Ручное управление

Ручное управление состоит из колонки управления, системы тяг и ка­чалок, двух гидроусилителей РП-35 и автомата перекоса. Одна линия проводки с гидроусилителем предназначена для продольного управле­ния, вторая — для поперечного управления (рис. 117).

Гидроусилители в линиях про­дольного и поперечного уйравле^- ния включены по необратимой схеме и служат для усиления воз­действия пилота на тарелку авто­мата перекоса. При необратимом управлении усилия от несущего винта на ручку управления не пе­редаются. Основной особенностью такого управления является неза-‘ висимость усилий на ручке от ве­личины и знака шарнирного мо­мента при любом режиме полета вертолета. При установленных в цепях управления гидроусилите­лях управление вертолетом сво­дится к тому, что пилот, отклоняя ручку, перемещает золотник гид­роусилителя относительно испол­нительного штока, на что затра­чивается незначительное усилие.

Для создания необходимого градиента усилий на ручке управ­ления, а также для снятия уси­лий с ручки на установившихся режимах полета в линиях про: дольного и поперечного управле­ния имеются загрузочные меха­низмы. Управление этими меха­низмами осуществляется пере-’ ключателем, установленным в верхней части ручки управления. Такая установка переключателя позволяет снимать усилия с руч­ки управления, не отпуская ее, включая переключатель большим пальцем правой руки. Кроме того, на левом пульте управления в кабине пилота установлены пере­ключатели для дублирующего управления загрузочными меха-’ низмами при отказе восьмипози­ционного переключателя на ручке управления. При выходе из строя вось­мипозиционного переключателя на ручке необходимо переключатель на левом пульте переставить из положения «Ручка» в положение «Дублиру­ющее» и управлять загрузочными механизмами двумя нажимными пере­ключателями. Один из них служит для управления в продольном направ­лении, а другой —в поперечном.

Колонка ручного управления (рис. 118) состоит из ручки 1, штампо­ванного вала-траверсы 7, кронштейна 5, двуплечей качалки, установлен­ной на шлицевом валике 6, изготовленном из стали ЗОХГСА. Для удоб­ства управления колонка смещена влево от оси симметрии вертолета.

Ручка управления состоит из изогнутой хроманеилевой трубы диамет­рами 35X32 мм, к нижнему концу которой при помощи конусного болта крепится рычаг 2 из алюминиевого сплава АК-6. В среднюю часть рычага запрессованы два шариковых подшипника для установки ручки на вал- траверсу 7. Болт крепления ручки является осью, относительно которой ручка управления отклоняется в продольном направлении. В нижнюю

часть рычага запрессован шариковый подшипник, который образует шарнирное соединение рычага с тягой продольного управления.

На верхний конец трубы насажена рукоятка, закрепленная винтом. Рукоятка литая из сплава АЛ-5. Поверхность рукоятки на участке захва­та рукой покрыта резиновой массой методом горячего прессования и имеет ромбовидную насечку. В верхней части рукоятки вмонтированы восьмипозиционный переключатель управления триммерами и три кноп­ки, две из которых служат для управления опрыскивающим приспособ­лением (для сельскохозяйственного варианта вертолета) и одна кнопка «Радио».

При оборудовании вертолета системой внешней подвески кнопка включения опрыскивателя будет иметь назначение аварийного сброса груза, а кнопка выключения опрыскивателя ■— отключается. Для пасса­жирского варианта кнопки управления опрыскивателя отключаются.

Во избежание короткого замыкания гнезда под переключатель и кно­пок в местах припайки проводов к клеммам, изолированы листовым прессшпаном. Электропровода от переключателя и кнопок проходят внутри рукоятки и трубы ручки. В нижней части трубы, вблизи оси вра­щения ручки, жгут проводов выведен через отверстие наружу и заканчи­вается штепсельным разъемом. Переключатель и кнопки удерживаются в своих гнездах резьбовыми штифтами, которые после их установки за­ливаются нитроэмалью.

На ручке имеется гашетка для управления торможением колес глав­ных ног шасси. Гашетка имеет стопор стояночного тормоза.

Ручка управления устанавливается в вал-траверсу 7.

Поворот вала-траверсы на подшипниках, установленных в расточках кронштейна 5, обеспечивает отклонение ручки в поперечном направлении и передает движение двуплечей качалке через промежуточное звено. Кронштейн изготовлен из магниевого сплава и крепится с помощью че­тырех болтов к полу кабины.

Шарнирная тяга продольного управления, соединяющая ручку с ка­чалкой на шпангоуте № 1Ф, проходит внутри вала-траверсы. Это обеспе­чивает независимость продольного и поперечного управления. Необхо­димый поворот шарнирной тяги относительно ее продольной оси, возни­кающий при отклонении ручки в поперечном направлении, обеспечивает­ся возможностью поворота вильчатого наконечника, установленного в тяге на двух шариковых подшипниках.

Фиксация ручки в продольном направлении осуществляется штырем, который входит в отверстия 8, выполненные в валу-траверсе и рычаге ручки. В поперечном направлении фиксация осуществляется также шты­рем, который входит в отверстия 9, выполненные в кронштейне 5 и валу — траверсе 7.

Зафиксированное штырями положение ручки управления является нейтральным положением и используется для выполнения регулировоч­ных работ по управлению.

Для ограничения предельных отклонений ручки управления на колон­ке имеютщг’регулировочные упоры 4, 10. Для продольного управления упоры fыполнены в виде болтов, ввернутых для ограничения хода ручки и от с’.бя в вал-траверсу 7 и для ограничения хода на себя — в прилив 3 трубчатого рычага ручки.

< Уклонение ручки при поперечном управлении ограничивается упора­ми 0, ввернутыми в приливы кронштейна 5.

Фт колонки ручного управления тяги продольного и поперечного уп­равления через угловые качалки, укрепленные на нижнем и верхнем кронштейнах, идут к агрегату продольно-поперечного управления и уп — рабления общим шагом, установленному в редукторном отсеке.

Агрегат продольно-поперечного управления и управления общим ша­гом (рис. 119) состоит из трех валов, установленных в общем кронштей­не 7, выполненном из сплава МЛ-5.

Валы установлены телескопически и имеют возможность вращаться независимо друг от друга на шариковых подшипниках, установленных в проушинах кронштейна 7 и опорах 2, закрепленных на кронштейне с по­мощью болтов. Каждый вал представляет собой стальную трубу, на ко­торую установлено по две качалки.

На наружный вал 3 устанавливаются по концам качалки 10 продоль­ного управления. Качалки устанавливаются на треугольных шлицах и стягиваются болтами.

Наружный вал установлен на двух шариковых подшипниках, один из которых установлен в проушине кронштейна 7, а другой — в опоре 2. Наружные кольца подшипников закреплены гайками, которые имеют фетровые сальники 5. Наружный вал является передающим звеном про­дольного управления.

Средний вал 4 является передающим звеном управления общим ша­гом несущего винта. Средний вал проходит внутри наружного вала и установлен также на двух шариковых подшипниках в опорах 2, которые закреплены на кронштейне 7. Наружные кольца подшипников зажаты в расточках опор гайками с фетровыми сальниками, предохраняющими подшипники от попадания пыли. На среднем валу на елочных шлицах установлены качалки 11 управления общим шагом.

Внутренний вал 6 является передающим звеном поперечного управ­ления и представляет собой трубу, в концы которой вварены цапфы. Од­ним концом внутренний вал установлен в шариковом подшипнике, рас­положенном в проушине кронштейна, а другим — в подшипнике опоры. На левой цапфе вала внутреннее кольцо подшипника удерживается гай­кой, контрящейся шплинтом. На концах трубы вала коническими болта­ми закреплены качалки 12 поперечного управления.

В нижней части кронштейна 7 агрегата продольно-поперечного управ­ления установлена промежуточная качалка 9 ножного управления.

Качалки продольно-поперечного управления и управления общим шагом, расположенные в левой части кронштейна агрегата, имеют отверстия для штыря фиксации 8. При необходимости стопорения уп­равления вертолетом штырь фиксации вводится в отверстие качалок и не позволяет им перемещаться. Неподвижность положения качалок достигается тем, что штырь фиксации входит также в отверстия непо­движных частей кронштейна агрегата продольно-поперечного управле­ния и управления общим шагом. Качалки осматриваются через лючок 1.

От агрегата продольно-поперечного управления и управления общим шагом тяги б и 7 идут к качалкам 2 и 3 гидроусилителей (рис. 120). Гид­роусилители устанавливаются на общем литом кронштейне, изготовлен­ном из магниевого сплава МЛ-5. Кронштейн крепится на шпильках глав­ного редуктора ВР-2. Гидроусилители устанавливаются на цапфах в опо­рах на шариковых подшипниках.

Качалки продольного и поперечного управления, установленные в нижней части кронштейна, соединяются с золотниками гидроусилителей через шарнирные звенья 5. В верхней части кронштейна на подшипниках установлены рычаги 4, на которых крепятся двуплечие качалки 2 и 3 продольного и поперечного управления. Одно плечо каждой качалки сое­динено со штоком гидроусилителя, а второе—с тягой 6, соединяющей соответствующую качалку продольного или поперечного управления на автомате перекоса. Рычаги 4, на которых расположены двуплечие качал­ки, соединены с компенсационными тягами 1, установленными на автома­те перекоса. Такая конструкция крепления системы тяг и качалок обес­печивает независимость продольно-поперечного упрарления и управле­ния общий шагом.

U*

При работе управле­ния общим шагом за счет компенсационных тяг 1 двуплечие качалки про­дольного и поперечного управления получают до­полнительное движение вследствие принудитель­ного поворота относитель­но своей оси рычагов 4, на которых установлены двуплечие качалки. По­этому качалки, располо­женные на ползуне авто­мата перекоса, не повора­чиваются относительно своих осей и, следователь­но, достигается независи­мость продольно-попереч­ного управления и управ­ления общим шагом.

Загрузочные механиз­мы и управление ими. Как было указано ранее, для создания положитель­ного градиента на ручке управления, а также для снятия усилий с ручки при установившемся ре­жиме полета в системы

продольного и поперечного управления включены пружинные загрузоч­ные механизмы.

Схемы установки загрузочных механизмов для продольного и попе­речного управления (рис. 121) одинаковы. Каждая схема состоит из пружинного механизма и жестко соединенного с ним электромеханизма МП-100М. Штоки пружинных механизмов присоединены к качалкам уп­равления, а электромеханизмы шарнирно прикреплены к кронштейнам, установленным на шпангоуте № ЗФ.

Загрузочные механизмы продольного и поперечного управления рас­положены между шпангоутами № 1Ф и 2Ф под полом кабины пилота слева от оси симметрии вертолета. Подход к установке механизмов обес­печивается путем снятия панелей пола.

Управление электромеханизмами МП-100М осуществляется нажим­ным восьмипозиционным переключателем, установленном на верхней ча­сти ручки управления, а также при необходимости может осуществлять­ся двумя переключателями на левом пульте управления в кабине пилота.

Восьмипозиционный переключатель обеспечивает возможность вклю­чения обоих электромеханизмов, а следовательно, и снятие нагрузок с ручки в следующих комбинациях:

1) раздельное включение каждого механизма на уборку и выпуск штока, что обеспечивает снятие нагрузок с ручки поочередно в продоль­ном и поперечном направлениях;

2) одновременное включение обоих механизмов, когда их штоки идут на уборку или на выпуск, что обеспечивает возможность пилоту одним включением снимать усилия с ручки одновременно в продольном и по­перечном направлениях; каждый переключатель, дублирующий управ­ление механизмами, позволяет включать только один механизм — про­дольный или поперечный.

Рис. 121. Загрузочные механизмы: а — продольного управления; б — поперечного управления

Сущность регулировки по изменению усилий на ручке заключается в следующем.

При установившемся режиме полета или в случае необходимости пре­дельного отклонения органов управления пружина загрузочного меха­низма создает усилие на ручке управления и тем больше, чем больше отклонена ручка от нейтрального положения. Ввиду того что корпусы загрузочных механизмов и штоки электромеханизмов МП-100М жестко соединены между собой, включение электромеханизма вызывает переме­щение корпуса загрузочного механизма и освобождение сжатых пружин. Дальнейшее движение органов управления будет вызывать сжатие пру­жин загрузочного механизма уже около их нейтрального положения, где усилия незначительны (работа пружин в начале координат силовой ха­рактеристики).

Для контроля положения загрузочных механизмов и выхода штока электромеханизмов МП-100М на приборной доске с левой стороны уста­новлены два указателя типа УПЭС-Д.

Датчики указателей с помощью хомутов закреплены на шпангоуте № ЗФ под полом кабины пилота. Поводки датчиков продольного и по­перечного управления соединены шарнирно тандерами со штоками элек­тромеханизмов, на которые надеты специальные хомуты с ушками.

При нейтральном положении загрузочного механизма шток электро­механизма выходит на половину своего хода и стрелка указателя УПЭС-Д показывает 0°.

Указатели загрузочных механизмов (триммеров) позволяют судить о правильности центровки вертолета после его загрузки. Для проверки центровки пилот производит контрольное висение на высоте 2—5 м. Сбалансировав вертолет всеми системами управления, он снимает на­грузку с ручки управления. Если после балансировки вертолета на ви — сении стрелки указателей отклоняются от нуля более чем на 10°, то за­грузка вертолета считается неправильной.

Указатели триммеров, кроме этого, позволяют оценить величину ошибки, допущенной во время загрузки вертолета грузами, и показыва­ют пути ее исправления. Если, например, во время контрольного висения

после балансировки указатель поперечного триммера показывает 5° вправо, а продольного 15° вперед, то это значит, что на вертолете соз­дана слишком задняя центровка, а в поперечном отношении вертолет загружен правильно. Поэтому необходимо часть груза перемес’гить впе­ред, после чего повторно проверить центровку вертолета на контрольном висении.

Конструкция загрузочных механизмов. Каждый загрузочный меха­низм состоит из корпуса 4 (см. рис. 121), большого 8 и малого 9 штоков, текстолитовых подвижных втулок 2 и 6, большой и малой пружин 3.

В корпусе 4 расположены большая и малая пружины. Обе пружины на штоках устанавливаются с предварительным сжатием. Корпус 4 представляет собой стальной цилиндр, во внутренней полости которого имеются цилиндрические расточки, в которых перемещаются текстолито­вые втулки. Между втулками размещены пружины. Пружины механиз­мов изготовлены из стали 50ХФА и закалены до i? c = 42y-50. Текстолито­вые втулки 2 и 5 устанавливаются на штоках и упираются с одной сто­роны в буртики штоков, а с другой — поджимаются гайками 10 штоков через распорные’втулки 7. Штоки с текстолитовыми втулками и пружи­нами .монтируются в расточках корпуса загрузочного механизма и от вы­падания из него фиксируются стопорными кольцами / и 6, которые уста­навливаются в специальные канавки на концах корпуса.

Штоки загрузочного механизма имеют резьбовые наконечники для соединения с проводкой управления. Малый шток выполнен полым. Это дает возможность при действии сжимающих усилий большому штоку входить внутрь малого.

Большой шток посредством ушка соединяется с ручным управлением, а малый Шток связан с помощью резьбовой муфты со штоком электро­механизма МП-100М.

При перемещении ручки управления штоки загрузочного механизма имеют возможность, перемещаться относительно корпуса, сжимая свои пружины.

При перемещении ручки управления в любом направлении пружины загрузочных механизмов работают только на сжатие. Такая конструкция позволяет увеличить долговечность и надежность работы механизмов.

При работе загрузочного механизма происходит сжатие сначала только одной малой пружины. Как только усилие малой пружины станет равным усилию предварительного сжатия большой пружины, начинается совместная работа обеих пружин до тех пор, пока малая пружина не вы­ключится, т. е. пока текстолитовые втулки малой пружины не соприкос-

Рис. 123. Характеристика загрузочного механизма
продольного управления:

——————— характеристика механизма;

——————— градиент усилий на ручке; / —

при нейтральном триммере; II — при крайних по-
ложениях триммера

нутъся между собой. С этого момента работает одна большая пружина. Пружины подобраны таким образом, что создают увеличение градиента усилий вблизи нейтрального положения ручки управления, в результате чего улучшается центрируемость ручки. При нейтральном положении за­грузочного механизма продольного управления, если отклонить ручку управления в крайнее положение, усилие на ручке будет 11,4 кГ (см. рис. 122), для загрузочного механизма поперечного управления это уси­лие равно 7,2 кГ (рис. 123).

Электромеханизм МП-100М (рис. 124) состоит из следующих основ­ных элементов: электродвигателя Д-4ТА, редуктора планетарного типа, роликовой винтовой пары, узла концевых выключателей, малогабарит­ного штепсельного разъема, состоящего из штепсельной вилки (ШВ-11) 5 и прямого штепселя (ШП-11) 4.

Основные технические данные электромеханизма МП-100М

Напряжение питания……………………………………………….. 27 в±10%

Нагрузка на шток……………………………………………………. 100 кГ

Рабочий ход штока………………………………………………….. 30±1,5 мм

Скорость хода » 2,7 жж/сегс±15%>

Потребляемый ток…………………………………………………… не более 2 а

Режим работы…………………………………………………………….. повторно-кратковре­

менный

Осевой люфт штока при знакопеременной нагрузке 5 кГ

для нового механизма………………………………………. не более 0,35 мм

» механизма, прошедшего срок службы…. . не более 0,45 »

Вес электромеханизма………………………………………….. не более 1,7 кГ

В электромеханизме устанавливается реверсивный электродвига­тель постоянного тока с последовательным возбуждением. Для тормо­жения редуктора при прекращении подачи напряжения в электродви­гатель вмонтирована муфта торможения.

Реверс электродвигателя осуществляется путем изменения поляр­ности полюсов при сохранении направлений тока в обмотке якоря. Ско­рость вращения якоря — 10 500 об/мин.

Для увеличения крутящего момента и уменьшения числа оборотов, передаваемых на каретку роликовой винтовой пары, в электромеханиз­ме применен планетарный редуктор, состоящий из трех ступеней. Общее передаточное число І— 175,6.

Роликовая винтовая пара механизма предназначена для преобра­зования вращательного движения выходного вала редуктора в поступа­тельное движение гайки-штока. Она состоит из каретки 1, в которой установлены три ролика 2 на осях, расположенных через 120° по окруж-

ности и со смещением одного относительно другого в осевом направле­нии на 1 мм. Ролики входят в зацепление с трапецеидальной внутренней нарезной гайки-штока 3, которая Своими кулачками, входящими в пазы корпуса 6, удерживается от проворачивания, в результате чего она дви­жется только поступательно.

Узел концевых выключателей состоит ‘ из двух переключателей типа КВ-20, предназначенных для размыкания цепи питания электро­двигателя при крайнем убранном и крайнем выпущенном положениях штока. Концевые выключатели смонтированы в одном узле в корпусе и закрыты съемной крышкой, через которую осуществляется регулиров­ка выпуска штока.

Переключатель ‘триммеров. Управление триммерами осуществляет­ся восьмипозиционным нажимным переключателем, предназначенным для повторно-кратковременных включений двух электромеханизмов МП-100М, установленных в системе загрузочных механизмов ручки управления. Переключатель установлен на ручке таким образом, что имеется возможность пользоваться им, не снимая руки с ручки управ­ления.

Основные технические данные переключателя

Напряжение питания…………………………………………………… 27 в±10°/о

Сила тока………………………………………………………………………. не более 0,3 а

Режим работы………………………………………………………………… повторно-кратковре­

менный

Срок службы…………………………………………………………. 34 000 включений

Вес. ……………………………………………………………………………. не более 55 Г.

Переключатель триммеров (рис. 125) состоит из стального корпу­са 3, в котором на шаровом шарнире 2 закреплена рукоятка с колпач­ком 4. Рукоятка имеет возможность отклоняться во все стороны на 18° і,5° от вертикального положения.

В верхней части рукоятки имеется резьба для крепления колпачка 4, «йто — — S рым затягивается пружина 5 толкате­ля 6.

В нижнюю часть корпуса ввертывает­ся основание 1, выточенное из стержнево­го электротехнического текстолита. В основании крепятся пять контактов. С внешней стороны основания контакты имеют клеммы для припайки проводов. Основание ввернуто в корпус на карби — нальном клее и, следовательно, разборке не подлежит.

Контактный диск 7 изготовлен из ла­туни. В центре диска имеется углубле­ние, по которому скользит толкатель. Диск удерживается на центральном кон­такте 9 своим выступом. Контакты с клеммами и диск имеют покрытие из се­ребра.

Пружина 5 изготовлена из стали 50ХФА и предназначена для прижатия толкателя к поверхности углубления в диске. Толкатель 6 с полированной по­верхностью изготовлен из стержневого электротехнического текстолита.

При нажатии рукоятки переключате — „ ля в сторону толкатель отклоняется,

^еров скользя по поверхности углубления в

диске, переходит за точку опоры диска на центральном контакте, и от­клоняет диск до соприкосновения с расположенными по окружности контактами. В нейтральное положение рукоятка возвращается пружиной, составляющая сила которой, действующая на толкатель, всегда направ­лена к центру диска.

На корпусе переключателя нанесены номера клемм 1, 2, 3, 5 (цент­ральный контакт номера не имеет). Против клеммы 3 на верхней части корпуса выгравирована и залита красной эмалью метка 8, которая при установке переключателя совмещается с чертой на ручке управления, что необходимо для правильной ориентации переключателя триммеров относительно продольного и поперечного управлений.