ПРОКЛАДКА МАРШРУТА

Прокладка маршрута на полетной карте (рис. 7.1 и 7.2) включает:

— отметку основных точек маршрута;

— нанесение линии заданного пути (ЛЗП);

— нанесение и разметку главной ортодромии;

— разметку расстояний, путевых углов и времени полета по участкам маршрута;

—- разметку ЛЗП по времени полета или по пройденному (оставшемуся) расстоянию;

— отметку заданного (расчетного) времени выхода на цель;

— отметку превышения цели относительно аэродрома взлета;

— разметку траверзов радиолокационных ориентиров;

‘— нанесение точек коррекции курсовой системы;

— отметку азимутальных поправок для применения курсовых приборов;

— отметку ортодромических (прямоугольных) координат основ­ных точек маршрута, точек коррекции курсовой системы и радио­локационных ориентиров, намеченных для выполнения коррекции счисленных координат самолета;

— нанесение рубежей изменения режима полета.

Необходимо проверить нанесение отметок магнитного склоне­ния, отметок основных высот местности и препятствий, угрожаю­щих безопасности полета (особенно на участках полета на малой

высоте), выделение характерных визуальных и радиолокационных ориентиров, нанесение средств РТО.

Выполняя прокладку маршрута в необходимом объеме, следует избегать излишнего загромождения карты.

Отметка основных точек маршрута. Основные точ­ки маршрута обводятся окружностями диаметром 10—15 мм мяг­ким простым карандашом. Цель обозначается красным крестом в кружке красного цвета.

Н а н е с е н и е линии зада н н о г о пут и. Линия заданного пути наносится от ИПМ до КЦМ сплошной линией, четко выде­ляющейся на фоне карты (как правило, мягким простым каранда­шом). Линия пути от аэродрома взлета до ИПМ, от КИМ до аэро­дрома посадки и внутри окружностей основных точек маршрута не проводится, и в этих местах карты никаких пометок не де­лается.

Прокладка ЛЗП делается с учетом радиуса разворота само­лета, если скорость полета более 400 км/ч. Разворот на следующий этап, как правило, начинается над ППМ. Если требуется пройти ППМ с курсом следующего этапа, то разворот выполняется до ППМ (рис. 7.3). Криволинейные участки ЛЗП прокладываются с помощью Циркуля, командирской линейки или специально подго­товленного шаблона навигационного транспортира (рис. 7.4). Пря­молинейные участки маршрута прокладываются с помощью мас­штабной линейки.

Нанесение и разметка главной ортодромии. На­правление главной ортодромии (оси У ортодромической системы координат) и расположение точки начала отсчета ортодромических координат указываются заранее.

Главная ортодромия, так же как и частная (ортодромический участок ЛЗП), наносится на карту с помощью линейки прямой ли­нией, если ее длина не превышает величины, указанной в табл. 7.1, 7.2 и 7.3.

Таблицы составлены для максимально возможных отклонений ортодромии от прямой (А/). Длины прямолинейных участков округлены — до сотен км. В табл. 7.1 указано, что ортодромию можно заменять прямой линией в пределах блока из 9 листов карт видоизмененной поликонической проекции масштаба 1:1000000. Это обусловлено тем, что максимально возможная ошибка орто­дромических координат от такой замены не будет превышать 1 км. Если же прокладывать ортодромию в виде прямой на блоке из 4 листов карт этой же проекции масштаба 1 :2 000 000, то возмож­ные ошибки возрастают и характеризуются формулой

Д/ = 0,0055, (7.1)

где Д/—максимальное отклонение прямой от ортодромии;

S — длина ортодромии.

Рис. 7.1. Подготовленная к полету карта с нанесенной системой ортодромических координат

Рис. 7.2. Подготовленная к полету карта с нанесенной системой прямоугольных

координат

Главная ортодромия и ее разметка наносятся, как правило, си­ним карандашом. Положительное направление обозначается стрел­кой. Разметка осуществляется через каждые 100 км штрихами вправо от положительного направления. Величина Y указывается со своим знаком в сотнях км. Размер цифр,-как и при остальных записях на карте (кроме нескольких далее указанных случаев), 7—10 мм.

Если длина ортодромии больше значения, указанного в таб­лице, ортодромию наносят по промежуточным точкам.

Разметка расстояний и времени полета по участкам маршрута наносится справа по направлению ЛЗП простым карандашом в виде дроби: в числителе — расстояние в км, в знаменателе — штилевое время полета в мин. Разметка нано­сится в свободном от записей месте, как правило, в середине участка.

Карты в видоизмененной поликонической проекции

Масштаб.

Положение ортодромии:

М, км

4

8 12

1:1 000 000

любое

без ограничений на блоке из 9 листов

1:2 000 000

в пределах листа

без ограничений

при переходе с листа на лист

800

1600

2400

1:4 000 000

в пределах листа

900

1300

1600

при переходе с листа на лист

200

400

600

Таблица 7,2

Навигационная карта масштаба 1:4 000 000 в равноугольной косой цилиндрической проекции

Расстояние от осевой линии карты до средней точки ортодромии, км

Д1, км

4

8

12

600

1500

2100

2500

1200.

1000

1500

1800

Таблица 7.3

Карты в полярной стереографической проекции

Истинный угол ортодромии в началь­ной точке, град

Географическая широта начальной точки ортодромии, град

4

4/, КМ 8

12

30

60

1300

1900

2200

70

1500

2200

2600

80

2100

3200

3700

90

60

900

1300

1500

70

1100

1500

1900

80

1500

2100

2600

Разметка заданных путевых углов должна произво­диться из расчета, чтобы направление полета можно было выдер­живать с помощью любого курсового прибора, имеющегося на са­молете»

ППМ

Рис. 7.3. Варианты нанесения линии заданного пути в зависимости от положения точки начала разворота самолета

Магнитный путевой угол участка маршрута (средний) наносят справа от разметки расстояния и времени полета красным цветом, а при использовании красной подсветки рабочего места ЗМПУ на­носят черным цветом и обводят красным прямоугольником.

Рис. 7.4. Навигационный транспортир с подготов­ленными шаблонами для прокладки криволиней­ных участков пути

Кроме того, значения магнитных путевых углов наносят через каждые 15—20 см ЛЗП и при изменении магнитного склонения более чем на 1°.

Условный путевой угол участка маршрута наносят левее раз­метки расстояния и времени полета синим цветом.

При полете по замкнутому маршруту с правыми разворотами разметку расстояний, путевых углов и времени полета-разрешается наносить слева от ЛЗП.

Разметка ЛЗП по времени полета или по прой­денному (оставшемуся) расстоянию производится для удобства счисления пути. Разметка ЛЗП по времени производится от ИПМ до цели и от ИПОМ до КПМ через каждые 3 или 6 мин штилевого пути. Разметка ЛЗП по оставшемуся — расстоянию производится от цели до ИПМ и от КПМ до ИПОМ через каждые 100 км с оцифровкой в сотнях км. Разметка выполняется штриха­ми вправо от ЛЗП. Размер цифр 5 —7 мм.

Отметка заданного (расчетного) времени вы­хода на цель (контрольный ориентир) наносится красным карандашом справа от цели (КО). Выше отметки прово­дится черта, над которой в полете записывается фактическое время прохода цели (КО) с точностью до секунд.

Отметка превышения местности у цели или у аэродрома п о с а д к и относительно аэродрома взлета более 50 м наносится черным карандашом цифрами в метрах и обво­дится прямоугольником. Превышение местности относительно аэро­дрома взлета обозначается знаком плюс, принижение — знаком минус.

Разметка траверзов радиолокационных ориен­тиров выполняется ддя упрощения работы при контроле и ис­правлении пути. От ориентиров, намеченных для контроля пути, проводятся линии пеленгов, перпендикулярные к ЛЗП. Линия пе­ленга разбивается на 20-км отрезки и оцифровывается значениями дальности до ориентира в км (размер цифр 5—7 мм).

Нанесение точек коррекции курсовой системы (гирополукомпаса) осуществляется кружками диаметром 5—7 мм с пометкой «ТК» слева от точки. Точки коррекции наме­чаются на ЛЗП приблизительно через каждый час полета. Слева от точки коррекции записываются азимутальная поправка, услов­ное магнитное склонение и географическая широта, справа — ее ортодромические координаты.

Отметка азимутальных поправок должна обеспечить возможность применения любого курсового прибора (режима ра­боты курсовой системы), установленного на самолете.

Отметка наносится слева от основных точек маршрута и точек коррекции курсовой системы.

Отметка ортодром и четких координат наносится справа от основных и промежуточных точек маршрута, точек кор­рекции курсовой системы и радиолокационных ориентиров, наме­ченных для выполнения коррекции счисленных координат само­лета.

Для определения отродромических координат точки (рис. 7.5) необходимо опустить из — нее перпендикуляр на главную ортодро­мию (ось Y), масштабной линейкой измерить координаты ж (рас-

стояние от точки до главной ортодромии) и у (расстояние от на­чала координат до основания опущенного перпендикуляра).

Измеренные ортодромические координаты наносятся со своими знаками простым карандашом: в числителе — координата х, в зна­менателе— координата у. Разрешается ортодромические коорди­наты характерных ориентиров записывать в левой части бортового журнала штурмана.

Главная ортодромия

Рис. 7.5. Определение ортодромических коорди-
нат точки

Нанесение рубежей изменения режима (высоты, скоро­сти) полета, рубежей встречи с темнотой или рассветом и рубежей встречи со взаимодействующими самолетами производится в виде отрезков прямой, перпендикулярной к ЛЗП. Над линией, обозна­чающей рубеж, записывается его название. Например, «Сниже­ние», «Разгон» и т. д.

Подготовка к полету карты района цели вклю­чает:

— подбор и склейку листов;

— отметку цели, начала боевого пути (НБП), вспомогательных точек прицеливания (ВТП);

— прокладку линии заданного пути, разметку расстояния, пу­тевого угла и времени полета от НБП до цели;

— нанесение (при необходимости) главной ортодромии;

— отметку превышения цели относительно аэродрома взлета;

— выделение характерных визуальных и радиолокационных ориентиров;

— отметку заданного (расчетного) времени выхода на цель.

Подбор листов карты района цели осуществляется из расчета

охвата района радиусом не менее 100 км, центром которого яв­ляется цель. В боевых условиях на полетную карту и карту района цели наносятся средства ПВО противника, зоны их поражения, позиции станций обнаружения и дальности их действия.