и регулировку систем. 232
■управления двигателем, осмотр выхлопной системы и других элементов силовой установки
Процесс замены двигателя включает следующие основные технологические операции; консервацию и расконсервацию, демонтажные и монтажные работы, работы по промывке систем и их дефектации, регулировочные работы. Замена диигателей обычно является трудоемким и сложным видом технического обслуживания. Трудоемкость процесса замены двигателей зависит от приспособленности конструкции силовой установки и организации технического обслуживания. Приспособленность конструкции силовой установки к быстрой замене двигателя обеспечивается следующими основными мероприятиями;
конструктивной возможностью одновременной замены двигателя, агрегатов и других элементов силовой установки без предварительного их демонтажа с самолета;
быстроразъемными и самоцентрирующими соединениями систем силовой установки;
расположением разъемов соединений систем силовой установки преимущественно в одной плоскости;
унификацией двигательных установок, обеспечивающей возможность установки двигателя в любое самолетное гнездо;
обеспечением возможности удобного подхода к такелажным узлам двигателя;
заблаговременным монтажом элементов быстросъемиой силовой установки на специальном стенде;
возможностью расконсервации и консервации двигателя вне ■самолета.
С целью обеспечения быстрой замены двигателей и выполнения высокого качества монтажных работ предварительный монтаж •силовой установки производят в специальных участках АТБ, оборудованных такелажными устройствами, моечными агрегатами, стендами монтажа двигателей и другими необходимыми приспособлениями. Все разъемные соединения после монтажа должны быть тщательно проверены и законтрены. После монтажа топливные и масляные системы проверяют на герметичность под давлением.
Двигатели, снимаемые с самолета, должны быть законсервированы. При этом выполняют наружную и внутреннюю консервацию двигателей. При наружной консервации очищают поверхность двигателя и агрегатов от пыли, грязи и масляных пятен. Все полости, трубопроводы и отверстия двигателя, имеющие непосредственное ■сообщение с атмосферой, закрывают предохранительными заглушками.
Внутреннюю консервацию выполняют на летательном аппарате ■или на специальном стенде. Перед консервацией заменяют масло и промывают масляные и топливные фильтры. Внутренняя консервация заключается в заполнении чистым маслом топливной системы двигателя. Для консервации двигателя необходимо иметь специальную установку с баком емкостью 30—50 л, обеспечивающую принудительную подачу масла в магистраль топливной системы
двигателя под давлением 0,1—0,2 МПа, а также возможностыпере — вода питания двигателя с топлива на масло. Для консервации установку подключают к специальным штуцерам топливной системы двигателя.
Внутренняя консервация может выполняться «горячим» способом. Для этого двигатель запускают и после работы па режиме малого газа 1—2 мин переводят питание его на масло После выработки 15—20 л масла двигатель останавливают. В связи с тем, что при внутренней консервации необходимо заполнять маслом топливную систему, эту операцию можно выполнять в процессе холодной прокрутки двигателя, предварительно обеспечив возможность подачи топлива в оба контура рабочих форсунок.
Для этого можно специальным переходником соединить оба топливные коллектора или подрегулировать клапан включения второго контура форсунок.
Расконсервация двигателя выполняется путем «ложного» запуска двигателя, при котором производится прокрутка ротора с подачей топлива в топливную систему двигателя при выключенной системе зажигания.
■После замены двигателя производят регулировку системы управления двигателем, проверяют работу двигателя. Производят тщательную дефектацию всех разъемных соединений, осмотр и — промывку топливных и масляных фильтров.