Особенности определения погрешностей авиационных приборов

В связи с тем что авиационные приборы используются в усло­виях изменения внешних факторов, величины их погрешности должны быть определены с учетом этих факторов. Однако показа­ния измерительных авиационных приборов оцениваются погреш­ностями, определенными в условиях заводских контрольно-сдаточ — пых станций и лабораторий авиационно-технической базы. Это является следствием необходимости определения погрешностей наиболее простыми и удобными способами, легко воспроизводимы­ми как в заводских лабораториях, так и во время проверок в под­разделениях при проведении регламентных работ и профилак­тических осмотрах.

В настоящее время в условиях эксплуатации определяется только основная погрешность, т. е. погрешность, соответствующая нормальным условиям работы прибора.

Погрешность, возникающая при изменении нормальных усло­вий работы прибора (изменения влажности, температуры, давле­ния, параметров источника питания и т. п.), называется дополни­тельной погрешностью. В технических данных на измерительный комплект указывается погрешность, определяемая на неподвижном основании. Однако оценить пригодность измерительного устройст­ва по величине его основной погрешности для эксплуатации на движущихся объектах при произвольных изменениях измеряемой величины особенно при резком изменении скорости движения и маневренности летательных аппаратов невозможно. Это объясняет­ся тем, что условия работы приборов значительно отличаются от «нормальных», принятых при определении основной погрешности. Кроме того, при испытаниях на заводах дополнительные погрешно­сти не охватывают всего многообразия появляющихся при эксплу­атации новых погрешностей авиационных приборов. Таким обра­зом можно заметить, что знание величины основной погрешности еще не позволяет сделать заключение о достоверном значении са­мой измеряемой величины. Основная погрешность определяет класс точности прибора.

Для более полной характеристики авиационного прибора, уста­новленного на перемещающемся со значительными ускорениями и скоростями самолете, существуют следующие виды погрешностей.

Статическая погрешность — погрешность, имеющая место при ■нормальных внешних условиях и дискретных значениях измеряе­мой величины (подвижная часть ПЧ неподвижна).

Эта погрешность выражается в единицах измеряемой величины, и определяет класс точности прибора. По величине погрешности ;124

судят о возможности применения прибора для измерения с опре­деленной точностью.

Инерционная погрешность — погрешность, которая может быть при различном характере изменения измеряемой величины.

Эту погрешность целесообразно определять при непрерывном характере изменения измеряемой величины. Дополнительно она характеризуется временем успокоения подвижной части измери­тельного механизма. По существу знание времени успокоения под­вижной части прибора или датчика, либо постоянной времени для измерительного комплекта позволяет сделать вывод о том, что по прохождении этого времени измерение может быть осуществлено с погрешностью, не превышающей статическую основную погреш­ность.

Динамическая погрешность — погрешность, имеющая место при движении самого объекта (воздействие ускорений, скорости и т. п.) при постоянном значении измеряемой величины. При этом возможно даже изменение свойств материалов.

Дополнительно эта погрешность характеризуется продолжи­тельностью действия ускорения и времени запаздывания, т. е. вре­менем ускорения.

Первые две погрешности полностью определяют точность изме­рения прибором в случае быстрого изменения измеряемой величи­ны и частично в отношении времени успокоения при воздействии ускорений. Проверка статической и инерционной погрешностей мо­жет быть осуществлена в условиях эксплуатации. Динамическая погрешность, возникающая при воздействии ускорений, из-за слож­ности выполнения проверки в эксплуатации, как правило, не оп­ределяется.