ПРОВЕРКА МОРЕХОДНЫХ КАЧЕСТВ. ГИДРОСАМОЛЕТА

1. Общие сведения

Современное состояние экспериментальной техники позволяет при проектирований опытного гидросамолета получить его гидродинамические характеристики путем протасок моделей плавательных приспособлений в гидроканалах, а также выявить расчетные моменты, определяющие необходимую остойчивость при плавании с боковым ветром, при помощи боковой обдувки в аэродинамической трубе.

Однако производство этих экспериментов может дать только материалы для предварительных соображений, так как поло­женный в основу экспериментов закон подобия и постановка опытов не позволяют при переходе к модели повторить обста­новку действительной эксплоатации гидросамолета.

Точно так же обстоит дело и с расчетами, производимыми в процессе проектирования, так как ввиду особой сложности обводов плавающих приспособлений гидросамолетов рабочие методы расчетов, с целью сделать их удобными для практи­ческого использования, имеют целый ряд допущений.

Из сказанного выявляется необходимость проверки мореход­ных качеств гидросамолета в натуру в обстановке его нормаль­ной эксплоатации. Эти испытания, с одной стороны, дадут по­правки на точность применяемых при проектировании методов расчета и эксперимента, а с другой — выявят действительные мореходные качества гидросамолета.

Для того чтобы установить объем испытаний, необходимо исходить из элементов, составляющих понятие мореходности гидросамолета.

Мореходность гидросамолета, как уже было указано, опреде­ляется безопасностью его плавания при различном состоянии водной поверхности, а также силе и направлении ветра. Безо­пасное плавание зависит от пловучести, остойчивости, маневрен­ности и способности гидросамолета производить взлет и посадку в условиях нормальной эксплоатации.

Исходя из этих соображений, объем испытаний может заклю­чаться в определении:

а) пловучести путем проверки положения грузовой и дейст­вующей ватерлинии при нормальном плавании и при плавании с затопленными отсеками;

б) остойчивости как поперечной, так и продольной;

в) времени и длины разбега и пробега.

Определение пловучести заключается в определении осадки и положения грузовой ватерлинии. Для этого устанавливают три-четыре варианта возможной нагрузки гидросамолета и для этих случаев производят замеры указанных элементов в пред­положении, что центр тяжести уже определен обычными спо­собами.

ПРОВЕРКА МОРЕХОДНЫХ КАЧЕСТВ. ГИДРОСАМОЛЕТА

Гидросамолет спускается в штиль на тихую воду с разме­щенными на соответствующих местах грузами; на носу и корме укрепляются рейки с делениями, нулевое деление которых со­ответствует пересечению’ их с условной строительной горизон­талью (рис. 104). На реданном шпангоуте укрепляются по бор­там еще две рейки, отсчет по которым будет контрольным.

По уровню воды на рейках снимаются отсчеты, эти отсчеты соответствуют носовым и кормовым перпендикулярам. Нанося их на теоретический чертеж, проводим ватерлинию, сравниваем ее с проектной. л получаем угол диферента из выражения

її — п:.

tg? =—— X— » (41) ‘

где L — расстояние между перпендикулярами, а Яи и Я, —от­счеты по носовой и кормовой рейкам.