ПРОВЕРКА МОРЕХОДНЫХ КАЧЕСТВ. ГИДРОСАМОЛЕТА
•
Современное состояние экспериментальной техники позволяет при проектирований опытного гидросамолета получить его гидродинамические характеристики путем протасок моделей плавательных приспособлений в гидроканалах, а также выявить расчетные моменты, определяющие необходимую остойчивость при плавании с боковым ветром, при помощи боковой обдувки в аэродинамической трубе.
Однако производство этих экспериментов может дать только материалы для предварительных соображений, так как положенный в основу экспериментов закон подобия и постановка опытов не позволяют при переходе к модели повторить обстановку действительной эксплоатации гидросамолета.
Точно так же обстоит дело и с расчетами, производимыми в процессе проектирования, так как ввиду особой сложности обводов плавающих приспособлений гидросамолетов рабочие методы расчетов, с целью сделать их удобными для практического использования, имеют целый ряд допущений.
Из сказанного выявляется необходимость проверки мореходных качеств гидросамолета в натуру в обстановке его нормальной эксплоатации. Эти испытания, с одной стороны, дадут поправки на точность применяемых при проектировании методов расчета и эксперимента, а с другой — выявят действительные мореходные качества гидросамолета.
Для того чтобы установить объем испытаний, необходимо исходить из элементов, составляющих понятие мореходности гидросамолета.
Мореходность гидросамолета, как уже было указано, определяется безопасностью его плавания при различном состоянии водной поверхности, а также силе и направлении ветра. Безопасное плавание зависит от пловучести, остойчивости, маневренности и способности гидросамолета производить взлет и посадку в условиях нормальной эксплоатации.
Исходя из этих соображений, объем испытаний может заключаться в определении:
а) пловучести путем проверки положения грузовой и действующей ватерлинии при нормальном плавании и при плавании с затопленными отсеками;
б) остойчивости как поперечной, так и продольной;
в) времени и длины разбега и пробега.
Определение пловучести заключается в определении осадки и положения грузовой ватерлинии. Для этого устанавливают три-четыре варианта возможной нагрузки гидросамолета и для этих случаев производят замеры указанных элементов в предположении, что центр тяжести уже определен обычными способами.
Гидросамолет спускается в штиль на тихую воду с размещенными на соответствующих местах грузами; на носу и корме укрепляются рейки с делениями, нулевое деление которых соответствует пересечению’ их с условной строительной горизонталью (рис. 104). На реданном шпангоуте укрепляются по бортам еще две рейки, отсчет по которым будет контрольным.
По уровню воды на рейках снимаются отсчеты, эти отсчеты соответствуют носовым и кормовым перпендикулярам. Нанося их на теоретический чертеж, проводим ватерлинию, сравниваем ее с проектной. л получаем угол диферента из выражения
її — п:.
tg? =—— X— » (41) ‘
где L — расстояние между перпендикулярами, а Яи и Я, —отсчеты по носовой и кормовой рейкам.