Особенности определения погрешностей авиационных приборов
В связи с тем что авиационные приборы используются в условиях изменения внешних факторов, величины их погрешности должны быть определены с учетом этих факторов. Однако показания измерительных авиационных приборов оцениваются погрешностями, определенными в условиях заводских контрольно-сдаточ — пых станций и лабораторий авиационно-технической базы. Это является следствием необходимости определения погрешностей наиболее простыми и удобными способами, легко воспроизводимыми как в заводских лабораториях, так и во время проверок в подразделениях при проведении регламентных работ и профилактических осмотрах.
В настоящее время в условиях эксплуатации определяется только основная погрешность, т. е. погрешность, соответствующая нормальным условиям работы прибора.
Погрешность, возникающая при изменении нормальных условий работы прибора (изменения влажности, температуры, давления, параметров источника питания и т. п.), называется дополнительной погрешностью. В технических данных на измерительный комплект указывается погрешность, определяемая на неподвижном основании. Однако оценить пригодность измерительного устройства по величине его основной погрешности для эксплуатации на движущихся объектах при произвольных изменениях измеряемой величины особенно при резком изменении скорости движения и маневренности летательных аппаратов невозможно. Это объясняется тем, что условия работы приборов значительно отличаются от «нормальных», принятых при определении основной погрешности. Кроме того, при испытаниях на заводах дополнительные погрешности не охватывают всего многообразия появляющихся при эксплуатации новых погрешностей авиационных приборов. Таким образом можно заметить, что знание величины основной погрешности еще не позволяет сделать заключение о достоверном значении самой измеряемой величины. Основная погрешность определяет класс точности прибора.
Для более полной характеристики авиационного прибора, установленного на перемещающемся со значительными ускорениями и скоростями самолете, существуют следующие виды погрешностей.
Статическая погрешность — погрешность, имеющая место при ■нормальных внешних условиях и дискретных значениях измеряемой величины (подвижная часть ПЧ неподвижна).
Эта погрешность выражается в единицах измеряемой величины, и определяет класс точности прибора. По величине погрешности ;124
судят о возможности применения прибора для измерения с определенной точностью.
Инерционная погрешность — погрешность, которая может быть при различном характере изменения измеряемой величины.
Эту погрешность целесообразно определять при непрерывном характере изменения измеряемой величины. Дополнительно она характеризуется временем успокоения подвижной части измерительного механизма. По существу знание времени успокоения подвижной части прибора или датчика, либо постоянной времени для измерительного комплекта позволяет сделать вывод о том, что по прохождении этого времени измерение может быть осуществлено с погрешностью, не превышающей статическую основную погрешность.
Динамическая погрешность — погрешность, имеющая место при движении самого объекта (воздействие ускорений, скорости и т. п.) при постоянном значении измеряемой величины. При этом возможно даже изменение свойств материалов.
Дополнительно эта погрешность характеризуется продолжительностью действия ускорения и времени запаздывания, т. е. временем ускорения.
Первые две погрешности полностью определяют точность измерения прибором в случае быстрого изменения измеряемой величины и частично в отношении времени успокоения при воздействии ускорений. Проверка статической и инерционной погрешностей может быть осуществлена в условиях эксплуатации. Динамическая погрешность, возникающая при воздействии ускорений, из-за сложности выполнения проверки в эксплуатации, как правило, не определяется.