ТРЕБОВАНИЯ К МАРКИРОВКЕ ГРУЗА
Каждое место груза должно иметь транспортную маркировку, а грузы специального назначения — и специальную маркировку.
Груз должен маркироваться в соответствии с требованиями ГОСТ 14192-77 [47], а маркировка опасных грузов — в соответствии с требованиями ГОСТ 19433-81 [48].
Маркировкой могут считаться текст, условные обозначения и рисунки на упаковке и (или) продукции.
На груз перед загрузкой его в воздушное судно наносится транспортная маркировка, которая состоит из надписи, информирующей о Получателе и способах обращения с грузом при его транспортировке и хранении. Она может содержать основные, дополнительные и информационные надписи, манипуляционные знаки и ярлыки и др. Допускается применять предупредительные надписи, если невозможно выразить манипуляционными знаками способ обращения с грузом. Например: «НАВЕРХ НЕ СТАВИТЬ», «ОТКРЫВАТЬ ЗДЕСЬ», «ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ» и др.
Ерузоотправитель является ответственным за чёткую маркировку всех упаковок полным наименованием и адресом грузополучателя, а при необходимости и специальной информацией о происхождении груза до его предъявления к перевозке.
С упаковок многоразового использования должны быть удалены или вычеркнуты старые этикетки и подробности грузоперевозки.
Основные надписи на маркировке груза включает в себя:
■ полное или условное, зарегистрированное в установленном порядке, наименование грузополучателя;
■ наименование пункта назначения с указанием при необходимости пункта перегрузки;
■ количество мест груза в партии и порядковый номер места внутри партии (указывают дробью: в числителе — количество мест в партии, в знаменателе — порядковый номер места в партии).
Количество грузовых мест и порядковый номер места должны указываться в тех случаях, когда:
■ перевозятся разнородные грузы в однотипной таре, а однородные грузы — в разнотипной таре;
■ недопустимо смешение грузов в партии однородных грузов;
■ перевозят комплекты оборудования,
■ транспортируют грузы с перегрузкой в пути следования;
■ размещают на одном рейсе мелкие отправки из разных партий грузов.
Дополнительные надписи на маркировке груза должны обязательно содержать:
■ полное или условное, зарегистрированное в установленном порядке, наименование грузоотправителя;
■ наименование пункта отправления;
■ характер груза;
Информационные надписи на маркировке груза должны обязательно содержать:
■ массу брутто и нетто грузового места в килограммах;
■ габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина, высота или диаметр и высота);
■ объём грузового места в кубических метрах.
Габаритные размеры грузового места не указывают, если ни
один из габаритных размеров не превышает 0,7 м.
Замеры массы груза и его геометрических размеров выполняют в соответствии с требованиями по метрологическому обеспечению.
Метрологическое обеспечение позволяет установить и применить научные и организационные основы, технические средства, правила и нормы, необходимые для достижения единства и требуемой точности в соответствии с требованиями закона «О техническом регулировании» [17].
При маркировке грузов надпись аэропорта отправления должна содержать:
■ номер грузовой авианакладной;
■ наименование аэропорта:
— назначения,
— трансферта;
■ наименование или код аэропорта отправления;
■ количество мест в конкретной партии груза;
■ общая масса партии.
Для нанесения маркировки аэропорта отправления рекомендуется использование клеящихся грузовых бирок.
Клеящиеся грузовые бирки предназначены для маркировки первоначальных отправок всех типов тары и упаковки (ящики, мешки, рулоны, бочки и т. д.).
Транспортная маркировка (основные, дополнительные, информационные надписи и манипуляционные знаки) должна наноситься непосредственно на тару или на металлические, пластмассовые, фанерные и другие ярлыки, которые прочно прикрепляются к упаковке (грузу) клеем, болтами, шурупами, проволокой, шпагатом и другими материалами, обеспечивающими сохранность груза и маркировки.
Ярлыки защищены или изготовляются из материалов, обеспечивающих надписи при транспортировании и хранении, или имеют покрытие для сохранности нанесённой маркировки.
Транспортная маркировка должна быть нанесена на каждое грузовое место, за исключением тех грузов, сформированных Перевозчиком, который может отказаться от этого требования при перевозке груза одним рейсом.
Опасность при выполнении Перевозчиком рейса воздушным судном может представлять так называемый бездокументный или бесхозный груз, а также недосдача груза.
К бездокументным грузам относятся грузы, прибывшие в аэропорт без грузовой накладной и других необходимых документов, или грузы, находящиеся на складе и не имеющие документов.
Бесхозным грузом признаётся груз, принадлежность которого не определена в течение шести месяцев со дня поступления его в аэропорт.
Недосдача груза рассматривается как уменьшение его по массе или количеству мест по сравнению с данными, указанными в перевозочных документах.
При прилёте воздушного судна с грузом опасность по загруженности мест хранения грузов может представлять невостребованный груз.
Невостребованным грузом признаётся груз, не полученный в течение 30 дней со дня подтверждённого документами уведомления получателя.
При утрате груза Перевозчиком или его повреждении, Получатель может высказать претензию к Перевозчику, порядок которой оговаривается в договоре о перевозке грузов.
Под утратой груза понимается неисправность перевозки, при которой Перевозчик по истечении установленного для доставки срока оказывается не в состоянии выдать управомоченному лицу принятый к перевозке груз, независимо от того, произошло ли это вследствие его физической утраты, хищения, засылки или ошибочной выдачи в промежуточном аэропорту.
Претензия рассматривается как заявленное авиационному предприятию требование клиентуры гражданской авиации о возмещении вреда, возникшего вследствие воздушной перевозки.
Претензионный порядок определяет порядок предъявления требований клиентуры гражданской авиации, вытекающий из положений об ответственности по перевозкам.
1. Расскажите, что Вы знаете о бездокументном и бесхозном грузе?
2. Какая роль в авиационных перевозках отводится грузовой накладной?
3. Какой груз считается невостребованным?
4. Что Вы можете рассказать о транзитном трансфертном грузе?
5. Что означает грузовая отправка?
6. Для чего формируется грузовая партия? Что она означает?
7. Что собой представляет договор воздушной перевозки груза?
8. Что в себя включает перевозочный документ?
9. Как и с какой целью осуществляется комплектация рейса в технологии авиационных перевозок?
10. Что собой представляет маркировка и её роль в создании условий безопасности доставки грузов?
11. Какую цель преследуют при оформлении транспортной маркировки?
12. Какова цель метрологического обеспечения?
13. Что собой представляет недосдача груза при перевозках авиационными судами?
14. Расскажите о неисправности перевозок на воздушном транспорте.
15. Что означает «обработать груз»?
16. Кто является Отправителем, Грузоперевозчиком и Получателем?
17. Что Вы можете рассказать о перевозках в прямом и смешанном сообщении?
18. Что такое пакетные перевозки?
19. Что собой представляет период воздушной перевозки?
20. Когда груз считается повреждённым?
21. Что собой характеризует претензионный порядок? И что такое претензия?
22. В каких случаях считается груз утраченным в аэропорту назначения доставки груза авиационным транспортом?