ФОТОКИНОТЕОДОЛИТНЫЙ МЕТОД

Этот метод по существу давно известен в практике геодези­ческих изысканий. В практике отечественной авиации теодолит­ный метод был применен Рыниным в 1910 г.

Ofl-L

ФОТОКИНОТЕОДОЛИТНЫЙ МЕТОД

Фиг. 12.2. Схема определения координат объекта при помощи фотокинотеодолитов и радиолокаторов.

Самолет, находящийся в точке 5 (фиг. 12.2), засекается при помощи двух теодолитов, установленных в двух точках О и Л на расстоянии L друг от друга. При этом определяются два угла азимута 0i и 02 и два угла превышения tyi и ф2.

Сущность метода такова. Зная углы и длину базы L, можно найти координаты самолета. Выберем начало координат в точ­

ке О, ось х направим вдоль базы, ось у вертикально вверх, ось z перпендикулярно к ним. Обозначим искомые координаты са­молета буквами х, у, z.

Подпись: откуда
ФОТОКИНОТЕОДОЛИТНЫЙ МЕТОД Подпись: (12.1) (12.2) (12. 3)

Из треугольников OCD и ACD имеем

Таким образом апликату у можно вычислить двояко, что служит хорошей проверкой правильности замеров.

ФОТОКИНОТЕОДОЛИТНЫЙ МЕТОД ФОТОКИНОТЕОДОЛИТНЫЙ МЕТОД

Можно также описать траекторию самолета при помощи трех полярных координат: углов фх, 0i и радиуса вектора г, который легко вычисляется по формуле

Подпись: легко под-Зная координаты x, у, z в функции времени считать скорость самолета по формуле

Подпись:*-£-/(£М£Н

VIх« — [15]п-)* + ( — У» — У„_0!*’+ (Zn — г„.-1 )2

Подпись: V*_1 = Подпись: w/z —1 Подпись: (12. 5)

Так как засечки обычно делаются через короткие проме­жутки времени, то на интервале времени тп-± — тп скорость вычисляют по приближенной формуле

Следует заметить, что таким путем получается путевая ско­рость, т. е. скорость относительно земли, а не скорость отно­сительно воздуха.

Таким образом идея метода очень проста и могла бы быть реализована при помощи всего двух теодолитов. Однако прак­тически невозможно вести самолет точно в перекрестии окуляра теодолита и производить отсчеты по лимбам. Поэтому теодолиты обычного типа заменяются фотокинотеодолитами, в которых самолет снимается на кинопленку одновременно’ в обоих пунк­
тах; углы поворота лимбов тоже снимаются на ту же пленку. Так как наблюдатели не могут вести самолет точно в перекре­стии, приходится по положению изображения вносить соответ­ствующие поправки. Оба пункта связываются телефоном и электросвязью (кабелем).

Изучение траектории самолета при помощи фотокинотеодо­литов является одним из наиболее точных методов. При наличии хорошо отлаженной аппаратуры координаты объекта опреде­ляются с точностью до 10—20 м.

Однако фотокинотеодолитный способ связан и с рядом не­удобств. Во-первых, необходимо иметь весьма сложную аппа­ратуру; аппаратура обычно привязывается к определенному месту, так как теодолиты должны быть поставлены на хорошие фундаменты; требуется связь. Далее, метод требует весьма большой квалификации и слаженности обслуживающего техни­ческого персонала. Наконец, требуется хорошая види­мость, что сильно уменьшает число летных дней, когда воз­можно производить эксперименты, и ограничивает радиус дей­ствия аппаратуры практически 10 км. По этим причинам ука­занный метод в последнее время в значительной мере вытес­няется радиолокационным методом, менее точным, но более простым и гибким.